Антипатриотическое
моей страной мне брошенные в гроб".
Георгий Иванов
"Патриотизм - последнее прибежище негодяя".
Лев Толстой
Моя страна мне розы в гроб не бросит -
её я не любила никогда.
И кулака её мордашка просит,
и мразь у власти - вечная беда.
Народ же - холуи, рабы, холопы,
всех под гребёнку Коба причесал.
Но не хочу я пристаней Европы -
по нраву Леты мне речной вокзал.
5 августа 2020
Свидетельство о публикации №220090501608
ЛУЧЕНИЕ СТИХОВ ЭЛЛЫ ГРЕМЯКИ
Дзен – принцип бесконечного вглядывания в бесконечные же миры, отражённые в сердце, символизирующим душу: или – являющимся местом её обитания в телесном составе: в плотяном мешке, который может так тяготить…
Дзен – волновые волны света, за которыми открывается новый свет: горизонты безграничны; и омытые мистическою силою лучений запредельные леса, не знающие взаимопожирания живых существ, звучат торжественными гимнами красоте и истине.
…поэт не может без метаморфоз: жизненные ли ступени заставляют к ним обратиться, собственные фантазии, невозможность контакта с миром, часто предлагающим пошлость, как завет богов? Скорее всего - сумма оных причин, каждой из которых и в отдельности бы хватило…
Неудивительно, что дзен-буддизм пленил Эллу Гремяку, стал стилем и образом жизни.
Стихи Эллы с годами становятся пристальней – хоть не теряют трагизма, в них появляются и ранее звучавшие ноты всеобщности, но берутся они с использованием новых регистров: в том числе высокой ясности органного звука:
Посидим мы с Буддой у костра,
мать ему, жена я и сестра.
Я ему спою про снежный лес,
он таких не видывал чудес.
Я спою про белок и синиц,
с длинных пепел я стряхну ресниц.
На колени мне положит он
голову и погрузится в сон.
Буду гладить волосы его,
тихо плача о судьбе всего...
О! Тут совмещаются пласты русской снежности: словно на заднем плане проходит Христос, босыми ногами ступая по скрипучей от снега тропе, Христос, сгибаемый крестом, слаженным из берёзовых досок – и нежная оптика буддизма; тут словно происходит перенесение великолепного, величественного буддийского храма в простоту русского пейзажа; и богатство звукописи, умноженное на тонкое касание смыслов, подчёркивает меру всеобщности.
…неожиданно возникнет и выкруглится мотив сакрального романа, перетолкованного по своему, и мы увидим:
А Маргарита умерла.
И Мастер день и ночь тоскует.
Она одна понять могла
всё то, что он живописует.
Теперь писать и смысла нет.
В его глазах - осенний ливень.
Он был художник и поэт,
а стал одна сплошная гибель.
…увидим, почувствуем – хотелось бы добавить: посочувствуем, но большинство «сочувствий», увы, не имеет деятельного воплощения.
…сплошная гибель, руина былого, ошмётки воспоминаний…
Тяжесть жизни, превращаемая в золото стихов: таков путь Эллы Гремяки, и ярость некоторых строк, касающихся любезного Отечества – той силы, что идёт от лермонтовского: «Прощай, немытая Россия…»:
Моя страна мне розы в гроб не бросит -
её я не любила никогда.
И кулака её мордашка просит,
и мразь у власти - вечная беда.
Народ же - холуи, рабы, холопы,
всех под гребёнку Коба причесал.
Но не хочу я пристаней Европы -
по нраву Леты мне речной вокзал.
Что ж, свинцовая суровость констатации оправдана: как и речной вокзал Леты, выплывающий таинственной мечтой о благодатном покое, коли пределы жизни слишком бередят… всё, что можно бередить в поэте.
Кристаллы, через которые Эллы Гремяки смотрит на мир, и благодаря которым свершает свои стихи, красивы – и лучи, идущие от поэтического свода поэта, не могут упираться в пустоту.
18 сентября 2020, Москва
Элла Гремяка 09.10.2020 09:42 Заявить о нарушении