Место цветущей капальпы

  -А давай сделай клип про наш город и улицы!-предложила я другу Вите.Так,чтобы музыка была,чтоб увидеть и вздрогнуть,расстрогаться и вернуть надолго приятные воспоминания.Он ответил,что цветных фото того времени мало, почти нет, потому не получится.
  На днях увидела старое фото, где так точно, так четко видна знакомая дорога к  зимнему  кинотеатру. Всегда, сколько себя помню, шла именно этой дорогой в кино, к подруге, на свидание.Глубокие трещинки в асфальте  напоминали корни крепкого дерева: так длинно и глубоко  они   тянулись по всей ширине дороги.
  -  Смотри,- говорю сыну, который никогда не был в моем городе детства и юности, - это дорога  к кинотеатру. Видишь, с двух сторон здесь растут капальпы, такие деревья, которые мы снимали в разных парках.
Сын внимательно смотрит и не понимает, что же меня так взволновало.
  -Вот смотри, по этой дороге мы гуляли с твоим папой. Прямо к кинотеатру и завернуть вправо, там такая аллея, с двух сторон которой растут ели и там так прохладно, так много тени и есть фонтан.Иногда он работал, но чаще- нет, но там очень уютное место для прогулок.
    На самом деле,я должна была ему рассказать, что гуляли там не только с его папой, но глаза ребенка потеряли бы всякий интерес.Он постоянно отстаивает интересы папы и если я съезжаю с этой темы, он ждет, когда я вернусь назад.
    Платаны,( я до сегодняшнего дня считала  эти деревья -платанами,а в этом году экскурсовод поправил меня,что платаны-это чинары,а эти деревья капальпы),росли у нас по всему городу.
   У моего дома, напротив автобазы, у арыка, где дети месили грязь и строили глиняные домики для своих кукол.Они росли на улице 50-летия Погранвойск, придавая самой солнечной улице тень, но не очень -то платанам это удавалось!
И только тут, на перекрестке и до кинотеатра,  капальпы были волшебными. Все их помнят, уверена! Потому что это место пахло  сладким медом,такими душистыми они были.Цветы капальпы- кремово-желтые,с темно -фиолетовыми пятнами.
   Сначала цветы радовали своей красотой, а чуть позже плодами, такими гладкими, серповидными,  длинными стручками. Со временем, семена в них созревали, растрескивались, разлетались,  и  вся дорога была усыпана  неровным жестким ковром. Цветы выделяли сок, он медленно некрасиво  вытекал из чашечек, пугая испачкать нас при приближении.
    Одно время я  не любила это место. Каждую ночь провожала свою подругу и одноклассницу Надьку Скачкову до этого “нашего” места.Это была середина  пути к ее  дому.
Мы работали с Надеждой  в заводской лаборатории и в час ночи возвращались домой.Ей идти до дому было далеко.Я провожала ее без удовольствия, потому что возвращаться домой одной среди ночи было очень тревожно, хотя никаких поводов для тревоги и быть не могло.
   В ночи, уставшие и полусонные, мы прощались  до завтра.Еще не переставая о чем-то говорить, потому что разве наговориться можно в наши годы!
  Со временем, иногда, мы с подругой Ириной, сидели здесь, недалеко от Райкома партии, где с доски Почета висел мой совсем неудачный портрет.Помню, работала там в ЦК Комсомола, Аза,Азочка, учившаяся со мной в параллельном классе.Повелительно приказала утром сделать фото, потому что надо очень. Вот я , с работы,не спавшая ночь, с третьей смены, сидела и смотрела в объектив, не понимая, что происходит.Мне было неприятно потом  на себя смотреть, но портрет висел долго и  мы с Ириной там на лавочке сидели.У нас с ней был не очень простой период  в жизни. Ах, сколько же мы
тогда  говорили, повторялись, мечтали, строили планы, а потом расходились по домам и опять грустили.
  Помнит ли Ирина, как однажды,  в том месте,  к нам подсел поговорить незнакомый парень. Все в этом маленьком военном городке хорошо  знали друг друга.  А этот незнакомец оказался танцором  Московского Краснознаменного Ансамбля Песни и Танца. Сказал, что только недавно приехали в отряд  и он решил посмотреть город.
  Мы с Ириной  повели гостя нашего города на самое правильное место- на стадион.Вечером там ничего не было видно, но какой был простор вокруг!  Стадионная трава  и деревья над головой , новые удобные скамейки и низкое ночное небо, усыпанное звездами и огромной луной, придавали месту особый шарм.
  Незнакомец назвал себя, рассказал о работе, о городах, в которых они выступают и пригласил нас на завтрашний концерт.Сказал, чтобы подошли, он нас встретит. Но у нас с Ириной было не до концерта и не до танцора.Мы быстро с ним распрощались и пообещали прийти.Но что- то подсказывает мне, что он и не огорчился этому.
   Там, напротив перекрестка, где росли капальпы, был продовольственный магазин, всегда холодный и с не очень богатым ассортиментом. А за продмагом жила моя одноклассница Таня. К тому времени у нее было двое детей, муж и светлая двухкомнатная квартира в новом доме. Я постоянно, приезжая в отпуск, бывала у них. Нравилось смотреть как подружка умело гладит пеленки, варит еду. Там мы пили вино, на то время в магазине продавался только “Кагор” и “Памир”.  Вино было сладкое, вязкое и терпкое, а разговоры были длинные, долгие.
   В последний раз я приехала в город, когда умерла мама. Все это время, я доходила до места платанов,вернее-капальпы и сворачивала направо, к подруге.Они меня спасали, отвлекали, были единственными, кого я видела тогда в тот тяжелый месяц.
    Если бы клип  получился  в черно-белых тонах , я бы все время его смотрела.Друг нашел бы хорошую музыку, он это умеет.И не важно, кто -то бы его посмотрел или нет. Это было бы нужно  мне.Может еще кому-то. Так вот бывает. Как я иногда пишу о городе и через время приходит рецензия, где человек отвечает, что был и служил в моем городе.Узнал по описанию и как я все правильно описала его.Удивительно, как он нашел меня, как нашел эту историю…И я теперь  понимаю, что у каждого клипа или истории свои почитатели обязательно найдутся
   Смотрю на аллею капальпы или, пусть по нашему,неправильно-платанов словно зачарованная. Столько там мест еще любимых,”своих”, которые на цветных снимках совсем чужие. Они не передают наши ощущения, эмоции, годы, которые навсегда остались в том воздухе, которым мы дышали.


Рецензии