Маленькие нескучные истории. часть третья

   Сегодня я хочу предложить вашему вниманию очередной рассказ о моих прогулках в Нескучном Саду. Я спешу в это благодатное место в обеденный перерыв, чтобы вновь и вновь испытать радостное чувство общения с моими друзьями: синицами, утками, белками и другими обитателями этого замечательного парка. Нескучный Сад поистине благодатное место, где утки, завидев вас, плывут к берегу, белки доверчиво прыгают на плечо, а синицы охотно присаживаются на протянутую к ним ладонь: они знают, что вы пришли не с пустыми руками, а принесли всевозможные лакомства!

   Большие синицы и лазоревки используют мою ладонь не только в качестве «банкетного столика», но и как подиум для демонстрации своего оперения. Особенно хорошо смотрятся лазоревки, освещённые природным прожектором – ласковым Солнышком! А кроме лазоревок и больших синиц на моём «подиуме» красовались серо-голубые поползни и даже воробушки. Я уже не говорю о голубиной братии – эти пернатые ведут себя по-компанейски и без особых церемоний взлетают на ладонь, буквально сметая крыльями пирующих там синиц!

   А если аппетит утолён, мой «банкетный столик» превращается в сценическую площадку и даже цирковую арену. Какие только представления не увидишь на этой импровизированной «сцене»! Настоящие бои пернатых, когда синица, овладев ладонью, прогоняет клювом новую гостью, которая тоже не прочь полакомиться. Умилительные сценки, когда синица-мамаша кормит своего птенчика прямо на моей ладони! Наконец, акробатические трюки, когда синица висит на одной лапке под ладонью в ожидании своей очереди за «столиком». Она цепляется коготками за мой палец и её терпению можно позавидовать. И как она радуется, завладев, наконец, освободившейся ладонью!

   Я неторопливо прогуливаюсь по аллее, а синицы сопровождают меня дружной стайкой, сменяясь на моей ладони, как картинки в калейдоскопе. Пернатая пара и тройка вовсе не редкость, а иногда складывается квартет или квинтет. Максимально на моей ладони умещалось шесть синиц (в дни, когда с природным кормом возникали проблемы). Это документально зафиксировано фотокамерой. А если учесть всех гостей: на ладони, на рукаве, на плечах и даже на голове – количество отдыхающих на мне пернатых приятелей достигало девяти!

   Время года не имеет значения: птицы мне рады и зимою и летом! Особенно в морозные зимние дни, когда возникают трудности с пропитанием. 4 февраля 2014 года. В этот день я ещё издали заметил компанию синиц на кусте сирени. Я сервировал ладонь, но вопреки моим ожиданиям гости не спешили занять свои места за «банкетным столиком». Они оставались на ветках и тоненько попискивали. Я подошёл поближе и обратил внимание на необычное поведение лазоревки. Птичка неподвижно сидела на ветке и, вытянув шейку, напряжённо смотрела вверх, издавая тоненький писк. Я проследил её взгляд и заметил на вершине молодой пихты силуэт моего старого знакомого – ястреба! Я уже рассказывал об этом «герое», поселившемся в Нескучном Саду осенью 2013 года.

   Ястреб явно высматривал цель, а выше, на берёзе, молча, сидели четыре вороны. Вдруг ястреб сорвался с дерева и принялся кругами летать над макушкой пихты, а в её кроне с криком заметались какие-то мелкие пташки. Пташки кинулись врассыпную, а хищник, держась на большой высоте, последовал за ними в чащу. Вороны сбросили оцепенение и дружно полетели за ястребом. А я, как заворожённый, следил за этой сценой, забыв о цели своего визита в парк! Придя в себя, я посмотрел на сиреневый куст: лазоревка оставалась на своём месте, но уже не проявляла признаков беспокойства. Однако от приглашения в столовую она на этот раз отказалась и поспешила покинуть опасное место.

   Обычно ястребы обитают в лесах на опушке или вблизи просторных полян, которые служат им местом охоты. Появление их в московских парках – не редкость. Здесь они охотятся за мелкими птицами и грызунами. Ястреб неподвижно сидит на высокой ветке, сливаясь своим серым оперением с корой дерева, и высматривает добычу, а потом резким броском настигает незадачливую жертву. Неудачи не охлаждают его охотничий пыл: ястреб достаточно терпелив.

   Одну из таких «баталий» я наблюдал воочию; к счастью, в тот раз обошлось без жертв: воробьи мгновенно рассыпались по кустам! А наш ястреб по всем приметам – перепелятник. Его жёлтые глаза «загораются» от фотовспышки, а внутренние перья матово-белые: это хорошо заметно в полёте. Пёстрая коричневато-серая «шубка», длинный хвост и самое главное – крючковатый клюв – придают ему гордый и независимый вид. Ястреб покидает свой наблюдательный пост, совершает несколько стремительных круговых полётов и возвращается на вершину липы или пихты. А вороны, по всей видимости, ожидают результатов его охоты. Сами они не охотятся, а останками голубя или мышки не прочь подкрепиться. Вороны держатся группами, поэтому ястреб на них не нападает. Я несколько раз замечал пернатого охотника, кружащего на верхних этажах парка, и только однажды наблюдал его отдыхающим на ветке дерева.

   Лужайка у Летнего Домика. На кустах сирени развешены деревянные кормушки с картинками, изображающими упитанных синиц. Здесь, как всегда, сборище пернатых. Воробьи и голуби составляют компанию большим синицам и лазоревкам, изредка наведывается дятел. Сюда же спешат за подкреплением и белки. Вот одна из них забралась в подвешенную на ветке пластиковую бутыль, пытаясь что-то найти на её донышке. В этот момент она совершенно беззащитна: самодельная кормушка может запросто превратиться в ловушку! Однако белки с доверием относятся к посетителям парка и совершенно справедливо считают их своими благодетелями, а не охотниками. Иногда из бутыли торчит только рыжий хвостик, а бывает, что и вся белочка вместе со своим шикарным хвостиком помещается внутри прозрачной кормушки…

   Завидев меня, белка оставляет свои тщетные попытки что-нибудь отыскать в «кормушке» и, не раздумывая, прыгает ко мне на плечо. А я ещё не успел приготовить угощение. Пока я сервирую «банкетный столик», белка бегает по мне, как по веткам дерева: с плеча на плечо, забирается на шапку, спускается по рукаву, чтобы оценить содержимое моей сумки. Наконец, заметив на ладони груду орешков, белка, довольная, что её ожидания оправдались, принимается за трапезу. Она усаживается на моём рукаве и берёт лапками угощение со «столика», а её пушистый хвост располагается в это время на моей руке до плеча.
 
   Теперь я могу заняться фотокамерой. С такого близкого расстояния в объективе помещается лишь беличья меховая шубка с «огромными» ушками. Сразу и не разберёшь, что это такое. А иногда в момент нажатия кнопки белка закрывает хвостом объектив и получается пустой кадр! На ветках появляются ещё две-три белки, ожидающие своей очереди. Наконец, одна из них не выдерживает и прыгает ко мне на плечо. Но её попытки занять место за «столиком» немедленно пресекаются: первая белка прогоняет соперницу! Недолгое сражение происходит прямо на мне, как на стволе дерева. Белки вихрем пробегают по мне, а потом переносят свой «показательный бой» на ближайшую ветку сирени.

   Выяснив отношения, соперницы наблюдают, как я раскладываю на ладони добавку, а потом одна из них по-хозяйски возвращается в «столовую» и продолжает прерванную трапезу. Не следует забывать, что вся эта сценка происходит в окружении синичьей компании, и синицы тоже активно участвуют в трапезе! Пока белки выясняли отношения, ладонь «оккупировали» синицы: «посадочная площадка» редко пустует. Синицы наловчились уносить свою долю прямо из-под лап пирующей на руке белки. Пернатая «циркачка» цепляется за мой палец и повисает под ладонью в ожидании подходящего момента. А потом на глазах у белки ловким броском захватывает хлебную крошку, а иногда и целый орешек! Белка относится к этому акту с полным спокойствием: она знает, что (согласно её предварительному исследованию) в сумке имеется ещё целый пакет гостинцев!

   Что тут ещё добавить? Можно следовать инструкциям по релаксации или заняться медитацией, чтобы привести в равновесие свои расстроенные чувства и мысли. Можно посидеть, наконец, в позе «лотоса», отрешившись от навязчивых «благ» мира сего. Но лучшая медитация – это общение с природой! В прямом смысле: синица на ладони доступнее жаворонка в Небесах! Можно любоваться сидящей на ладони лазоревкой (которая иногда довольно посвистывает), а душе позволить распевать вместе с жаворонками в просвеченной Солнцем лазури! Вот вам верное средство от случайных печалей. Рекомендую: неоднократно проверено на практике!


Рецензии