ДУК и ДАГА

ДУК и ДАГА
Был у меня в совхозе, близ славного города Грозный, ветеринарный врач Евгений Павлович. Среднего роста, худенький, с постоянно бегающими синими глазами на бледном лице и беспокойной, нервной походкой. Летом на голове помятая, видавшая виды старенькая фетровая шляпа, зимой шапка из серого заячьего меха.
Он должен был лечить животных совхоза- коров, телят, птичек и даже медоносных пчёл.
Относился к работе очень ответственно, можно сказать, даже в степени более, чем необходимо.
При убое и падеже животных акт составлялся им, подписывался рабочими и мной визировался. Не дай бог, какой-то павший цыпленок останется не замеченным либо списанным два раза. С более габаритными животными этого не могло быть в принципе.
Для поездок и проведения дезинфекции помещений им использовался так называемый ДУК, передвижной агрегат на базе Газ 53, зелёные бока которого с эмблемой ветслужбы сливались в весенне летний период с роскошными садами, среди которых находилась птицеферма, одно из самых нужных и важных подразделений хозяйства.
Птица была козырной картой совхоза, входом во многие властные структуры и средством натурального товарного обмена. Я тебе птичку с яйцом, ты мне импортное кофе или цейлонский чай, либо книги классиков. Свежее птичье мясо, диетическое яйцо, ещё теплое, прямо из под несушки, парное молоко, мраморное говяжье мясо -неполный перечень того, чем мы могли похвастаться в период так называемого советского застоя. В государственных магазинах ни о чем подобном нельзя было и мечтать. На витринах синие тушки птицы с госфабрик, кости крупно рогатого скота... И на все талоны, вплоть до маргарина...
Возвращаюсь к ДУКу, дезустановке.
За рулём данного автомобиля, бессменно, на протяжении многих лет находился чеченец из посёлка Мичурина по имени Дага. Брюнет, высокого роста, костистый, с выпирающим кадыком, в матерчатой чёрной фуражке, сдвинутой набок, чёрной рубашке, застегнутой, даже в знойную жару, на все пуговицы и... молчаливый. За день мог произнести несколько слов.
Среди которых, в основном, два -Да и Нет.
Когда ветврач вываливался из кабины и быстрым шажком бежал к птичнику или коровнику, Дага доставал из бардачка автомобиля чёрную в клетку тетрадку, шариковую ручку и что-то, усмехаясь самому себе, записывал. А что он записывал, оставалось большой тайной.
Ветврач боялся шофера, это было видно сразу, как только машина останавливалась у помещений ферм.
Но почему он так его боится, мне стало известно позже.
Как-то в один день, ветврач попросил две тушки птицы на выходные. Каждый раз он эту просьбу произносил полушепотом , озираясь, как бы кто не услышал. Но кругом никого не было, кроме водителя Даги, поглядывающем в нашу сторону одним глазом и держащем перед собой свою черную тетрадь.
В этот раз я ответил, что заказ будет исполнен и в свою очередь спросил. "Забирать тушки ты с Дагой приедешь?"
Ветврач побледнел и затрясся. Он отбежал в сторону, увлекая меня за угол здания и прошептал.
"Да, Вы что? С ума сошли!! Он же все записывает...
ОБХСС потом навек замучает!!!!
Я сам заберу, когда стемнеет..."
Позже я спросил у Даги, сидящего за рулем .
Правда ли то, что он ведет записи.
И много ли у него тетрадей с такими записями.
Он улыбнулся и произнес привычных два слова-
" Да... Много... "
И потянулся к бардачку...


Рецензии