Тайны лютневой музыки

Жил на свете музыкант Владимир Вавилов (1925 – 1973). Был известен сперва как замечательный гитарист, а потом и лютнист. В 1970 году в фирме «Мелодия» он записал пластинку лютневой музыки 16-17 вв., в которой прозвучали произведения несравненных итальянских композиторов в т.ч. Франческо да Милано и Винченцо Галилеи. Меломаны 70-х расхватали вышедший диск в мгновение ока. А двум закадычным друзьям Анри Волохонскому и Алексею Хвостенко эта лютневая музыка так понравилась, что они сделали из нее песни.
Так на свет появился «Город золотой», которому Волохонский дал слова, а Хвостенко – свой голос:

Над небом голубым есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой.
А в городе том сад, все травы да цветы;
Гуляют там животные невиданной красы…

Вторая их песня называлась «Конь унес любимого»:

Конь унёс любимого в далекую страну.
Милого, любимого, в далекую страну.
Шлем его серебряный, далекий как луна
Белая безмолвная, холодная луна…

И тут появился еще один музыкант – Борис Гребенщиков, который выхватил у Хвостенко его «Город» и запел сам, да так что все подумали, что великий БГ и есть автор этой песни.
Что касается «Аве Марии» – то на пластинке вообще не стояло имя ее автора. Меломаны подумали, что это нехорошо, и приписали ее Джулио Каччини.
Вся эта музыка была настолько божественна, что все, зажмуриваясь от удовольствия, понимали, что только в средневековой Италии и могли появиться такие созвучия.
А что же Вавилов? Его стали забывать. Да, раскопал человек где-то прекрасную музыку, сыграл на своей лютне – честь ему  и хвала… Но не слава же!.. Тем более, что уже три года спустя выхода в свет пластинки ее исполнителя не стало: онкология.
И вдруг – как гром среди лучезарного итальянского неба! Вавилов – всех надул. Это он – автор этой великой музыки! Это он за всех средневековых итальянцев написал «Канцоны» и «Аве Марию». Ему, оказывается, так было проще «протащить» свои сочинения через отечественные худсоветы конца 60-х. О, времена, о, нравы!..
История поразительная. И помимо прочего особенно в ней примечательны два обстоятельства. Во-первых, отсутствие всякой кичливости со стороны автора. Другой бы – жизнь положил за своё имя: «Я – написал! Моё!..» А Вавилов:  «Пробивать, тратить силы... Вот еще! Лучше уйду в мистификацию – так даже интересней». Конечно, он знал себе цену, но гордыню смирил.
Во-вторых, мало написать что-то выдающееся, надо вставить его в золотую рамочку. Конечно, любители музыки оценили вавиловскую пластинку, только этого мало. Требовался еще умница Волохонский, взявший эту музыку и написавший к ней великолепный текст. И Хвостенко – первый исполнитель. Но и тут еще не хватало последнего штриха, и тогда появился БГ. Всё – песня состоялась. И стала одной из лучших в ХХ веке. Что касается «Аве Марии»  - она изначально была записана в вокальном исполнении и начала свое триумфальное шествие по концертным залам (только не путайте ее с шубертовской!)
А вот теперь, когда всё встало на свои места, не мешало бы и восславить Вавилова. Только что-то не очень с этим получается. Впрочем, имеющий уши – да слышит.


Рецензии
Спасибо! Болит за правду у вас душа! Мало на свете неравнодушных людей, которым важно чтобы справедливость восторжествовала,чтобы помнил мир имена истинных творцов
и знал непорядочных...Только и сышишь: "а оно тебе надо?"
НАДО! ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ И НУЖНАЯ СТАТЬЯ!

Лариса Евмина   24.01.2022 19:29     Заявить о нарушении
Вавилов в музыке - гений, и как человек очень симпатичный.

Вадим Забабашкин   25.01.2022 15:18   Заявить о нарушении