Родилась на Покров день

               
               
               
                Как только наступает Покров , вспоминаю Полину Корниловну Тявину. Стоит ее малюсенький домик по центральной улице нашего села Очуры. Дом этот достался  от тетки , его перевезли с правого берега Енисея давным-давно. Состоит он из крошечных сеней и одной комнаты. Третью часть её занимает  печка.
               
               
                У левой стенки стоит рукомойник, на стене висит самодельный, выкрашенный синей краской шкафчик для посуды. Два окна выходят на улицу. В простенке стоит столик. Над ним зеркало да рамка с фотографиями. Дальше, в уголке, полочка, застеленная вышитой салфеткой. В углу иконки. У окна, выходящего в ограду, сундук и кровать. Над кроватью прибит пестрый лоскут ткани вместо ковра. Из хозяйства котенок да собачка Шарик.               
               
               
                Как-то рассказывала мне старушка, что семья у них была бедная. Заехал к ним в гости богатый родственник с правого берега. Понравилась ему Поля, ей было тогда пять лет, маленькая, но шустрая. Уговорил он родителей отдать ребёнка к ним в няньки.Те и согласились, а когда увидела её хозяйка, замахала руками, вези  обратно, ты же лишний рот привез, а не помощницу. Мужик довез девчушку до острова, что посреди Енисея, скованного льдом ,и приказал :"Беги домой! Тут близко!" Развернулся да и был таков.               
               
               
                Бредет она, брови  насупила, руки в карманах держит, озябла. Догоняет  незнакомый дядька на санях, спрашивает: "Ты чья, девочка, будешь?" Грозно отвечает: "Болдырева!" "А какого же Болдырева? Того, что "иди ты к лешему"? Кивнула малютка. Да ты садись, я тебя довезу. Не бойся! "Что же ты в такую стужу на острове делала?"-не унимается возница. "Калину собирала!"-отпарировала девчонка. Закутал он её в свой тулуп и давай погонять коня, чтоб не околела.               
               
               
               
                Всю жизнь прожила в трудах, потерях, нехватках, а душу сохранила светлую. В войну работала в заготзерно учетчицей. Маму мою сильно любила, жалела. А как же! Ведь маме и её сверстницам было по шестнадцать-семнадцать лет, а они разгружали кули с зерном с баржи. Мешочки тяжелее самих девчат, по пятьдесят-семьдесят килограммов. Отцы на фронте, у кого воюют, а у кого в земле сырой лежат, как отец мамы ,Николай Дудин.               
               
               
               
                Раздетые, в худых обутках, голодные работяги. Один раз соскользнулась у девчонки нога, не удержала равновесие, свалился куль с худенького плечика в речку. Бригадир сначала нахмурился, а потом горестно махнул рукой. Вечером тайком выудили мешок, зерно уже набухнуть успело, кто-то мясорубку из дома принес, намололи, напекли лепешек и наелись досыта. А дело-то подсудное было!
   
               
               
                Часто приходила баба Поля в библиотеку. Выбирала для чтения книги узбекских, туркменских, казахских, тувинских писателей. Посидит в тепле, поговорит душевно с библиотекарями, порекомендует , какой рассказ почитать, иногда и содержание перескажет. Старым людям внимание дороже золота. Потом ослабла. Стала я ей книги домой носить. И так привязались мы друг к другу. Выставит она табуретку на улицу и караулит, как я с работы мимо пойду. Пристально  на пешеходов поглядывает, а увидит меня и расцветет в улыбке. "Танечка, заходи, мы с тобой чаю попьем, я сайру открою,"-уговаривает. Нам тогда уже какой год зарплату не давали, а пенсия старикам еще шла. "Ой, баба Поля, побегу я, ребятишки заждались меня!"               
               
               
                Утром прохожу мимо , гляну на окна, белые шторочки задернуты, свет горит. значит,жива! Соседки, Маруся и Клава, ей по хозяйству помогали. Социальный работник продукты приносил.Помню, посадили мы весной свою картошку, а к младшему сыну друзья прибежали, и все трое-Алёшки. Уговорила я их помочь бабушке картошку закидать. Пришли мы ,тимуровская команда. Хозяйка приветливо улыбается, подпирает себя двумя батожками. Один из Лёшек, как увидел, какие пульки будем в лунки кидать, удивился, его дед и баба большую картошку садят. И как стал смеяться да по несколько штук в одну лунку забрасывать!
               
               
               
                Осенью собрались с соседками помогать, картошка на удивление хорошая уродилась! Баба Поля в благодарность стол собрала: вареники, бутылочка, хлебушек горкой. Стали отказываться, а Маруся нам строго:"Девчонки, быстро за стол. Ей же  неудобно будет, вроде, как милостыньку дали. А так она довольна будет, что людей за помочи отблагодарила!"         
               
               
               
                Пришло время бабе Поле умирать.Зашла я утром и не узнала её. Сидит в белой ситцевой рубашке на кровати. Волосы, обычно в пучок свернутые и под платок спрятанные, распущены. Мягкие, светлые, струятся по плечам.И вся она в каком-то сиянии.Вот такой и запомнила её на всю жизнь.


Рецензии
Полине Корниловне я бы посвятил такие строки М.Пришвина "Доброта -это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее - от человека". С уважением и почтением.

Андрей Емельянов 4   06.02.2021 16:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей. Старушка была светлым человеком. Домик её стоит в забытьи. А вот её, такую, разве позабудешь?

Татьяна Евсюкова   06.02.2021 17:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.