П. в2-предсвадебные игрища-7

 
Зима с подругой золотой
Березок обнажила станы,
И в час заката огневой
Они стоят передо мной,
Как полонянки перед ханом.

Их жар теперь не возбудят
Чужие хладные объятья.
Их не разбудит свист бичей,
Ни стон, ни гневные проклятья.

Но лишь игривый Лель пройдет
По лугу со своей свирелью,
Из них  составит хоровод
И их обрызгает  капелью.

Они головками встряхнут
Несмело разгибая станы,
И быстро косы разовьют,
Их сенью скрыв былые раны..

И вдруг забывши боль и страх,
У края призрачной дубравы.
Березки спляшут над рекой,
Пленительно сгибая станы.

На них, любуясь, старики
Промолвят: «Нет на них управы!
Их час моленья у реки,
Как час языческой забавы».
 

На первый день листеня или первого сентября, по уже входившего в моду латинскому календарю, стольный город Владимир праздновал наступление Нового года. День был необычайно знойный,  усталые всадники въехали в город через поречные ворота  и тяжело взобрались на холм к княжьему терему. Стражники накоротке распрощались с Кожемякой и он увел молодого волхва  в людскую, чтобы его там умыли и накормили.
Кожемяка задумчиво глянул вслед понравившемуся ему задумчивому пареньку-волхву, которого увели шустрые девушки и шумно вздохнул. Ведь когда то и он мечтал о тихой жизни среди леса, среди книг, растений и размышлений в пустынной обители.
Появление Поляночки с подругами отвлекло его от грустных мыслей. Девушки явно шли купаться и были одеты легко и просто. Просторные белые платья с легкой вышивкой по рукаву и у ворота скрывали их стройные тела, шаловливый прохладный ветерок временами открывал любопытным взглядам изящный абрис их стройных станов. Волосы у всех были перехвачены красными и синими лентами. Девушки гурьбой высыпали на боковое крыльцо. Впереди вприпрыжку бежала невысокая стройная Поляночка. Увидав, Кожемяку она перешла на плавный степенный шаг и высоко задрала подбородок.
Подруги тоже притихли и пошли за нею улыбаясь, шепчась и хихикая. Арина, Истома, Синеока и две дочери городского посадника Перегляда и Пребрана старательно делали вид, что им не очень интересно, о чем заговорит идущий рядом с Поляночкой отважный Кожемяка. На самом же деле они то и дело бросали на них веселые любопытные взгляды. Поляночка шла и надменно молчала. Василий почесал затылок и, старясь не отстать от легко ступающей девушки, заговорил:
-Прости меня Поляна за неразумение. Но не моя вина в том, что я никак не мог отказаться от Любавы. Что это было за наваждение, я и сам не пойму. Чур меня, коли не был я околдован. Прости меня и вспомни о своей ладанке, которая спасла меня от смертельного удара коварной колдуньи.

Поляночка взглянула на Василия с интересом:
-Почему ты думаешь, что мой подарок спас тебя?
 Кожемяка молча вынул из-за пазухи и протянул боярышне согнутую и порезанную ладанку. Витое серебряное украшение было почти рассечено мощным ударом, на нем запеклась кровь. Щеки девушки зарделись.  Она слегка отвернулась, а потом взглянула на Василия повлажневшими глазами.
-Хорошо, милый, я подумаю и может быть когда-нибудь прощу тебя.
Она помолчала и добавила:
-Только не надейся, что это произойдет очень скоро. И очень может быть я вообще передумаю!-выпалила она вдруг весело и побежала догонять ушедших вперед подруг.
 Девушки наперегонки побежали к ивовым зарослям.

Занятый невеселыми мыслями Василий едва не поперхнулся от звонкого удара по спине. Позади него хитро скалился белозубой улыбкой Ярослав Зверолов  в богатом расшитом каменьями наряде.
-Вот чертяка, я даже не слышал, как ты подошел!- удивился Кожемяка.
 Зверолов довольно засмеялся и мельком глянул на свои тонкие стройные ноги, обутые в юфтовые сапоги из телячьей кожи на тонкой подошве и выставил одну ногу вперед, гордо подбоченившись:
-Ишь ты чего захотел. звери не слышат, как я хожу, а не только ты. Да ты чего то сегодня какой-то грустный. Иль не выспался?» –спросил он, заметив над кривой улыбкой печальные глаза Кожемяки.
-Да я сегодня еще и не ложился спать, но дело не в этом.
И Василий, помявшись, рассказал Зверолову, что ему очень хотелось бы справить свадьбу следом за Любавой и Пересветом. Но Поляночка сильно обижена на него, потому что он так и не решился порвать с Любавой ради нее.
-Она мне трижды спасала жизнь, а я вел себя с ней, как последний осел-покаянно произнес печальный витязь.

Ярослав улыбнулся:
-Если сильно обижена, значит, сильно любит. Теперь  тебе нужно поставить её в такой положение, чтобы она не посмела отказать тебе. По моему разумению, тебе надо поступить по древнему обычаю, украсть её одежду во время купания. Она обязана взять одежду и дать согласие выйти за тебя замуж, ибо так велит обычай. А чтобы не терять время, бо, лето то кончилось, иди-ка ты за Степаном. Я ему то же самое насоветовал. У него вороги Арину обесчестили, так она боится теперь к нему близко подходить. Парень в конец извелся, а с ней нет никакого сладу, к христианским попам повадилась ходить, грех отмаливать. Так что он, небось, с утра в тех кустах сидит, за которыми обычно девицы купаются.

-А если она все же откажет?»-засомневался Кожемяка.
Зверолов хитро подмигнул:
-На строптивых девок есть только одна управа. Оставляешь её одну, на берегу в чем мать родила, а одежду её несешь к батьке. Уж отца то никто не ослушается. Считай, что со свадьбой дело улажено.
Ярослав упер руки в бока и испытующе посмотрел на Василия:
-Ну что же? решайся!

Василий тяжко вздохнул и махнул рукой:
-Эх, была не была! Чего тянуть то уж, пошли!
Друзья торопливой рысцой поспешили к ивняку, и, оглядываясь по сторонам, тихо нырнули в него. Где то рядом, под обрывом, звенел девичий смех. Пригнувшись чуть не до земли, они подобрались к крайним кустам и чуть не наступили на лежавшего в засаде Степана. Тот сердито замахал на них кулаком и они поспешно залегли, время от времени высовываясь, чтобы оглядеть берег. Одежда девушек лежала на берегу и висела на кустах, платья казались одинаковыми, но Степан вывел их из затруднения, указав на  одежду Поляночки.

Пока женихи собирались с духом, Зверолов искренне любовался стройными телами пловчих, то и дело толкая, то одного, то другого приятеля и нашептывая им на ухо веселые непристойности. Те сердито отмахивались, не решаясь вылезти из кустов. Из девушек, только Синеока плескалась у берега, зато остальные резвились на глубине, весело ныряя друг за другом. Их молочной белезны кожа ярко светилась на солнце, которое будто только для того и повисло в небе, чтобы молодцы могли получше разглядеть купальщиц. А они, в свою очередь, с удовольствием подставляли свои нежные тела последним нежданно жарким лучам уже катящегося к осени светила, ни капли не подозревая, какие бури страстей вызывают этим во взглядах своих тайных обожателей.

Но вот, наконец, Кожемяка решился и, толкнув Степана, выскочил на берег. Девушки запоздало обернулись на хруст ветвей, но Степан и Василий уже прыгали по косогору, устремившись к их одеяниям. Худенькая Синеока первой оправилась от испуга и с визгом бросилась к своей одежде. Но выручить одежду подруг она уже не могла.
Девушки кричали и обзывали парней всякими обидными прозвищами, из которых, пожалуй, самым приличным было прозвище «вонючий хорек». Но все было напрасно. Василий отошел чуть в сторону и ступил в воду. Поляночка, приложив ладони к грудям, вышла из воды по пояс. Арина также подошла к Степану и начала с ним торг зловещим шёпотом. Василий насмешливо смотрел на растерянную боярышню, как будто видел её впервые. Пылая румянцем, она посмотрела на Василия в упор и спросила сердито:
- Ты зачем мою одежду украл, опозорить хочешь или потешиться надумал из-за моего отказа?

Кожемяка смотрел на нее во все глаза и постепенно терял уверенность. Однако он вспомнил наставления Зверолова и, прокашлившись, спросил:
-Дашь себя одеть и миром пойдешь под венец или  пожелаешь, чтобы я твою одежду снёс твоему отцу, а он уж насильно выдал тебя замуж?

Боярышня сердито взглянула на Василия и, отвернувшись, потупила взор. Она обхватила тонкими руками свои плечи и стояла, поникнув головой. Кожемяка глядел на ее неподвижную спину. На светящиеся в воде ягодицы и у него закружилась голова.  Он шагнул в воду и, обняв, запрокинул ей голову и начал целовать. Девушка сначала не сопротивлялась, но потом попыталась его оттолкнуть.

Кожемяка едва удержал её мокрыми руками. Она опустила голову ему на грудь и тихо сказала:
-Если ты действительно хочешь доказать, что меня любишь, то выполни и мое условие, чтобы Любава не насмехалась надо мной. Оно намного скромнее княжеского, но все же тебе три раза придется рискнуть жизнью, чтобы добыть для меня белого слона, белого тигра и белого носорога. А для того, чтобы стать моим суженым приходи сегодня вечером играть на тот берег. Коли поймаешь, буду я твоей невестой. А теперь- отдай мое платье!

Кожемяка растерянно отпустил девушку, она выскочила из воды и, натянув платье на мокрое тело, стремглав побежала наверх, не дожидаясь подруг. Девушки потянулись за ней следом, на бегу натягивая на себя одежду. В кустах они неожиданно натолкнулись на Ярослава и крепко оттузили его, чтобы хоть чуточку рассчитаться за свой позор. Степан и Арина стояли на берегу поодаль, сжав друг друга в объятиях и, Василий не стал их тревожить, а поспешил в кусты к Ярославу. Беспечный Зверолов, смеясь, потирал ушибленные места и приговаривал:
-Коли девка больно бьет, значит с прибылью поход, коли треснет по спине, значит точно быть войне.

Кожемяка рассердился:
-Кончай балагурить, ты хоть чуток соображаешь во что ты меня втянул? Теперь меня боярышня за белыми слонами посылает.
-Скажи спасибо, что не за белыми моржами. Честно говоря, я порядком подзамерз за время нашего путешествия и в сторону Борея больше не ходок. А к теплым морям, пожалуйста, можешь на меня рассчитывать.
-Вот и полетишь со мной ближе к солнцу, умник-разумник, юбочных дел советник.
Ярослав обиделся:
-Ты, Васильша, дурака не валяй, коли ты девку подмять под себя не можешь, то я тут при чем?
Кожемяка вздохнул и махнул рукой:
-Вот сегодня вечером и разберемся, смогу я её подмять под себя или нет.
Зверолов удивился:
-Да, неужто, она тебя на последний хоровод пригласила в честь Ярилы? Ну, значит, твои ставки растут. Теперь только  держись, не оплошай.


Рецензии