Игра - ценою в жизнь...

 Кино про "Кино"! Именно так в конце 80-х мы и воспринимали фильм " Игла", режиссера Рашида Нугманова. И мы, тогда совсем еще юные зрители шли в кино, чтобы посмотреть на лидера группы " Кино", который к тому времени был кумиром миллионов молодых людей. Не думали мы тогда ни о каких политических подтекстах этой картины, просто шли посмотреть на известного исполнителя, чтобы понять, как он выглядит не на сцене, а на экране в роли своего современника.
В этом фильме молодых авторов о молодых наркоманах играют только непрофессиональные актеры, молодые, в большинстве своем никому не известные люди. Вернее, они не столько играют, сколько живут на экране, не изменяя манере общения, пластике жеста, раскованности, языку, свойственных молодежи конца 80-х. И это усиливает впечатление достоверности происходящего на экране. Авторы как бы стилизуют свой фильм под документальность, хотя все герои его и события вымышлены. В центре их - четверо молодых людей: Моро, не имеющий к наркотикам никакого отношения, его подруга Дина, медсестра-наркоманка, коллега Дины и поставщик морфия хирург Артур Юсупович и приятель Моро, слесарь, которого словно бы в насмешку зовут Спартак - именем восставшего против рабства героя. Киношный же Спартак - отупевший, почти обезумевший раб наркотиков, постоянно находящийся в лихорадке наркотического возбуждения и страха перед заимодавцами, время от времени избивающими его за неплатежеспособность. Моро приехал в их провинциальный городок, кстати тоже, чтобы получить старый долг со Спартака, но тот отделался обещанием. Из-за этой задержки он встречается с Диной, девушкой, с которой раньше его связывало чувство любви, еще не совсем угасшее. Скоро он узнает о болезни Дины и делает попытку, поначалу успешную, вытащить ее из наркотического болота. Однако страшная сеть, связующая торговцев, посредников и потребителей наркотиков оказывается сильнее усилий и желаний Моро и Дины.
Помню, как в свое время много критиков спорили об этом фильме, какое количество железных перьев они об этот фильм обломали, хватило бы на целый курган металлолома! А зря... Лучше бы с режиссером поговорили и узнали бы у него, зачем он поставил эту картину. Вот его ответ, все оказалось очень просто: " О чем говорит эта история? Можно сказать так: человек вышел на улицу и не вернулся. Почему? Вернуться некуда. Все зыбко, старое разрушено, новое не построено. Но надо жить, умереть нельзя, потому что неясно еще его предназначение. Человек этот совершал ошибки, но был честен, был слаб, но не подличал, был виноват, но искупал чужие грехи. И даже получив нож в живот, человек встал и пошел дальше. Потому что надо жить".
Этот ответ режиссера относится только к Моро. А истории Спартака, Дины и других безымянных персонажей говорят о несчастье пустой жизни, бесплодности для мира людей и Вселенной. А это самая страшная человеческая трагедия - пустая жизнь. Ибо рождается человек, чтобы восходить по ступеням человеческого духа, познавать себя, открывать вечные вселенские истины и соотносить их со своим внутренним миром для совершенствования его. Тема пустоты показана в фильме очень сильной метафорой в виде крутящейся люстры под потолком на которую безжизненными глазами смотрит героиня ближе к финалу, но ничего уже не видит, кроме этого пустого, крутящегося водоворота. Здесь еще много сильных сцен, не говоря уже о сцене финала, где человек уходит в пустоту, превозмогая боль и себя самого. Взять, хотя бы, фрагмент с морской темой. Двое пошли купаться, а вместо моря белое, обнаженное и соленое дно высохшего Арала. Символично и страшно!
 
О наркомании как социальном явлении, и о наркоманах как о больных людях, нуждающихся в помощи, у нас пишут много и всерьез. Об этом тоже говорится в фильме, но основная его нравственная отдача в том, чтобы предупредить молодых о страшном, трудноодолимом зле, убивающем разум, душу, жизнь. Удалась ли авторам эта миссия - слово осталось за зрителями. Кто-то принял картину, кто-то посчитал ее слишком простой и не интересной. Но прошли годы, а тема до сих пор не исчерпана.

Теперь о технической стороне фильма: сценарий написали драматурги Александр Баранов и Бахыт Килибаев. В роли Моро снялся автор и исполнитель песен в стиле "рок" Виктор Цой. Дину сыграла художник-график Марина Смирнова, Спартака - студент-вгиковец режиссерской мастерской Игоря Таланкина Александр Баширов, Артура - руководитель рок-группы " Звуки Му" Петр Мамонов.
Поставлена картина на студии " Казахфильм", в те годы сделавшей значительный рывок вперед, о чем свидетельствуют " Игла", прошедшие по экранам до нее " Непрофессионалы", лента " Там, где белые горы" и другие интересные и цельные картины.

Хочется в конце отметить, какой-то трагический подтекст в атмосфере фильма, который многие зрители тогда уже почувствовали. Будто судьба героя - это судьба самого актера в будущем. Но, тогда еще никто не знал о столь трагической развязке.


Рецензии