О невкусной и здоровой пище

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



ИСТОРИЯ МАНОЯ ВКРАТЦЕ

Неплодная жена сообщает мужу (Маною), что некто обещал ей сына и велел соблюдать диету. Недоверчивый муж требует встречи с незнакомцем, и жена сводит мужчин друг с другом. Муж почему-то верит гостю, угождает ему и благодарит Господа. Пришелец «поднимается в пламени жертвенника» и исчезает из виду. Его обещание сбывается - женщина рожает знаменитого силача Самсона...
Чудо, воля Небес?

        *  *  *  *


ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ...

История Маноя призвана в очередной раз явить миру всемогущество и милосердие Господа, но многочисленные вопросы снижают дидактический эффект этого события.

Трудно понять, почему женщина верит, а муж - нет, почему он вдруг становится пуглив и услужлив; почему этот набожный иудей легко нарушает Божью заповедь (о жертвоприношениях).

Таинственный пришелец тоже не прост:

• Он дважды наедине встречается с женой Маноя, но избегает ее мужа.
• От матери требует небывалой чистоты, а ее сыну прощает тяжкие прегрешения*.
• Пророчествует, но никогда не упоминает Господа.
• Побуждает Маноя нарушить Закон Божий.
• Скрывает свой ангельский чин, но с головой «изобличает» себя при вознесении.


Короче говоря, все действующие лица поступают как-то странно и, чем дальше, тем больше множатся вопросы и сомненья.
 
Чем, например, жена неведомого Маноя из города Цоры привлекла внимание Всевышнего?  Писание ничего не сообщает о ее заслугах перед Господом или страстном желании иметь детей, и все же Бог дарует свою милость именно ей (Суд 13 2-3).

А чем вызваны ограничения в рационе питания, о которых говорит Ангел**?

Незванный Ангел проявляет поистине необычайную заботу о святости будущего героя: не только сам назорей, но и его МАТЬ обязана придерживаться строгой диеты, причём заняться этим женщина должна еще ДО ЗАЧАТИЯ сына!

Таких суровых требований Господь не предъявлял даже к Приснодеве или Анне - её матери.
Не требовал Творец стерильности чрева и от матерей пророков Самуила и Иоанна Предтечи, хотя Иоанн тоже был посвящен Господу "от чрева матери его"...

--------------------------------
            *Самсон убивает людей, нарушая заповедь Декалога. Он прикасается к мертвым, что запрещено назорею. Он
             пирует, мстит, посещает блудницу, женится на иноплеменке (филистимлянке). Все эти действия не
             соответствуют статусу назорея, т.е. человека, посвященного Богу. Однако, Бог явно благоволит к нему.
          ** «итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнешь и родишь сына...
             и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян». (Суд 13 4-5)
--------------------------------


Что же было дальше? Выслушав беспрецедентные запреты НЕЗНАКОМОГО человека, собеседница идёт и добросовестно пересказывает все мужу (Суд 13 6-7), однако о многом всё же умалчивает.
Умалчивает, как это она с первого взгляда распознала в незнакомце Божьего человека, почему безропотно приняла чрезмерные ограничения в питании и почему не поинтересовалась, когда зачнёт. Не рассказала она мужу и о героическом предназначении сына.

Ошарашенный муж не очень-то верит жене. Как и подобает набожному иудею, в трудную минуту он обращается за содействием к Богу:

    «Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придет опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и
     научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем. И услышал Бог голос Маноя, и Ангел Божий опять
     пришел к жене, когда она была в поле, и Маноя, мужа ее, не было с нею. Жена тотчас побежала и известила
     мужа своего и сказала ему: вот, явился мне человек, приходивший ко мне тогда». (Суд 13 8-10)

Чувствуется, что Маноя грызут сомнения. Если бы глава семьи всецело доверял своей половине, он бы не стал обременять Господа вздорными просьбами. (Кроме Маноя никто из счастливых родителей никогда не задумывается, КАК БЫТЬ С ДАРОВАННЫМ СВЫШЕ РЕБЁНКОМ. Даже юную Марию не страшит неизвестность, хотя она носит под сердцем Сына самого Бога. В нужный момент здравый смысл и родительский инстинкт подсказали бы «что делать с имеющим родиться младенцем»).

Но в молитве Маноя заметен интерес совсем иного рода. Суть дела в том, В КАКОЙ ФОРМЕ Маной желает получить божий ответ.

Он мог бы принять разъяснения в откровении, из неопалимой купины, через глас небесный, огненными словами на стене…да мало ли ещё как, но его-то заботит другое – МУЖ ХОЧЕТ ЛИЧНО ВИДЕТЬ ВЕСТНИКА, который намедни приходил к его жене.

Желание это довольно дерзкое*, но Бог не гневается, а немедленно шлет к Маною запрошенного ангела. Последний - удивительное дело! - упрямится и ВМЕСТО МУЖА является… ЖЕНЕ(и вновь эта женщина оказывается наедине с незнакомцем).

Складывается впечатление, что посланник небес вопреки воле Господа упорно уклоняется от встреч с Маноем, предпочитая общаться с его женой.

Писание уверяет, что она сразу бросилась к мужу, а вестник остался в поле. Почему же он не пошел с ней, а вызвал Маноя к себе? Рискнем предположить, что ангел (или все-таки человек?) не хотел, чтобы в Цоре его «засекли» с этой женщиной.

Недоверчивого Маноя почему-то не удивляет, что неизвестный остался в поле и ведет себя как господин. Не теряя времени, дотошный супруг отправляется к незнакомцу и тотчас приступает к делу.

Благочестивый иудей спросил бы: «Ты ли тот, которого послал Бог в ответ на мою просьбу?». Но наш Маной предельно конкретен - никаких небес, никаких ангелов – просто «человек, который говорил с моей женой»:

      «ты ли тот ЧЕЛОВЕК, который говорил с сею женщиною? [Ангел] сказал: я». (Книга Судей 13 11)

Как видим, немногословный гость тоже не поминает имя Господа всуе, не упирает на свой ангельский чин и с готовностью подтверждает свое ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ начало.

Теперь Маной окончательно уверился в том, что глаза его не обманули – он имеет дело с ЧЕЛОВЕКОМ (хоть бы и с пророком) - и приступает к допросу. Как ни странно, его совершенно не волнуют суть и детали пророчества – действительно ли его неплодная жена разродится сыном и когда это случится (не потому ли, что первые признаки беременности уже налицо?). Куда важнее практическая сторона дела.

      «И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать
      с ним?». (Суд 13 12)**

Не тут-то было! Пришелец не сообщает ровным счетом ничего нового (позднее он даже откажется назвать свое имя***). Отвечая Маною, неразговорчивый ангел вновь ограничивает ребенка в питье и пище:

      «Ангел Господень сказал Маною: пусть он остерегается всего, о чем я сказал жене; пусть не ест ничего, что
     производит виноградная лоза; пусть не пьет вина и сикера и не ест ничего нечистого и соблюдает все, что я
     приказал ей». (Суд 13 13-14)**** 

Именно такие запреты прописаны в законе о назорействе, наверняка известны Маною и никакого интереса для него не представляют.

--------------------------------
        *За меньшую дерзость Бог наказывает священника Захарию немотой (Лк 1 20).
       **Следовало бы сказать «когда». Это «если» лишний раз выдает сомнения Маноя.
      ***«Ангел Господень сказал ему: что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно».(Книга Судей 13 18)
     ****Такая скрытность не очень-то характерна для представителей небес. По крайней мере, архангелы Рафаил,
         Уриил, Иеремиил и Гавриил не скрывают от смертных собеседников своих имен.
--------------------------------


Столь бессодержательный разговор должен бы разочаровать Маноя, но вместо этого последний внезапно проникается почтением к своему безымянному гостю и даже порывается угостить его.

Вместо благодарности визитер предлагает радушному хозяину совершить жертвоприношение Господу прямо тут, в поле, хотя сам Господь Саваоф заповедал иудеям возносить жертвы всесожжения только в определенных местах, специально избранных Богом для этих целей.
Стремительно и необъяснимо уверовавший Маной не спрашивает незнакомца, за что он должен принести жертву Господу и почему надо совершить это в неположенном месте, а послушно следует совету гостя (Суд 13 19).

Тем самым Маной нарушает Закон Божий, но сей тяжкий грех не встречает никаких возражений со стороны «человека Божия».

В заключение гость возносится в пламени костра, открыто демонстрируя свое неземное происхождение, хотя до сих пор всячески скрывал его.
      «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника.
       Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю. И невидим стал Ангел Господень Маною и жене его.
       Тогда Маной узнал, что это Ангел Господень*». (Суд 13 20-22)

Этот эффектный, но неуместный финал весьма напоминает срежиссированное представление. В самом деле,

• ни в одной истории о чудесных зачатиях ангелы не подтверждают свой статус (даже священника Захарию
  Бог не столько убеждает, сколько НАКАЗЫВАЕТ немотой за недоверие).
• если бы Господь собирался подкрепить свои пророчества чудом, Ангел бы сделал это ещё на ПЕРВОМ свидании с
  женой Маноя (тогда ее рассказ звучал бы куда убедительней) или ПЕРЕД беседой с самим Маноем
  (тогда он не стал бы задавать лишних вопросов).
• не призови Маной человека божия, супруги не получили бы «огненного» знамения.
• совершённое чудо не имеет особого значения, поскольку ангел творит его уже ПОСЛЕ того, как Маной
  вроде бы уверовал в пророчество и согласился вознести благодарственную жертву Господу. (Этот странный
  ангел не слетает с небес, а ПРИХОДИТ в образе человека. Он не сообщает ничего нового, но муж почему-то
  проникается доверием к нему. И вот тогда, уже безо всякой необходимости, скрытный ангел вдруг
  демонстрирует уверовавшему Маною свою истинную природу!?)

--------------------------------
       *Способностью становиться невидимым обладают не только ангелы, но и
        некоторые люди. Например, в Деяниях Апостолов описан случай исчезновения Филиппа.
        «Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух
         уже не видел его, и продолжал путь, радуясь». (Деян 8 39)
--------------------------------

 
Итак, мистическая конструкция «Муж–жена–ангел» трещит от противоречий. Однако, «треугольный» сюжет можно укрепить, если заменить его на обычный, прозаический - «Муж–жена–любовник». Тогда вся интрига становится гораздо прозрачней.

Можно предположить, что отсутствие потомства было вызвано личными проблемами Маноя (например, импотенцией). Свои мужские дефекты глава семьи по обыкновению скрывал, а всю ответственность за бездетность возлагал на жену.

Опороченная женщина сблизилась с каким-то красивым и знатным мужчиной*. Через некоторое время она забеременела и решила преподнести это событие как чудо, ниспосланное ей свыше**.

Вряд ли муж поверил ее сказкам про «человека Божия», но и ему хотелось избежать скандала и публичного разбирательства из-за неожиданной беременности вроде бы неплодной жены.

Осмотрительный Маной приказал жене свести его с незнакомцем, чтобы нащупать правильную линию поведения. В зависимости от обстоятельств можно было попытаться выторговать себе какие-то дивиденты. Однако, «человек Божий» держался так уверенно и властно, что воинственный пыл Маноя быстро остыл и он предпочел безропотно склониться перед вельможей.

Последнему оставалось лишь заморочить рогоносцу голову мистикой, чтобы вытеснить из нее всякие мысли об измене жены и защитить любовницу от домашней расправы. С этой целью самозванный «ангел» изображает вознесение, представляющее собой несложный трюк с использованием паров эфира и восходящих потоков теплого воздуха***.
 
--------------------------------
       *Недаром он
        ИЗБЕГАЕТ ОГЛАСКИ («что ты спрашиваешь об имени моем? оно чудно»),
        ПРИКАЗЫВАЕТ ей («я приказал ей»),
        ВЫЗЫВАЕТ к себе Маноя («Жена тотчас побежала»).
      **Прежде всего необходимо подготовить СУПРУГА к известию о беременности. Его надо уверить, что зачатия
        еще нет, но оно вот-вот случится (разумеется, - по воле высших сил).
        Затем жена Маноя объяснит мужу перемены в своем рационе, связанные с токсикозом. Она довольно
        неуклюже увязывает их с будущим назорейством сына.
     ***Ранее тот же фокус другой «ангел» продемонстрировал Гедеону (Суд 6 11-23)
--------------------------------

(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).


Рецензии