Появление и крах нацизма на Святой Земле

После нескольких веков средневекового религиозного засилья в Западной
Европе в начале 18-го века медленно, но уверенно наступает эпоха светской
власти. Уже не пылают костры инквизиции, короли, графы, бароны больше не
боятся проклятий Папы Римского, не сходятся в смертельных схватках толпы
религиозных фанатиков. Однако католицизм остаётся распространённой
идеологией общественного сознания и определяет образ жизни многих
народов. Как и в любой другой крупной религии, в нём появляются различные
крупные направления (лютеранство, протестантизм, евангелизм), а также
небольшие секты, по-своему толкующие святое писание. На этом фоне в очень
набожной Германии, в её юго-западной части, в княжестве Вюртембург в
середине 19-го века (1854 год) возникает "Общество божьего народа в
Иерусалиме". Сплотившаяся вокруг теолога Кристофа Хофмана, группа
верующих, назвавшая себя темплерами (видимо, в память о монахах ордена
тамплиеров, сыгравших решающую роль в организации крестовых походов на
Святую Землю в 11-13 веках), уже к 1868 году разрослась до 3000 человек.
Сектанты поставили перед собой задачу: создать общину представляющую
собой духовный храм христианства на этой Святой Земле. Они верили, что при
осуществлении этого, произойдёт приход Мессии или, по христианскому
толкованию, пришествие Иисуса Христа на землю.
Первая попытка создания немецкого поселения в Эрец Исраэль в 1858 году
около Нацерета оказалась неудачной из-за голода и высокой смертности среди
вновь прибывших. Однако уже через десять лет в Хайфе швартуется корабль с
454 членами секты во главе с тем же Кристофером Хофманом. Совместно с
Георгом Хердегом он начинает руководить созданием поселений темплеров в
Палестине. До 1875 года прибывают ещё 750 немцев и к началу 20-го века на
Святой Земле уже насчитывалось семь пунктов, населённых последователями
учения Хофмана. Трое из них появились в уже существующих на то время
городах: мошава Германит в Хайфе (1869 год), квартал в Яффо (1869) и квартал в
Иерусалиме (1873). Четверо остальных представляли собой новые
сельскохозяйственные поселения: Сарона (1871 год, на месте нынешней Кирии,
ведь Тель-Авив ещё не был основан), Вильгельма (1902 год, на месте Бней
Атарот у перекрёстка Таясим), Бейт-Лехем в Галилее (1906) и Вальдгайм (1907
год, возле Алоней Аба в Нижней Галилее). Всего за четверть века новоявленныепоселенцы приобрели в Эрец Исраэль 42,000 дунамов земли (в т.ч. 12,000 в
различных городах – Нацерет, Тверия, Рамла и других), а также отдельные
фермы, мельницы, гостинницы.
Отличительной чертой новых жителей Палестины была почти строгая
изоляция от местного населения. Темплеры говорили только по немецки, не
пытаясь освоить арабский, турецкий или русский, полностью придерживались
исключительно своих культурных традиций, отрицали смешанные браки и не
позволяли чужакам селиться среди них. Многочисленные попытки поселенцев
Первой алии из Росии и Польши установить постоянный контакт с гордыми
швабами (выходцами из Южной Германии, родиной большинства темплеров)
не очень удавались.
Благодаря тесным связям с исторической родиной, немцы Святой Земли
были в курсе основных событий политической жизни Германии. Так что процесс
создания, рост рядов национал-социалистической (нацистской) партии и фигура
её лидера Адольфа Гитлера были им знакомы, хотя серьёзного внимания никто
на это не обращал. Когда в сентябре 1932 года молодой геодезист Карл Руфф
решил создать партийную ячейку в Палестине, то смог набрать лишь шесть
человек из более чем двух тысяч немцев. Однако, всё изменилось уже через
полгода в марте 1933-го. Ведь с 1918 года гражданское общество Германии
тяжело переживало поражение в Первой мировой войне и мечтало о
пересмотре её итогов. Поэтому, появление Гитлера, поставившего целью
нацистского движения изменение сложившегося положения в Европе и
создание Великой Германии, приветствовалось значительной частью населения
страны. Это позволило партии прийти к власти в результате мартовских
выборов. Во всём поддерживающие свою страну, темплеры приняли и эту
новую политическую реальность. Нацистское движение делало ставку на
активные действия молодого поколения и это очень нравилось юным членам
общины, поскольку патриархальные традиции блокировали их продвижение
внутри местного немецкого сообщества.
По закону, принятому британской администрацией в Палестине, на
общественных зданиях иностранных государств вывешивались их
национальные флаги. Вот и развевались полотнища со свастикой на домах
различных немецких организаций в Эрец Исраель. В Сароне находилась какаято германская общественная комиссия этого оказалось достаточно для
появления там такого флага с паукообразным символом.
Ряды приверженцев фюрера на Святой Земле росли и молодого Руффа
сменил пожилой Корнелиус Шварц, являвшийся протеже Рудольфа Гесса
(заместитель Гитлера по партии).
Старожилы общины не одобряли новых веяний, приходящих из далёкого
фатерлянда (родины), ведь это очень усложняло повседневную жизнь на
библейской земле. Во-первых, идеология нацизма противоречила принципам
христианства, на которых они выросли. Во-вторых, в ответ на известия о бойкоте
еврейских магазинов и предприятий в Германии, еврейская община в Эрец
Исраель отреагировала немедленным бойкотом всей продукции,
производимой темплерами на их фермах и небольших предприятиях. Несмотря
на это, члены гитлеровской партии, как и в Германии, организовывали акции
устрашения противников фашистской идеологии внутри общины: наносили вред
хозяйствам, подстрекали детей против родителей. Такие действия привели к
решению жителей Сароны не сдавать евреям комнаты внутри поселения. В
ответ еврейский ишув объявил о запрете продажи своих земель немцам.
В самом начале 1935 года произошло малоизвестное обычным людям
событие – большинство жителей Саарской области, переданной после Первой
мировой войны Лигой Наций под мандат Франции (как Палестина под мандат
Британии), проголосовали за возвращение в состав Германии. Это воодушевило
немецкую нацию как внутри страны, так и за её пределами. Пышно отмечала
такое событие и община темплеров в Эрец Исраель. В самой Сароне прошёл
парад членов нацистской партии с портретами Гитлера и флагами со свастикой,
а в немецком консульстве в Яффо был организован торжественный приём.
Нацистская идеология охватывала всё большую часть темплеров. В октябре
1936-го, в той же Сароне, торжественно провели церемонию призыва молодёжи
в ряды немецкой армии (вермахта).
В середине 30-х, происходит сближение нацистского руководства общины и
националистического движения арабов, возглавляемого муфтием Хаджи Амин
Аль-Хусейни. И те, и другие были недовольны властью Британии на Святой
Земле, постоянным увеличением численности еврейского населения и, как
следствие этого, усилением его влияния в этом районе Средиземноморья.Весной 1939 года делегация немецких поселенцев встретилась с
представителями семьи муфтия и открыто предложила свою помощь в борьбе с
британской администрацией.
Направленная из Англии в ноябре 1936 года Королевская комиссия под
руководством лорда Вильяма Пиля, после двух месяцев работы, публикует
доклад о положении в Палестине. Основные выводы сводятся к следующему:
британский мандат стал неработоспособным и должен быть отменён,
необходим раздел территории на два национальных государства – еврейское и
арабское. Отмечалось, что арабы всячески противятся созданию еврейской
страны, хотя земли и поселения, находящиеся во владении еврейских общин
развиваются намного успешней. Британская администрация, подчёркивалось в
отчёте, не предвидела увеличение еврейского населения, а это происходит изза ограничения иммиграции в США, антисемитской политики в Германии,
экономического давления на евреев в Польше.
Пытаясь прогнозировать развитие событий, темплеры поняли сложность
своего положения. Немецкие поселения в будущем могли оказаться в
еврейском государстве, которое не стало бы терпеть у себя приверженцев
нацистской идеологии. Арабы же вступали в отношения с этой христианской
общиной только из-за помощи в противодействии британцам и евреям, и в
дальнейшем потребовали бы от темплеров немедленно убраться из
мусульманского государства. Поэтому немцы тайно купили 20,000 дунамов
земли в одной из долин Ливана. Некоторые поселенцы, вообще, стали
готовиться к переезду в Германию, хотя тамошнее руководство противилось
этому процессу, не желая терять свой форпост на Ближнем Востоке. Было также
опасение, что евреи не станут покупать дома и имущество отъезжающих,
поскольку в Германии немцы не приобретали ничего у, убегающих из
нацистской страны, евреев.
В ноябре 1937 года на корабле в Хайфу прибывают руководители еврейских
отделов СС и СД Адольф Эйхман и Герберт Хаген – британцы разрешили им
въезд только на двое суток. Эти представители рейха встретились с немецким
журналистом и резидентом гестапо в Иерусалиме Вильгельмом Рейхертом для
получения информации об еврейском ишуве в Эрец Исраель, затем переехали в
Каир для переговоров с делегацией муфтия Аль-Хусейни.В начале 1938-го отделение гитлеровской партии в Палестине насчитывало
330 членов, и они уже полностью контролировали жизнь почти двухтысячной
общины темплеров. Ещё более усиливаются пронацистские настроения после
присоединения Австрии к Великой Германии. После заключения "Мюнхенского
сговора" между Великобританией и Германией, британская администрация
практически перестала обращать внимание на начавшиеся немецкие теракты в
еврейских поселениях и не препятствовала связям темплеров с арабами.
20 августа 1939года, перед самым нападением на Польшу, из Берлина в
немецкое консульство в Иерусалиме пришло указание о призыве
военнообязанных членов общины. Уже через несколько дней 232 человека
отбыли на корабле в Германию, ещё несколько десятков молодых парней
должны были быть готовы к возможным военным действиям на месте. В
дальнейшем, призванные темплеры служили в Африканском корпусе Роммеля,
а также в СС и гестапо.
Когда же Англия выступила против Германии (03.09.1939), немецкая
христианская община Палестины объявила британцев врагами и огородила свои
поселения проволочным забором. В ответ на это около 600 немцев (в основном
жители Яффо) были высланы в Австралию, многие были интернированы.
С присутствием темплеров в Эрец Исраель связана малоизвестная история
о том, как, сами того не желая, они способствовали спасению нескольких сотен
евреев от неминуемой гибели от рук нацистов. Незадолго до сентября 1939
года, некоторые еврейские жители подмандатной Палестины (а значит
подданные Британии) отправились в Польшу, чтобы проведать своих
родственников. После оккупации этой страны, вместе со всеми польскими
евреями, они оказались под властью нацистов и были отправлены в гетто и
концлагеря. Английское правительство, при посредничестве Швейцарии, начало
переговоры с руководством Рейха об обмене жителей Палестины на членов
общины темплеров, ещё остававшихся на Святой Земле. За последующие пять
лет более 400 евреев-палестинцев удалось вернуть на родину таким путём.
Первая группа из 46 человек была освобождена из берлинской тюрьмы и
прибыла в хайфский порт в декабре 1941-го. Следующую группу пришлось
вытаскивать уже из варшавского гетто и концлагеря Треблинка. Именно эти 69
человек, вернувшиеся в Эрец Исраель в середине ноября 1942 года, впервые
рассказали о трагической судьбе польских и австрийских евреев. Такие вестиочень встревожили еврейское население Палестины, ведь немецкая армия
Роммеля двигалась по Северной Африке к этой территории. Только победа
английских войск в битве под Эль-Аламейном (около Александрии в Египте)
ликвидировала угрозу прорыва фашистов в Восточное Средиземноморье.
Последняя, самая большая группа, насчитывающая почти 300 палестинских
евреев, была обменена на такое же количество темплеров в июле 1944-го. Эта
акция произошла в Стамбуле на мосту через пролив Босфор. Большинство
спасённых до этого прошли все круги ада в немецком концлагере БергенБальзен.

Местный фюрер и его судьба

Организационная структура нацистской партии строилась на
территориальной основе и, соответственно, на существовании в каждом
регионе главы партийного отделения. Среди немецких темплеров,
проживавших в Эрец Исраель, таким партийным боссом и главой всей общины
являлся Готхлиф Вагнер – личность весьма незаурядная. Его предки стояли у
истоков темплерского заселения Святой Земли и внесли немалый вклад её
промышленное развитие.
В 1889 году трое братьев Вагнеров (Вильгельм, Адольф и Георг) создали в
Старом Яффо большую слесарную мастерскую и через пять лет привезли сюда
первые моторы "Дизель" и механические насосы. Производство стальных
изделий расширялось и к началу нового века уже существовала фабрика "Братья
Вагнер". Во время Первой мировой войны именно сюда доставили первый в
Палестине автомобиль – "бричку с мотором на которой можно ездить", как
писали об этом газеты.
Готхлиф, сын Вильгельма, родился в Яффо в 1887 году и после окончания
общинной школы уехал в Германию, где получил специальность механика. С
началом Первой мировой войны был призван в армию, стал офицером, отважно
воевал на французском фронте, получив за храбрость два Железных креста.
После поражения своей страны пробыл там ещё два года и конце 1920-го
вернулся в Палестину. Тут он сразу активно включился в семейный бизнес,
возглавив большой (по местным меркам) завод по производству моторов и
стальных отливок. За короткое время молодой директор расширил предприятие
и принял на работу дополнительно около 100 человек, как немцев, так и евреев,и арабов. Авторитет Готхлифа Вагнера быстро растёт и в 1926 году его избирают
в состав комитета общины темплеров. Ещё через шесть лет он становится главой
общины. К этому времени у него и жены Каролин растут четверо сыновей: свои
Вальтер и Курт, а также приёмные Зигфрид и Эрих (родственники).
С установлением в Германии власти Гитлера, вся большая семья Вагнер в
количестве 20 человек присоединяется к национал-социалистической партии. В
честь своей серебряной свадьбы в 1934 году, Вагнер получил личное
поздравление от Адольфа Гитлера. Как глава общины Готхлиф поддерживает
активную связь с Корнелиусом Шварцем – фюрером нацистов в Эрец Исраель.
Несмотря на расистскую идеологию гитлеризма, прагматичный Вагнер
сотрудничает и с евреями, и с арабами, и с англичанами, продавая всем
продукцию своего предприятия, в частности, взрывные устройства и стальные
плиты.
С началом Второй мировой войны, 94 проживающих в Яффо темплера, как
граждане враждебного государства, были интернированы и переселены во
временный лагерь в Вильгельме. Фабрика Вагнера, после 51 года
существования, закрыта британской администрацией. Однако, сам он остаётся
главой немецкой общины и вместе с членами семьи и персоналом темплерской
больницы переселяется в Сарону. В это время подпольные организации Эрец
Исраель принимают решение об убийстве Вагнера как представителя
нацистского движения, проводящего геноцид европейского еврейства. В мае
1943-го еврейская подпольная организация ЭЦЕЛЬ производит взрыв возле
административного здания в Cароне, но Вагнер отделался лёгким ранением.
Вскоре земли немецкого поселения Сарона конфисковываются и переходят под
юрисдикцию тель-авивского муниципалитета. В ноябре 1944-го полсотни
обитателей Сароны переводятся в Вильгельму, но остальные сорок человек, в
том числе и семья Вагнера, всё ещё остаются на прежнем месте. Сам он
назначается ответственным за сбор налогов с немецкой общины и вынужден
сотрудничать с британцами, втайне мечтая об установлении власти Германии на
землях Палестины.
Однако фашистская страна разгромлена и лежит в руинах, а жизнь на
Святой Земле продолжается. В 1945 году Вагнер получил разрешение открыть
свой законсервированный завод в Яффо и переехать туда. В это же время
община темплеров обращается к британской администрации с просьбойразрешить бывшим членам общины, выехавшим в Германию до и во время
войны (часть из которых служила в вермахте), вернуться в Эрец Исраель и
получить назад свою конфискованную недвижимость. Англичане категорически
отказывают им в этом, как пособникам нацистов.
Вездесущие журналисты находят всё новые факты сотрудничества
немецких темплеров с людоедским гитлеровским режимом. Газета "Едиот
ахронот" писала: "Готхлиф Вагнер стал нацистом с момента прихода Гитлера к
власти и послал двух сыновей служить в фашистской армии. Он был ярым
противником продажи немецких земель евреям. Открыто говорил о том, что
мечтает стать гауляйтером Палестины, когда немцы захватят её. Ещё через
некоторое время журналисты "Гаарец" докопались, что один его сын служил в
африканском корпусе Роммеля, а другой в СС.
Сам же Вагнер рассчитывал продолжить предпринимательскую
деятельность в Эрец Исраель и после поражения фашизма. Он везде говорил о
том, что всегда хорошо относился к евреям и ценил их как партнёров по
бизнесу. Также рассказывал, что во время войны посещал Освенцим и вытащил
оттуда большую группу молодых узников, и даже встречался с Рудольфом
Кастнером, помогая тому спасать венгерских евреев. Однако все это не нашло
никакого подтверждения.

Ликвидация

В том же 1945 году, по мере приближения окончательного разгрома
фашизма, руководство еврейского ишува понимало, что наступает время
решительной активизации борьбы за прекращение действия британского
мандата в Палестине. В подпольной организации "Хагана" для проведения
особо рискованных операций была создана отдельная рота. У этого
подразделения было несколько особенностей: большинство бойцов прошли в
прошлом боевую подготовку в лагерях ПАЛЬМАХа, наиболее активной
структуры внутри "Хаганы"; они действовали исключительно маленькими
группами из двух – четырёх человек; не участвовали постоянно в военных
действиях, а работали на различных предприятиях и жили в Тель-Авиве. На эту
роту и было возложено задание по ликвидации фашиста Вагнера. Руководство
операцией осуществлял Ишиягу (Шайке) Яркони – в то время командир данного
подразделения. Два месяца бойцы следили за "объектом" и провели несколькопопыток его устранения, но, к сожалению, неудачных. Задача осложнялась тем,
что он передвигался исключительно на машине (арабское такси) из своего дома
в Сароне на фабрику в Яффо и постоянно в сопровождении двух женщин.
Подпольщики же имели строгое указание не трогать никого кроме самого
Вагнера. В начале 1946 года власти разрешили ему ездить на частных машинах и
посещать поселения темплеров в Галилее, но теперь уже с ним в машине были
евреи или арабы, служившие в британской полиции.
Элиезер Глас, служивший в те годы в полиции, вспоминал: "Я был
ответственным за охрану Вагнера и в один из дней получил предупреждение от
"Хаганы", что именно сегодня возможно нападение. Выделил двух
сопровождающих с оружием, но приказал не стрелять без угрозы лично их
жизням". В пятницу утром 22.03.1946 из поселения Вильгельма, куда к тому
времени переехал жить Вагнер, вышли две легковые машины. Первой
двигалась частная машина, которую он сам вёл, а рядом сидел еврей-охранник
Сасон Мизрахи. На заднем сидении машины находилась Фрида, сестра Вагнера,
его секретарь Ирмаград Вайс и служащий Карл Стелер. Они направлялись на
переговоры о покупке участка земли на котором планировалось построить ещё
одну фабрику. Вторая машина была такси, вёл её яффский армянин Авидас
Цлингермет, а ехали там трое клерков, что везли зарплату арабским рабочим в
Сарону. Маршрут движения не менялся уже много недель и проходил через
арабскую деревню Йегудия (сегодня город Игуд), через апельсиновые
плантации Тель-Литвински (возле больницы Тель-Ха-Шомер) и далее мимо
района Ха-Тиква (нынешний южный Тель-Авив у перекрёстка Кибуц Галуёт).
Перед Йегудией на обочине дороги стоял мотоцикл с коляской на котором
сидели два человека. Это был боец-резервист Хаганы Авраам Лев и командир
взвода ПАЛЬМАХа, также резервист, Ицхак Яфа – рабочий типографии газеты
"Давар". Начав движение вслед за "кортежем" Вагнера, мотоцикл быстро
догнал машины и, поравнявшись с ними, начал обгон. Карл Стелер заподозрил
неладное и предложил Вагнеру вернуться домой или хотя бы изменить
маршрут. Однако тот пренебрёг этим советом. Мотоцикл не спеша обогнал
машины и исчез на ближайшем повороте после деревни.
В это время группа "ликвидаторов", в которую входили два стрелкапистолетчика, несколько наблюдателей, девушка и водитель такси,
арендованного у "своих людей", уже прибыла к месту покушения. Тут же вблизирасположились 15 вооружённых бойцов из группы прикрытия. Они прибыли на
машине, но тут же отпустили её, чтобы после операции разбежаться в разные
стороны и исчезнуть между домами. Наблюдатели стали на мосту через ручей
Аялон (сейчас это мост над шоссе 20), чтобы опознать машину Вагнера и дать
знак, подняв руки, остальным "ликвидаторам". Исполнителями покушения были
назначены бойцы, упомянутой специальной роты, Гидон Бандель и Иегуда
Арель. Запасным стрелком являлся Наами Горен, доставивший оружие на это
место.
В 9:40 автомобиль Вагнера въехал в Тель-Авив через перекрёсток улиц
Левински и Лаванда (возле восточной части новой автобусной станции) и
двинулся на запад в направлении Яффо. Тут же его обогнало такси, за рулём
которого был боец спецроты Меир Мирецки, прижало к правой обочине (в то
время улица Левински представляла собой неширокую грунтовую дорогу) и
вынудило свернуть на пустую песчаную площадку у дома номер 123. Через
несколько секунд из-за соседнего дома появилась пара "ликвидаторов". Гидон
первым подскочил к машине, открыл заднюю дверь, левой рукой начал
отталкивать пассажиров, сидящих на заднем сидении, одновременно выстрелив
в нациста. Тот инстинктивно отпрянул, и пуля прошла мимо. Увидев это,
находящийся с другой стороны автомобиля Иегуда Арель, практически в упор
выпустил одну пулю в голову Вагнера, поразившую того насмерть. В считанные
секунды с места проишествия исчезли и сами террористы, и такси, и группа
прикрытия. Только через минуты полторы, когда глава темплерской общины
уже лежал в луже крови, а его попутчики ещё не оправились от шока, подъехала
вторая машина немецкого "кортежа".
Вскоре на площадку прибыло трое полицейских и амбуланс, забравший тело
убитого в яффскую больницу. Стражи порядка быстро установили, что никто из
пассажиров машины Вагнера не пострадал, не была похищена и сумка с
деньгами, находившаяся у них.
Спустя несколько лет, Иегуда Арель так описывал то памятное событие:
"Мой отец, Аарон Пугач, был владельцем нескольких каменоломен, которые
поставляли щебень для строительства во многие места, в том числе на
строительство английских военных баз. Он пользовался доверием у британской
администрации и телефон в его конторе, на углу Дерех Яффо и улицы Барзилай,
(что совсем недалеко от намеченной точки покушения) не прослушивался. Вдень операции я с утра находился возле телефона, ожидая сообщения о том, что
"объект" выехал. Вагнера был знаком мне лично, поскольку иногда приходилось
возить на его фабрику для ремонта дробильную машину с отцовской
каменоломни. Вместе мы составляли и подписывали счета за эти работы. В
момент выстрела я видел его удивлённое лицо – он узнал меня, но не успел
сказать ни слова. После ликвидации я прибежал в контору и на вопросы
служащих, слышавших выстрелы, сказал, что ничего не знаю."

Последствия покушения

Не все члены общины темплеров поддерживали Вагнера. И дело не только
в нацистской идеологии. После разрушительной войны в Европе многие немцы
в Германии очень нуждались и бедствовали. Оставшиеся в Палестине темплеры,
хоть и были, частично, интернированы, но сохранили своё имущество. Их
материальное положение было весьма неплохим. Поэтому многие помогали
своим германским родственникам. Одним из источников дохода темплеров в
сороковых годах была продажа евреям земельных участков, приобретённых
предыдущими поколениями за символическую цену. Вагнер, пользуясь своим
положением, всячески противился этим сделкам даже после падения фашизма.
Кроме того, связь с нацистами в 30-40-х годах и рассказы спасшихся евреев об
ужасах оккупации, поставили членов немецкой общины в положение изгоев.
Ликвидация Вагнера ещё больше деморализовала темплеров. Стало
понятно, что местные британские власти не позволят вернуться высланным в
Австралию, а еврейское население не захочет терпеть немцев рядом с собой. В
результате сложившейся ситуации, в конце 1946 года английская
администрация приняла решение о высылке всех членов общины в Германию.
Было позволено остаться, по желанию, только старикам и хроническим
больным.

Эпилог

После провозглашения еврейского государства на древней земле
Палестины и начавшейся войны за Независимость, небольшое количество ещё
оставшихся темплеров эвакуируют на Кипр, а оттуда в Германию. В апреле 1950
года последний член общины покидает Эрец Исраель, подводя итог 80-летнего
существования этой христианской секты на Святой земле. Ещё через два года,
выстоявшее в тяжелейших битвах, государство Израиль заключило с Германиейдоговор о репарациях (возмещении ущерба от потери имущества, изгнанных из
своих домов и уничтоженных евреев Европы). Со своей стороны, еврейское
государство, как правопреемник власти после британского мандата, согласилось
выплатить немцам 50 миллионов марок как компенсацию за потерю земель,
приобретённых в Палестине в период существования тут общины темплеров.

Использованные источники:

- Нир Ман, "Шарона в годы борьбы" (1939 – 1948). Изд-во "Яд Ицхак Бен-Цви"
Иерусалим. 2009 (на иврите).
- Ури Эгози, "Спасение евреев в период Катастрофы", журнал "Шестьдесят
плюс" декабрь 2019. Нетания (на иврите).
- Статьи "Википедия". Интернет.


Рецензии
И примкнувший к ним хананей Зеля.../

Максим Софронов   23.03.2025 09:05     Заявить о нарушении
Sorry! Я уехал ещё из СССР и поэтому никак не комментирую российско-украинскую войну.
К еврейскому народу Зеленский отношения не имеет (не знает ни языка, ни традиций, не исповедует религию, да ещё и крестился), даже если кто-то из предков был евреем.
Зеленского выбрал украинский народ, пусть он с ним и разбирается.

Геннадий Шлаин   23.03.2025 11:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.