Международный день труда

               

                Мы придём к победе коммунистического труда!               
                Призыв ЦК КПСС

                От работы кони дохнут.               
                Народная мудрость

     «Май! Мир! Труд!» –- помните этот первомайский лозунг? В 80-е годы, очевидно, заметили в нём еврейский акцент и переставили слова: «Мир! Труд! Май!» Звучать стало коряво, зато без ненужных ассоциаций.

     Два раза в год -- в мае и ноябре, вожди лицом к лицу встречались с советским народом, делая ручкой ликующим колоннам через головы надёжной охраны. Эти демонстрации обычно сопровождались парадами с протаскиванием пушек и ракет, которые с каждым годом становились все толще и длиннее, чтобы за рубежом не забывали: «Наш бронепоезд стоит на запасном пути».

     Труд советского народа и был строительством этого бесконечного «бронепоезда». Из остатков и обрезков потом делали пылесосы, которые не сосали, телевизоры, которые взрывались и чай «Грузинский», который не заваривался.

     В отличие от «8 марта», превратившегося из сурового «Дня солидарности трудящихся женщин» в легкомысленный «День весны и любви», «Первомай» претерпел обратную метаморфозу. Вместо весёлого праздника богини Флоры с танцами в древнем Риме, по воле Второго Социнтерна стал «Международным днём труда». Родиной его был Чикаго, где в мае 1886 года во время «Бунта на Сенном рынке» (Hay-market Riot) произошли кровавые столкновения народа с полицией. Требования демонстрантов, между прочим, не были чрезмерными. Главное -- «8-ми часовой рабочий день!». Восхищаясь успехами американского капитализма, не будем забывать трагические страницы его истории.

     Труд, как известно, «создал человека». Первобытные люди сами строили себе жилища, шили одежду и добывали пищу. Потом наиболее проворные догадались, что можно заставить работать других, превратив их в рабов. В русском языке корень раб навсегда сохранился в словах: работа, рабочий, зарабатывать.

     С возникновением торговли непосредственной целью труда стало получение денег. Когда я после института в 1949 году пришёл работать на Уралмаш, то удостоился оклада 880 рублей в месяц. Один мой знакомый говорил: «За 2 тысячи я пошёл бы возить дерьмо». Элементы рабства были в то время налицо: принудительное распределение, трудовые книжки, невозможность уволиться, ограничение прописки и т. п. При этом, на работе можно было не напрягаться. Если бы не было скучно, я мог тихо досидеть до пенсии с прибавкой к окладу по 20–30 рублей каждые 5 лет, и никто не выгнал бы меня за безделье.

     Деньги – важный, но не единственный стимул трудовой деятельности. В 1961 году получил широкую огласку судебный процесс над «спекулянтами валютчиками» Рокотовым, Файбишенко и Эллисом. Они были потом расстреляны по прямому указанию Хрущёва. Это было убийство, совершённое с вопиющими нарушениями закона, которому была придана обратная сила. Запомнился ответ Рокотова судье на вопрос, зачем ему, имевшему миллион рублей, понадобились еще 12 миллионов. Не ручаюсь за точность слов, но смысл запомнил: «Дело не в деньгах. Делать деньги –- интересная работа».

     Интересная творческая работа – ни с чем не сравнимое благо. Мне особенно нравилось оставаться в заводской лаборатории, когда коллеги -- члены КПСС уходили болтать языками на своих партсобраниях. Не хотел ни за какие тысячи тратить лучшие часы активных лет жизни на «перевозку дерьма». Подумал бы, как механизировать транспортировку этого продукта.
 
     Приехав в Америку на седьмом десятке лет без английского языка, я не смог профессионально утвердиться. При этом, статус беженца и скромное пособие позволяли не браться за неквалифицированную работу ради денег. И хотя, адаптация к новым условиям, курсы английского, и внуки занимали много времени, я искал и другие формы деятельности. Больших успехов не достиг, но кое-что вспоминаю. Например, спроектировал и пристроил к дому дочери веранду, на которой вся семья собиралась летними вечерами. Посадил у них во дворе персиковое дерево, целое лето лечил его от прожорливого японского жука. И, хотя дом вскоре продали, проезжая мимо, вижу, как мой персик расцветает каждой весной и подрастает всё выше.

      Дело, в моём представлении, -– это реализация замысла в ощутимой, желательно видимой форме. Но делом можно заниматься и сидя за письменным столом. В четырёх книжках, изданных после 2000 года, написал о том, что пережил за долгие годы в России, об эмиграции, о поездках по Соединённым Штатам и в другие страны. Прожив 60 лет за железным занавесом, каждое путешествие ценю как подарок, и считаю завершённым, лишь поставив точку в описании привезённых из него впечатлений. Удачно найденный образ, точная фраза, адекватный замыслу текст доставляют пресловутое чувство «глубокого удовлетворения», сродни тому, которое испытывал в давние уралмашевские времена, запуская в работу очередное изобретение.

     Американцы празднуют День Труда (Labor Day) в первый понедельник сентября. Утверждённый в 1894 году, этот праздник, разделил долгий промежуток между Днем Независимости (Independence Day) в июле и Днём Благодарения (Thanksgiving Day) в ноябре. А мы -- те, кто успел поработать на «строительстве коммунизма» (того самого «бронепоезда»), можем ностальгически вспоминать праздничный «Первомай», наполненный, как и праздник «Великого Октября», неизбежным кумачом и бравурными маршами. Но в отличие от серого, промозглого 7 ноября, голубое майское небо и весеннее солнце радовали нас так же, как когда-то древних римлян в день языческого праздника красавицы Флоры – богини весны и цветов. 


Рецензии