Пешим ходом на Афон!

               
   
                ПЕШИМ ХОДОМ НА АФОН!      
               
      Да простит меня глубоко уважаемый классик  русской  литературы за заимствование известного выражения «Герой нашего времени» и включение его в понимание и определение героя нашего времени. То есть и в наше скорбное время есть герои. Но какие! Герой, о котором пойдет речь – паломник, вышедший из Киево-Печерской Лавры и прошедший путь до Святой горы Афон пешком, то есть «ходом ноги», как он привык выражаться.  Эта фраза, как бездомный котенок, прижилась в нем еще в зоне, в которой, как известно, решается вопрос: есть другая жизнь или краше этой уродливой нет. Одни проникаются романтикой и «прелестью бытия», где запретный плод не только сладок, но и горечь его сладостна и наркотична! Другие – видят тупик в этом, бесчеловечность, неясность будущего, тлен. 
   
      Этот человек – из тех – из других! Какими-то чертами внешне он близок портрету главного персонажа классического произведения М.Ю. Лермонтова, и внутренний мир его столь противоречив, но вера в Бога взяла верховенство над всем, кардинально изменила его взгляд на жизнь, мировоззрение. Похоже, что эта мотивация жизни в нем спала, и, пройдя «прелести бытия», проснулась и восстала.
      
      Талант не давал покоя и искал применения в эксцентричности поведения, романтичности подвига, риске. И все это ему было подвластно, но со знаком минус… Он был увлечен подвигами воровства, упивался остросюжетными эпизодами, в которых был расчетлив и предусмотрителен. Но «не долго музыка играла…», и этому герою суждено оборвать нить воровства. Как известно, попадаются на мелочах.
      
      Еще в детстве, с восьми лет от роду пришлось покурить травку и хорошо откашляться, то есть вкусить запретное. Конопля, марихуана, героин – обычное зелье в обиходе наркомана. Есть мнение, что конопля может заменить довольно большой процент аптечных препаратов. То есть лечебные свойства конопли весьма весомы. Но по понятным причинам фармацевтическая индустрия (аптека) противостоит всяким альтернативным средствам медицинского применения.
      
      Так вот, герой этого рассказа в один прекрасный день вышел из очередной квартиры с двумя полными сумками награбленного к машине, поджидавшей вора. Но никому невдомек, что рядом авто с тонированными стеклами вело наблюдение, под которое вор, закончив операцию, бросил ключи и перчатки. Это была лебединая песня вора-романтика, после чего – тюрьма – зона. Понятно, что жертва, попавшая в эту запредельную жизнь – в последствии вполне приемлемую, даже в какой-то мере привлекательную, не отталкивающую в очередном пришествии – должна быстро ориентироваться и не сломаться, так как о слабых вытирают ноги, а сильных и рассудительных – уважают, как, впрочем, и везде. Жертва должна пить тот нектар своеобразного быта со всеми его прелестями и последствиями, и быть психологически окрашена в понятный там цвет, делиться обязательно всем и со всеми. Разумеется, там присутствуют свои правила и законы, но есть и исключения. Психология, физиогномика, физиономистика и прочие вещи играют не последнюю роль. Там пишут романы, изобретают, влюбляются, тоскуют, мечтают.
      
      Олег – коренной киевлянин, курчавый  брюнет с ослепительно синими глазами. Вдумчив, рассудителен, обаятелен, начитан, харизматичен и при этом трижды судим за воровство! Он воровал без разбоя, не нанося людям телесных повреждений, воровал смело, изящно и даже, как он выразился, красиво.

      Строгий  режим, трудовая колония.  Красный  лагерь (мусорский) – красный режим. Черная зона – черный режим (наркота, алкоголь, самогоноварение). Мусора на «шарах» – на стреме, курят траву, опиум – колят. Все связи с волей, передачи, доставки через мусоров. Они кураторы «запрета» (алкоголь, трава, проститутки…), выноса «ширпотреба» (мечи, ножи и др. изделия).
      
      На зоне Олег избрал довольно гибкий ориентир и был осторожен в контактах, особенно на почве алкоголя.  Он понимал, что годы проводить тупо и бездарно – не есть хорошо. Трудился в литейном цехе, где из чугуна изготавливали детали для двигателей, погружался в чтиво, вникал в философию, психологию, познавал азы религиозных конфессий. Но близок ему был дух Христианства,  Православия.   
      
      За мудрое поведение, умение убедить речью, насыщенной логикой и аргументацией, увлечь собрата во что-то разумное (в глубине каждого человека есть залежь благоразумного), увести за собой, вселить дух здравия мысли и уверенности, на зоне герой был наделен псевдонимом – Кучер. Как известно, в не столь отдаленных временах «кучером» назывался человек, управляющий упряжными лошадьми.
      
      Олег весьма осознанно приступал к молитвам и погружался в раздумья. Читал много раз «Отче наш», корпел в работе над иконами и видел выход из-за скалы затмения. Уединялся в «шурше» («шурша» – прихожая, раздевалка на зоне), взвешивая свою жизнь на весах логики и благоразумия, искал ответ на многие вопросы. Искал выход из тупика, зияющего ложью, зомбирующего личность по неприкрытым сатанинским законам, увлекающего в бездну! Он сам нашел в себе силы взвесить все свои слабые и сильные стороны и возвестить себе о том, что есть другая Истина, не противоречащая человечеству, но напротив несущая добро и Любовь! То есть Истина – Бог! Олег – достоин внимания и в хорошем смысле подражания! Выражусь банально: не каждый сможет так собраться – физически, психологически, убедить себя в Вере и решиться на столь беспрецедентный марафон!
      
      В 2013 году покинул пределы зоны. Пройдя процедуру регистрации, вышел из райотдела свободным молодым человеком 33-х лет. Посмотрел вокруг, на небо и закурил. Улыбнулся Олег и поймал себя на вопросе: зачем восемь лет было отдано запредельной жизни? И тут же из смятенной памяти, как из озаренного небесным светом гнезда, вылетел оперившийся птенец-ответ: видимо, эти восемь лет стали фундаментальными в определенном смысле, предтечей христианской, православной жизни. И вот прозвучал первый аккорд подвижничества, паломничества, первый шаг становления на стезю служения Господу: Крестный ход на Почаев – по приглашению доброжелательных друзей.
      
      И вот, перед человеком, выбравшимся из паутины воровской жизни , предстала во вей своей красе Свято-Успенская Почаевская Лавра! И эта красота – ничем не измерима, она может только всколыхнуть воображение, пробудить самые высокие чувства, одухотворить.
      Олег полностью предался власти этих чувств. Впервые он исповедовался, принял участие в евхаристии – причастился (приобщился Тела и Крови Иисуса Христа). Посетил святые места, узнал историю стопы Богородицы, жизнь преподобных  Иова и Амфилохия.
      
      Однажды пастух из Волыни Иван Босый увидел над каменной горой сияющую Богородицу, ставшую на миг на камень и растаявшую в небе. И увидел на камне след стопы, через которую проступала родниковая вода. Прошло четыреста лет, а стопа с источником осталась. На том месте была построена церковь, а позже – красавец Успенский собор. Под Успенским собором – подземный храм Преподобного Иова. В скале расположена Пещерная церковь преподобного Иова и братский корпус, где проживает братия. Спустившись по лестнице, пройдя длинный коридор, можно попасть в каменный грот, где покоятся нетленные мощи преподобных Иова и Амфилохия, и маленькая пещерка, в которой молился Иов.    
      
      После Почаевской Лавры Олег понял, что есть другая жизнь на земле, и никогда не поздно спохватиться, найти выход из тупика, ибо «Человек должен быть верующим или ищущим веру, иначе он пустой человек» – так сказал Антон Павлович Чехов. Будто одним несказанным махом Олег был очищен от алкоголя и курения, взамен появилась тяга к иконописи. Но прежде был угодлив как трудник в Киево-Печерской Лавре, причем в самых трудных кухонных делах – чистке рыбы, к примеру, мойке посуды. Но мысль стать иконописцем не покидала его. В школу иконописи при Киево-Печерской Лавре попасть непросто. Но Олег, жаждущий быть иконописцем, был искренен и убедителен, и его приняли. Три года он познавал это искусство, и, будучи талантливым и одаренным,  быстро овладел приемами иконописи и стал духовно ближе к обители Лавры.
      
      И вот пришло ему, бывшему зеку, вкусившему падшую «малину» жизни, отдавшему восемь лет преступно-романтической круговерти, острым ощущениям непростого безбожного бытия, испытание другого характера, другого качества, испытание, поднимающее самые глубинные недра человеческой души! Пришла идея - Божий промысел - пройти пешим ходом к Святой горе Афон! И не случайно, видимо, у Храма ему приглянулся сиротский лежащий конверт, в котором оказалось семьсот долларов! Счастливчик принял этот конверт как дар, как милость Божию, и быстро приобрел для похода рюкзак и палатку. Это произошло в 2019 году. Маршрут предельно прост: Приднестровье – Молдавия – Румыния – Болгария – Греция – Святая гора Афон.
      
      Приднестровье и Молдавия ничем не удивила путешественника, но он удивлял всех и вся на своем пути! Балахон с капюшоном сшит из конопли, в котором ни жарко, ни холодно. Тонкие черты лица, проникновенный взгляд глаз необыкновенной синевы, строен, изящен, в руке посох из непростого дерева – как третья нога и рука – по его выражению. Он походил скорее на инопланетянина, чем на старца-путника.
      
      Но нужны были силы и уверенность в пути, решительно избранном и непоколебимом. Молитвы, молитвы давали силы и надежду, каждый день пути был обрамлен чудесами, сопровождающими шедшего к Святой горе Афон! Чудеса потрясали своей необычностью и отвергали мысль о каких-либо совпадениях!   
      
      Границу с Румынией пришлось пересечь на автомобиле, водитель которого был горд взять на «борт» пришельца. После Олег уверенно шел по полям Румынии, по кукурузе. Но зоркий глаз полицейского выхватил гостя из кукурузы и выяснил что к чему. Все обошлось, и путь был продолжен. Когда на пути попадались поселки, некоторые аборигены встречали путника восторженными криками, вопросами: «Ты кто?», «Наркоман?», «Беглец?», «Монах?», «Ортодокс?» (Ортодокс – православный). А некоторые плевались, бросали бранные выкрики. Многие люди предлагали свои дома, ночлеги, деньги (леи). Но ортодокс шел неизменным путем, приближаясь к дорогой сердцу цели – Святой горе Афон – обители Богородицы – монашескому автономному государству, где свое время, свои законы и свое правительство. Находил места для отдыха и ночлега в тиши и зелени под небом, разворачивая свою палатку.  Набирался сил и вдохновения, был ведомым Святой Троицей, как он выразился. Кстати, Олег рожден в день Святой Троицы.
      
      Болгария началась, когда уже были пройдены тысяча двести км. Небольшой мосток, переброшенный через речушку, Олег прошел вдохновенной и уверенной походкой, привлекая и удивляя встречный незнакомый мир. Ему по душе была эта новизна жизни, и он упивался предвкушением потрясающего, ждущего его. Он был непоколебим в решении выбранного пути – значимого и единственного. Одержимость и ясность ума владели им и отсекали всякие сомнения.  И словно по Божьему промыслу, в награду за стойкость и непоколебимость остановился джип, водитель которого – Румен держал путь в город Стара Загора и предложил подвезти путника.
      
      Олег наотрез отказался, так как всегда отказывался на своем пути от подобных услуг. Но этот случай оказался уникальным. Он ясно понимал, что Отец Духовный и Матерь Божья настаивали принять предложение и буквально впихнули непослушного странника, который в некоторой растерянности почувствовал силу из вне и все-таки оказался в машине, по воле Божьей. Это был явно промысел Божий - утверждал паломник. После особо подчеркивал этот чудо-момент!    
      
      Впереди на сидении лежала икона Успение Пресвятой Богородицы, на которую конечно же обратил внимание пассажир. Разговор быстро состоялся и Олег, как иконописец, был приглашен Руменом в качестве помощника в Старо-Загородский Храм Преподобного Игнатия для фрески – стенной росписи этой иконы на стене 15 м2.  Здесь он познакомился еще с одним творческим человеком – Валентином – художником и музыкантом, который вместе с Руменом занимался росписью икон Храма. Валентин вначале был недоверчив к гостю, но после, убедившись в искренности православного паломника, проникся уважением и симпатией, и в знак братской почести пригласил паломника еще раз посетить Болгарию и свою обитель.   
      Две недели вдохновенной работы и произведение искусства было выполнено! Настоятель Храма был восхищен! Как так! За две недели – такая работа! Кучеру предлагали денежное вознаграждение, от которого он категорически отказался.  Предложили доставить его на Святую гору Афон или до границы с Грецией. С последним он согласился.
      
      И вот, паломник ступил на землю Греции, наследницы Древней Греции – колыбели западной цивилизации. Вскоре встретил милую добрую гречанку, которая пригласила странника, как старого доброго друга, к себе выпить по чашечке кофе. Она предлагала продукты, ночлег, комнату, и все бесплатно. Но гость поблагодарил за любезность и двинулся в путь к своей конечной цели. Духовник из Киево-Печерской Лавры предложил телефон, по которому Кучер связался с настоятелем монастыря Пантократор.
      
      По преданию в 48 году корабль, держащий курс на Кипр, на борту которого была Богородица с Апостолом Иоанном Богословом, ураганным ветром отнесло к берегам горы поразительной красоты. Богородица была восхищена, и с того момента гора стала Святой горой Афон – уделом Богородицы, на которой не должно быть женской поступи. Даже в силе существует запрет на зверей женского пола кроме курей и кошек.      
      
      Святая гора Афон расположена на полуострове Айон-Орос, длиной – 60 км, с административным центром Карея. Столица – Карье. Это самое крупное в мире средоточие монашеского православия – монашеская республика, автономное государство со своими законами и правительством. Полуостров омывается Эгейским морем. На нем расположено 20 монастырей, из которых 17 – греческих, один болгарский, один сербский и один русский – Свято-Пантелеимонов. Святая гора Афон хранит бесчисленное множество скитов, отшельнических пещерных обителей, старинных икон, нетленных мощей и других реликвий. Первое русское монашество датируется 1016 - м годом.      
      
      Олег, подступивший к этой неописуемой красоте, был потрясен величием, возможностью природы создавать подобные естественные земные шедевры, был ослеплен красками этого райского места. Можно представить и понять биение его сердца, сменившего восприятие законов преступного мира, безбожного на реальность, потрясающую воображение в духовном, обожженном смысле. С замиранием сердца он прибыл в местечко Иерисос (у подножия горы), откуда со спецразрешением (диамонитирион) на пароме был доставлен к монастырю Пантократор. Все монастыри на- ходятся на побережье.  Это произошло 19 августа 2019 – в день Преображения Господнего!
Этот день можно назвать и преображением жизни паломника! Что может быть более убедительным, чем пешим ходом посетить Святую гору Афон!
      
      Священники, владыки, епископы, посетили монастыри в этот Великий Праздник Преображения Господнего. Настоятель монастыря Пантократор принял паломника из Киева и поздравил его с паломническим подвигом!
    
      Пять дней и ночей Олег провел на Святой горе Афон, посетил и другие монастыри, впитал дух монашеской жизни, вник в суть, истину бытия другого мира – мира отречения  от мирских благ, мира сближения с Богом по-настоящему.
      
      Но стоял вопрос обратного движения. Как добраться обратно в Киев. И здесь промысел Божий имел место: водитель джипа из Ровно, прибывший на полуостров, узнавший о подвиге паломника, великодушно принял его на свой борт и доставил в Киев под самую мастерскую Олега. А в 2020-м, летом пришел пешком из Киева в село Никольское (Донбасс, Донецкая обл.) за 19 дней и в Свято-Успенской Николо-Васильевской обители поведал об этой истории.
      
      Маленькая деталь от героя рассказа: средства, затраченные паломником, измерялись где-то в пределах 2, 5 т. евро, но он прошел путь и возвратился обратно, не затратив ни копейки, так как был ведомым молитвой и Богородицей! Ему все помогали, видя, что этот человек идет по воле Божьей!

      Я - как автор рассказа - восхищен Олегом - паломником - героем нашего времени! И думаю, что целесообразно занести его имя в Книгу Рекордов Украины!   

               


Рецензии