Злая сказка. Про деньги и их силу? Снегурочка, опе

 Злая сказка. Про деньги и их силу?
"Снегурочка", опера Римского-Корсакова, новая сцена Мариинского театра,  4 августа  2020 года.

Премьера нового спектакля, режиссер-постановщик - Анна Матисон, художник-постановщик - Александр Орлов. Весна-красна - Анна Кикнадзе, Снегурочка - Ольга Пудова, Бобылиха - Любовь Соколова, Лель - Екатерина Сергеева, Купава - Екатерина Санникова; Дед Мороз - Андрей Серов, Леший Василий Горшков, Бобыль Бакула - Денис Закиров, царь Берендей - Евгений Акимов, Бермята - Евгений Чернядьев, Мизгиря - Владислав Куприянов.
Вокально женская часть состава была интереснее и лучше, чем мужская: Екатерина Сергеева, Ольга Пудова, Екатерина Санникова, Анна Кикнадзе,  Любовь Соколова. Такова последовательность моих симпатий в отношении пения. Из мужской части исполнителей уши приняли только Дениса Закирова и Василия Горшкова. У остальных же скорее была более или менее слышная мелодекламация, нежели пение. А жаль, очень хотелось послушать хорошие голоса.
После спектакля осталось очень странное противоречивое впечатление. Постановка, к счастью, не настолько осовременена, чтобы мешать слушать оперу. Тут все в пределах разумного, и общий замысел и трактовка персонажей, скорее удивляют, чем раздражают. Они очень вторичные, полны чужих идей и образов. Мысль об использовании каких-то единых "заготовок", словно элементов конструктора "Лего" неотступно преследовала меня весь спектакль.
Я восприняла главной идеей силу денег: они могут все! И любви без денег не бывает!  У кого они есть - тот и на коне! Ну, как говорится, каждый решает в меру своей испорченности. Несимпатичная и неправильная идея. Разрушительная.
Лель в спектакле - разбитной парень, деревенский ловелас, внешне - гуцульский чабан-махновец, шапка набекрень, только цигарки не хватает, по ухваткам он сущий приблудный мартовский кот, который передрал всех окрестных домашних кошечек.
Да и девки тут во главе с Купавой  и есть эти рвущиеся к дикой сексуальной свободе мартовские кошки. С Купавой вообще перебор вышел, она здесь не просто  шалава, выбирающая жениха побогаче и познатней, ждущая подарков и подношений, а просто натуральная шлюха, строящая глазки всем, включая старичка Берендея.
Мизгирь вообще лишен какой-либо привлекательности. Чванливый нувориш, сорящий деньгами направо и налево. Только чары Весны-красны могут заставить Снегурочку его полюбить. Но и тут он не может удержаться от швыряния денег в воздух. Какое-то сплошное "money,  money, money", как в знаменитом шлягере "Аббы".
Тема жадности - сквозная в спектакле. Бобыль и Бобылиха отбирают у Снегурочки шапочку,  шубку, руковички (прямо как андерсеновская  маленькая разбойница!) и берут ее в дочки из явно корыстных побуждений.
Купава все время принимает подарки - от Мизгиря, потом от Леля. Мизгирь без устали откупается, сорит деньгами, задаривает Бобылей, даже Снегурочку под конец пытается осыпать златом! Ох, уж эти мне реализованные метафоры. Их тут тоже предостаточно!
Веселая, беззаботная, шаловличая и наивная Снегурочка,  дитя Весны и Мороза, почему-то у берендеев становится убогой дочкой-сироткой Бобылей, вечно обнимающейся с куклой, и это  вызывает стойкую ассоциацию с маленькой Машей из "Щелкунчика".
Вообще, весь спектакль - это сплошные параллели и отсылки к другим постановкам Мариинки и известным фильмам. Одна сцена Леля с девушками чего стоит. Лишь он их коснется, они падают, "сами собой в штабеля складываются!" (фильм "Девчата").
Весна-красна одета в малиновое платье (красна буквально), как Настасья в "Чародейке", и вся первая сцена с Дедом Морозом напоминает фрагмент из этого спектакля. Огромный белый шар, непонятного предназначения (вторая Луна?), который по ходу оперы меняет размеры и превращается в Ярило,  вызывает в памяти знаменитый фильм Ларса фон Триера "Меланхолия". Только, убей Бог, не пойму, как это работает на сюжет "Снегурочки"?!
Выезд красного авто с Мизгирем - ну, было авто в "Сицилийской вечерне"!
Вся стилистика декораций с бревенчатой стеной и лестницей неудержимо напоминает "Царскую невесту".
А царь Берендей на русской печке, чем не Емеля- бездельник и хитрец из мультика?
А слепцы, которых использует режиссер для политизации аполитичного сюжета? Зачем их ставить в классическую расстрельную позу,  знакомую нам по новостям о звествах моджахедов? И что уж совсем меня озадачило, так это кадры кинохроники про всякие военные и политические ужасы, показанные на фоне занавеса перед самым началом спектакля.  Где они, а где берендеи!?
Вспоминается прежняя версия спектакля Мариинки - милая светлая сказка, с очаровательной Весной в красивом венке, со страстной, но не распутной Купавой, со страдающим Мизгирем и привлекательной в своей невинной безмятежности Снегурочкой. Там была сказка о любви и ее силе менять жизнь к лучшему! А в новой версии о чем эта история? Злая сказка о жадности, похотливости и силе денег? И стоило это таких усилий?


Рецензии