Отрывок из романа Три товарища

Тем временем приготовления к ужину были закончены. Егор включил вполне приличную вертушку, поставил пластинку Свиридова, и три знатных человека, ещё малознакомые, но уже не чужие друг другу, расселись за икеевским сухощавым столиком, рассчитанным на две некрупные скандинавские персоны.

Однако вернёмся ненадолго в наше время. Оглядывая «типовое разнообразие» российского быта, накопившееся в России, да и не только в России за последние, скажем, шестьдесят лет, иногда кажется, что мир человеческого обихода приобрёл явно мистические свойства. Причём цель подобной, с позволения сказать, «мистики» – рассеять личность конкретного человека, поместив его в пространство с усреднёнными параметрами основных сфер жизнедеятельности.
К примеру, зачем заказывать мебель мастеру, когда проще и дешевле оформить по телефону необходимую меблировочку в супермаркете «Икея». Ну и что, что «типовая»? – Главное, решить проблему. Все мы помним отвратительный плакат времён перестройки: «Съел – и порядок!»
- Дикси! Ничего не поделаешь. - говаривал один мой знакомый. - Жить в согласии с собственной личностью – дело громоздкое!
 
Вот и выходит: если сознание не определяет основ бытия человека, то бытие как «неосознанная среда обитания» в свою очередь пагубно влияет на человеческое сознание.
Вы спросите: «Почему пагубно? Разве не могут типовые общечеловеческие интересы совпадать с интересами конкретной личности?».
В том-то и дело! Разумеется, могут, но это значит, что в точке совпадения личность человека превратилась в ячейку общечеловеческого миллениума. Ведь там, где начинается толпа, перестаёт быть значимой конкретная личная воля.
Безусловно, существуют благодатные объединения, такие, например, как церковные общины, цеховые союзы, в которых ценятся особые личностные характеристики: благонравие или профессионализм. Но даже эти добропорядочные общественные институты не имеют другого желания как приспособить личные качества человека к служению той или иной идее.
 
Успехи технического прогресса породили невиданные темпы человеческой типизации. И если в древние времена единообразие являлось особенностью лишь военных построений, то теперь это зло коснулось личной жизни каждого из нас.
- Вы говорите "зло"?
– Да-да, безусловное зло! Типизация сродни мобилизации на некую борьбу с несуществующим противником. Единообразие – это иллюзия, необходимая для того, чтобы под маской эффективной простоты лишить нас глубинных личностных переживаний, нивелировать взаимные различия, перемешать в сознании человека критерии добра и зла.
Дело в том, что кампания по изъятию из обихода индивидуальной человеческой сущности (назовём её «безликая хрущёвка») ставит жирную точку на идее воссоединения человека с Богом. Ведь для сближения с Истиной каждому из нас необходимо пройти долгий и тернистый духовный путь. И во всякой точке этого пути человеческая душа, выбирая направление следующего шага, должна делать осознанный выбор между добром и злом.
Согласитесь, в толпе осуществить подобное невозможно.


Рецензии