Немного размышлений о первых людях на земле
Многие считают труд проклятием и наказанием за грехопадение. Это не так. Труд облагораживает человека, делает его творцом, приближает его к Богу. Таков был замысел Божий. Бог сказал: "Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему" а в следующем стихе мы читаем: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его". Быть образом Божьим человеку было дано от начала, а стать подобием Божьим ему предстояло в процессе труда и творчества.
Бог мог сотворить мир в одно мгновение, одним словом - и солнце бы восходило, деревья росли, птицы летали, звери бегали, рыбы плавали, трава зеленела - от одного Его слова, сказанного однажды. Но Бог создает мир постепенно, день за днем, наслаждаясь Своим творчеством. Бог умеет терпеть несовершенство нашего мира. Его труд растянут во времени. Это истинное творчество.
Другая заповедь, данная Адаму - заповедь познания. Дать имена животным - значит узнать их сущность, определить их судьбу и назначение в этом мире. Бог пригласил человека в сотворчество, соавторство, сотворение. В процессе познания окружающего мира человек, по замыслу Бога, должен был приближаться к Нему. Римл.1:20 "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы".
Получив от Бога жену, Адам воскликнул: "Она будет зваться женою, ибо взята от мужа" - для нас это бессмысленная фраза. Но на иврите "иш" - муж, а "ишА" - жена. Во всех других языках мужчина и женщина - антонимы. В еврейском это однокоренные слова. В современных языках мужчина и человек - одно слово. На украинском "чоловiк", на английском "man", на французском "homme". А женщина - совсем другое слово, антоним. Но в начале не было так. Бог сотворил одного человека - мужчину и женщину.
Знали ли Адам и Ева добро и зло до вкушения с древа познания? Ведь древо познания добра и зла названо так Моисеем по событию, которое произошло в связи с ним. Адам знал, что хорошо - все Божье творение и что не хорошо - быть человеку одному. Это теоретическое знание. Другое дело - практическое познание, пропускание через себя. Там, у древа, Адам и Ева познали зло и оценили добро, которого они теперь лишались - чистоты, открытости и общения с Богом.
Был ли свободен человек в Эдеме в полной мере? А что такое свобода? Что такое Я вообще? Ведь внутри каждого из нас целый парламент, целая государственная дума сидит. На элементарный вопрос: чем заняться вечером? - куча предложений от ума, сердца, желудка, похотей и пр. Что-то внутри нас просит почитать книгу, что-то посмотреть фильм, что-то поиграть на гитаре, что-то покататься, что-то анекдоты новые найти или рассказать... и так далее. Человек всего лишь откликается на одну из фракций внутри себя. Ведется на мысль. Можно ли назвать свободой, когда человек порабощается низшему в себе? Грех происходит тогда, когда предложение низкой фракции реализуется за счет высокой. Для христианина свобода - возможность остаться верным самому высокому в себе.
Ева подходит к древу и начинает говорить со змеем: Быт. 3:3 "сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть". А ведь Бог не говорил не прикасаться. И вот уже первый грех - самовольное ужесточение Божьей заповеди. Это сделало ее атакуемой и легко опровергаемой - змей ведь не только прикасается, а висит, ползает по дереву, возможно, живет на нем - и не умирает.
Второй грех Евы - она стала смотреть на древо глазами потребителя. Перед ней дерево познания - вкуси с него и будешь мудрым как боги, а она думает о том, что оно хорошо для пищи... Перед ней неиссякаемый источник знаний - а она всего лишь любуется его кроной, оно всего лишь приятно ее глазу. И лишь в третьих она отмечает, что древо дает знание. Это вульгарный эстетизм. Это как во время вечери - не размышлять о страданиях Христа, а смаковать вино, гадая о том, кагор это или шардоне. Или слушать проповедника потому, что у него хорошие кроссовки. Очень многие смотрят на христианство глазами Евы, глазами потребителя: что оно мне даст?
Еще один грех Евы - она не стыдится своего греха, а делится им. Это т.н. "грех поднятой руки". В раввинистической литературе считается, что она почувствовала, что умирает и поняла, что после ее смерти Адаму достанется новая жена. "Так не доставайся же ты никому". В христианской традиции считается, что она после совершения греха ощутила в себе прилив эйфории: я смогла, я преодолела, я не тварь дрожащая, а право имею. Она пришла к Адаму похвастаться: я начинала свой путь твоим ребрышком, а теперь я стала как бог, я богиня! А ты не пойми кто. И может, поэтому Бог сказал ей: муж будет господствовать над тобою.
Интересно: Бог еще никого не наказал, никого не проклял, а человеку уже плохо. Два самых близких человека устыдились друг друга. Многие думают, что совершенный совместно грех объединяет. Но нет, он разделяет.
Нормальный человек - это человек плюс Бог. Теперь этого плюса не стало и они стали просто людьми. Увидели свою наготу. И здесь первая игра слов в Библии: хотели стать "арумим" - мудрецами, стали "эрумим" - голышами. А поскольку еврейское письмо консонантное, т.е. без гласных, то пишется это одинаково - двумя буквами "р" и "м".
И первая "мудрость", которую делает согрешивший человек - начинает прятаться от Всевидящего, Всеведущего Бога... в кустах. В кустах, Карл!
Интересно, что Бог спрашивает у последнего согрешившего, а значит не самого виновного, которому легче покаяться и показать хороший пример остальным. Бог дает возможность все рассказать самому. Вместо этого Адам становится первым стукачом а истории - жена, которую Ты мне дал, она...
Заканчивается этот разговор тем, что в богословии называется протоевангелием - первым евангелием: вестью о Спасителе. Быт. 3:15 "и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту".
Бог не отвернулся от человека.
© Андрей Кропочев (Размышления после прочтения новой книги А.Кураева)
Свидетельство о публикации №220090501321