Сталкер Тарковского

   Фильм «Сталкер» создан по мотивам повести Стругацких, но Андрей Тарковский НИКОГДА не копировал литературный источник, а только брал какую-то идею и развивал её по-своему, потому что прекрасно понимал, что кино и литература – это РАЗНЫЕ виды искусства. А разные виды искусства используют и разные методы – в кино, в частности, огромное значение приобретают не так слова, как визуально-музыкальный ряд…
   
   Сюжет «Сталкера» состоит в том, что проводник Сталкер ведёт в запрещённую Зону двух мужчин, потому что там, в Зоне, якобы существует комната, которая исполняет все желания. Но в конце концов, после тяжёлых испытаний, все герои понимают, что комната может исполнить и ТАКИЕ желания, о которых никто и не подозревал. То есть, в этом фильме Тарковский продолжил идею «Соляриса» – что любые желания (научные, литературные, личные) должны согласовываться с Совестью, а значит – с общечеловеческими ценностями…

   Николай Гринько вспоминал о Тарковском: 

   – Фильмы Тарковского надо смотреть не один раз, с первого раза многое непонятно, я сам не всё беспрекословно принимал. Больше всего я противился так называемым длиннотам в его фильмах. Да ещё когда знаешь, что в «Сталкере» проезд на дрезине он составил из трёх дублей!..
   Поразмыслив, понимаешь – нет, вот именно это экранное время нужно на тот или иной эпизод, этим создаётся нужное настроение, именно так нужно выстраивать необходимый ритм в картине.

   А сам Тарковский на встрече со зрителями отвечал:

   – Ваши фильмы довольно сложны для восприятия, не могли бы вы сами прояснить идею «Сталкера»?

   – Если вы после двухчасового просмотра фильма, который я делал полтора года, не поняли его смысла, то неужели я своим слабым языком смогу вам всё объяснить в течение нескольких минут? Это будет безнадёжная попытка. Если вас не убеждает то, что вы видите, то слова и подавно бессильны.
   Ведь речь идёт об эмоциональном процессе восприятия картины, и если он не возник, то словесное объяснение не поможет вам понять моего фильма. Это ведь не доказательство теоремы. Речь идёт о том, чтобы вы эмоционально, чувственно восприняли картину, приняли её. Приняли её персонажей, её мир, её пафос, её интонацию безрадостную... Потому что контакт с произведением искусства происходит не при помощи головы или сознания, а при помощи других органов.

   Но всё же я попытаюсь объяснить, о чём мой «Сталкер» – он о том, что сила в конечном счёте ничего не значит, что в слабости порой БОЛЕЕ выражается смысл сильной души. Фильм о том, что в каждодневной погоне за материальным мы теряем духовное, о том, что морально мы не готовы к тому технологическому «прогрессу», который существует в нашей жизни и который уже почти не зависит от нас. Я бы сказал, что мы не заслужили ту технологию, которая нас окружает. Мы получили атомную энергию, но сделали из неё оружие. И так далее… Это означает, что человечество ещё не готово к тем открытиям, которые предлагает ему наука…

   ___________

   
   Фильм «Сталкер» стал для Андрея Тарковского последним и чрезвычайно выстраданным фильмом, который он создал на родине, поэтому в нём есть ПРОРОЧЕСКИЕ моменты: 

   ВО-ПЕРВЫХ, Сталкер – это образ самого автора, то есть режиссёра-новатора, который ведёт зрителей через непонятные трудности, чтобы пробудить в них Совесть, совершенствовать их душу.

   ВО-ВТОРЫХ, Зона в фильме – это пророчество Чернобыльской зоны, с её мёртвыми городами и разрушенными домами, в том числе и с электростанцией с её 4-м блоком (упоминание о 4-м бункере).
   И на встрече со зрителями (1981 г.) режиссёр не случайно упомянул об экологии: «Есть в «Сталкере» протест против предельной загрязнённости окружающей среды. Даже в больших городах наши дома зачастую стоят среди помоек. Вы обратили внимание, что, когда вы входите в свой подъезд, вам хочется как можно скорее его миновать, так он неприятен. Какая же наша внутренняя нечистоплотность в моральном смысле позволяет нам жить в домах, где лестницы приводятся в такое состояние? Это о домах. Но то же самое делает промышленность с планетой в целом. Об этой проблеме приходится думать уже в государственных масштабах. С ней не справиться в два счёта».

   В-ТРЕТЬИХ, Андрей Тарковский подсознательно чувствовал дату своей смерти, что отразилось в листках календаря, которые лежали под водой… На листках были цифры 27, 28 и 29, то есть последние дни в жизни режиссёра (умер 29 декабря чернобыльского года). А листков с цифрами было три, потому что Тарковский, когда принял НЕПРОСТОЕ решение покинуть родину, прожил всего три года…

   В-ЧЕТВЁРТЫХ, под водой в этом же эпизоде лежали шприцы и оружие (автомат). Шприцы присутствуют и в других эпизодах фильма, символизируя идеологическое зомбирование (искусственное впрыскивание) для того, чтобы удержать людей в дурмане коммунистического или империалистического мировоззрения. А автомат – это словно пророчество будущей Афганской войны, то есть вооружённые действия вслед за идеологическим зомбированием…

   В-ПЯТЫХ, в фильме присутствует чёрная собака, очень симпатичное существо, в отличие от чёрных покойников в повести Стругацких. Этим милым образом Тарковский более правдиво, чем писатели, показал, что родные души тоже нам ПОМОГАЮТ – даже из потустороннего мира…


Рецензии
Сценарий фильма "Сталкер" Тарковский писал вместе с братьями Стругацкими, которые для фильма полностью изменили сюжет своей первоначальной книги "Пикник на обочине"
И боюсь, что этот фильм есть пророчество не только и не столько об аварии на Чернобыльской АЭС, но о событии, гораздо более страшном и глобальном...которое еще впереди.

Дмитриев   05.12.2020 14:04     Заявить о нарушении
Всё возможно!.. А разве эпидемия - это не страшное событие?.. http://proza.ru/2020/03/26/432

Светлана Шакула   05.12.2020 14:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.