Понимать надо!

      Целевая аспирантура
Мне 25, после 6 лет работы конструктором, уже руководитель группы программистов в ВЦ. В харьковский ТЭП приходит разнарядка из Москвы.
Открыта целевая аспирантура. Требуется направить одного сотрудника, молодого инженера с опытом работы конструкором, владеющего программированием в области прочностных расчётов.
То-есть указано всё, кроме моей фамилии. Других просто нет. Легко получаю рекомендации администрации и Месткома профсоюза. Осталось Партбюро.
«Здравствуйте, Давидович. Мы изучили Ваши данные. Всё отлично. Но есть два вопроса:
Вы не член партии и демонстративно  не посещаете полит-информации.
Аспирантура – это путь в науку. А наука у нас - область идеологическая.
Вам сколько лет?» -« 25».
«Ну, тогда  мы пока воздержимся, а у Вас ещё все впереди .»
Неужели они уже тогда имели в виду Израиль?

 Песня индийского гостя
         «Не счесть жемчужин в море полудённом далёкой Индии чудес»
СССР помогает Индии в энергетике. Индусы хотят открыть у себя проектный институт.
Присылают заявку. Требования – см. предыдущий пункт Но здесь уже не посто идеология, а идеология международная. Принимаетя партийно-соломоново решение. Ко мне на стажировку  присылают толкового инженера-проектировщика с более правильной биографией. Я должен  быстренько, за три месяца обучить его программированию и прочностным расчётам. И он поедет в Индию вместо меня. Он и поехал. На три года. И, между прочим, справился.
 Партия, она никогда не ошибается.

 Контрпримеры
«Контр» - значит обратные, противоположные. Таких было немало. Приведу парочку.
Случайно подслушанный разговор двух начальников ТЭПовских отделов, стопроцентных славян:
« Эту работу за месяц сделать невозможно, даже если ты поставишь на неё одних евреев.»
90-е годы, массовая иммиграция евреев. Один директор звонит другому:
«Слушай, ты берёшь на работу евреев?» - «Беру» -«А где ты их берёшь?»

      Процентная норма.
 Известно, что в СССР негласная процентная норма приёма евреев в ВУЗы была порядка 1-2% , чтобы соответствовать проценту евреев в СССР».  Например, в 1960–1980-х гг. на приемных экзаменах практиковалась такая система: каждому абитуриенту-еврею в качестве дополнительных вопросов давались задачи, которые заведомо не могли быть решены выпускниками средней школы. И бывали случаи, когда наши мальчики «брали» и эти вопросы! И их приходилось принимать...
Но многим и этого казалось много. Организация «Память» требовала принятия «закона о десионизации СССР», с установлением процентной нормы в 0,69% во всех «эшелонах науки, культуры, управленческого аппарата и других привилегированных сфер» для евреев и «породненных с ними лиц» (листовка, ноябрь 1989 г.).
 Для сравнения: В 1887 г. Министерство просвещения царской России распорядилось, чтобы численность евреев в средних и высших учебных заведениях не превышала 10% в черте оседлости и 5%  вне ее.

Вот маленький пример:
  «Понимать надо!»
В ХПИ  особенно свирепствовал доцент кафедры физики Базакуца.
Расскзывает абитуриентка 1961 года:
«Ответила на все вопросы билета, решила задачу. Пошли дополнительные вопросы. Демонстративно записываю его вопросы и мои ответы, готовясь к аппеляции. Придраться не к чему. Вздохнув, цедит: Тройка.
Спрашиваю – почему. Ответ потрясающий
-  Вы всё говорите правильно, но не понимаете, что говорите.»
Ну, не любит человек евреев и даже молоденьких евреек. Такая  вот у доцента маленькая слабость.
 Кто  же его осудит?
Не помогло, однако. Остальные четыре эказмены сданы на 5, набралось 23, что выше проходного балла.
Поступила, окончила, очень даже хорошо окончила. И даже, не поверите, нашла работу в Харькове. Не по специальности, правда, но инженерную всё-же. Потом, уже после 1990 года  много лет успешно работала в очень престижной  всемирно известной фирме. По специальности.  В Израиле.


Рецензии