Икона в женском монастыре

Друзья!

Среди православных верующих она не на последнем месте! Хотя посвящена делам чисто земным и  была ранее запрещена Святейшим Синодом как не совсем каноническая,хотя и сотворила много необычного! Двадцать восьмого октября верующие традиционно поклонятся чудотворной иконе Божией Матери «Спорительница хлебов», прося ее о помощи в духовных и земных делах. Икона имеет недолгую историю, но за время своего существования она прославилась множеством удивительных чудес.

Из Википедии:

«Спорительница хлебов» — чудотворная икона Богородицы, почитаемая в Русской церкви. На иконе Богородица изображена сидящей в облаках, а её руки распростёрты на благословение сжатого поля со снопами и цветами. Икона была написана в 1890 году, который в Калужской губернии оказался голодным, по благословению святого Амвросия Оптинского. Амвросий Оптинский дал название образу и установил его празднование на 15 (28) октября.

Замысел написания этой иконы, принадлежащий преподобному Амвросию Оптинскому, возник у него в последние годы жизни. Будучи обеспокоен судьбой Шамординской женской обители, он молился Божией Матери о покровительстве и заступничестве. В основу эскиза, сделанного им лично, лёг пейзаж окрестностей Шамординского монастыря с парящим над ним образом Богоматери. В 1890 году Амвросий поручил написание иконы иеромонаху Даниилу, родному брату шамординской игуменьи Софии, который был известным академическим живописцем.

Иеромонах Даниил изобразил Богоматерь, сидящую на облаках с распростёртыми руками, в привычном для себя академическом стиле живописи. Образ Богоматери был взят с иконы «Всех святых» из Богородично-Всехсвятского монастыря Орловской губернии. Нижнюю часть иконы занимал натуралистический пейзаж с уходящим вдаль хлебным полем и снопами ржи.

Написанная икона, не будучи традиционной, оказалась близка тому образу, который представлялся старцу Амвросию. В Оптину Пустынь её доставила осенью 1890 года игуменья Илария, настоятельница Болховского женского монастыря, в котором икона писалась. Икону сразу же начали почитать как в Оптиной Пустыне, так и в Шамординском монастыре.

Списки с иконы посылались туда, где наблюдалась большая нужда. Икону стали почитать чудотворной после голодного 1891 года, когда Оптина Пустынь, Шамординский монастырь и прилегающие местности всё же смогли, несмотря на общее неблагополучие, получить хороший урожай. В 1892 году список с иконы отправили в Пятницкую общину Воронежской губернии, где наблюдались засуха и голод, и во время молитвы перед иконой начался дождь, что позволило получить урожай.

Поскольку почитатели старца Амвросия хотели иметь изображения этой иконы, с образа стали делать живописные списки и литографии. Почитание иконы приобретало общероссийский характер, о ней появились газетные и журнальные публикации.

После кончины Амвросия Оптинского на растущее почитание иконы обратила внимание Консистория. В 1892 года она выдала предписание «представить сию икону в кафедральный собор для хранения в ризнице», которое и было исполнено. Помимо того, Святейший Синод постановил запретить распространение изображений Божией Матери с необычным названием.

В 1896 году Святейший Синод вновь рассмотрел дело «О допущении к употреблению иконы Божией Матери, именуемой „Спорительницею хлебов“» и не нашёл оснований к пересмотру прежнего решения. Запрет на печатание и распространение изображений данной иконы был связан, однако, не столько с необычной иконографией образа и его названием, сколько с личностью старца Амвросия.

И всё же, несмотря на запрещения Синода, изображения иконы продолжали распространяться. В 1918 году иконе посвятил свои стихи поэт Вячеслав Ива?нов, один из идейных вдохновителей Серебряного века, из которых видно, что к тому времени образ был уже весьма известен в православной среде.

Начиная с 1995 года, в календаре Русской Православной Церкви присутствует день празднования иконы «Спорительница хлебов» (решение было принято Святейшим Патриархом Алексием II в ноябре 1993 года).

Судьба первоначального образа в точности неизвестна. Согласно некоторым данным, он оказался в Литве, в деревне (местечке) Михново, ныне Микнишкес Шальчининкайского района, что в 30 км от Вильнюса. Однако исследователи В. Каширина и Г. Черкасова считают это мнение неосновательным".https://ru.wikipedia.org/wiki
...Вот уже четверть века икона "Спорительница хлебов" праэднуется 15 (28) октября, как раз в период после завершения осенней уборки урожая.Православные же верующие вкладывали в икону совсем другое значение. Название, которое дал Амвросий Оптинский, «Спорительница», имеет смысл «помощница». Поэтому, главный смысл образа защитить верующих от нужды, даровав хлеб насущный. Икона «Спорительница хлебов» оберегает от неурожая.
*******************
Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов" имеет тоже непростую истрию.
Во время Великой Отечественной войны здесь находился лагерь для военнопленных, так называемый «Немецкий хутор». Потом эта земля принадлежала Среднеуральской ГРЭС. В 1992 году значительную часть этих земель передали в бессрочную аренду фермеру Сергею Крекову. В 2002 году часть земель Крекова был передана в оперативное управление Екатеринбургской епархии. Фермеры заявили о захвате земель, и почти через пятнадцать лет выиграли дело в Верховном суде РФ. В 2019 году епархия выкупила эти земли.

Строительство монастыря было начато в 2002 году рабочими, прибывшими с Ганиной Ямы. Духовником и строителем монастыря был назначен иеромонах Сергий (Романов) по благословению правящего архиерея архиепископа Викентия (Мораря). 20 апреле 2005 года Священный синод Русской православной церкви согласно прошению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия благословил открытие женского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» в городе Среднеуральске Свердловской области и назначил монахиню Варвару (Крыгину) настоятельницей.

С 2005 года в монастыре действует палата паллиативной помощи для онкологических больных, которую обычно сравнивают с хосписом, созданная по благословению архиепископа Викентия и ходатайству схиигумена Сергия.

Монастырь строится на пожертвования. В 2013 году был водружён колокол массой в 40 тонн. К 2014 году на территории подворья были построены несколько храмов.
Церковный раскол

В апреле 2020 года схиигумен Сергий был запрещён в служении Екатеринбургской епархией из-за своих резких заявлений и отрицания реальности пандемии коронавируса COVID-19. Также он стал в регулярных видеообращениях агрессивно обличать и оскорблять митрополита, патриарха, президента РФ и ряд социальных групп. В июне 2020 года привлёк своих сторонников к охране монастыря, и заявил, что митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу придётся брать монастырь штурмом. Настоятельница монастыря игумения Варвара (Крыгина) заявила Сергию, что он ведёт их по пути раскола и покинула обитель. 3 июля 2020 года церковный суд Екатеринбургской епархии принял решение о лишении Сергия священного сана, которое 24 июля утвердил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

6 июля были запрещены в служении несколько священников из-за того, что вопреки запрету епархии служили литургии вместе с бывшим схиигуменом Сергием.

Как отмечается на сайте Екатеринбургской епархии, монастырь «незаконно удерживается лишенным священнического сана схимонахом Сергием. Между тем, единственной законной руководительницей женского монастыря по-прежнему является игуменья Варвара (Крыгина), назначенная решением Священного Синода. В епархии обращают внимание, что восстановление мирной жизни обители и дальнейшее развитие ныне существующих социальных проектов возможно лишь с возвращением игуменьи Варвары».

В ходе попыток епархии получить контроль над монастырём и изгнать Сергия было выяснено, что это юридически затруднено. Сергий заявил, что монастырь не является собственностью РПЦ: «Земля под монастырем находится в аренде и не является собственностью Екатеринбургской епархии. Екатеринбургская епархия ни копейки не дала на строительство церквей и зданий в монастыре, они строились на пожертвования и оформлялись на тех, кто вкладывал деньги. Нет ни одного здания, которое принадлежало бы Екатеринбургской епархии. Все документы на здания находятся у частных лиц». В епархии сообщили, что земли монастыря оформлены на Екатеринбургскую епархию и, по Уставу епархии, ей же принадлежат сооружения на земле, а также, что в связи с данным прецедентом будет проверятся корректность оформления всего недвижимого имущества РПЦ. Расследование журналистов подтверждает сложную ситуацию с юридическим оформлением построек и территории монастыря, кроме того, сам Сергий имеет прописку в монастырской келье. Также он отмечает, что с того времени как монастырь покинула игуменья Варвара ничего в управлении монастырём не изменилось, заявив, что «игуменье Варваре надо строить свой монастырь».

Журналисты сетевого издания «ЕАН», побывавшие в монастыре, сообщили, что «в целом происходящее в монастыре мало похоже на общение членов секты со своим лидером. … наблюдается типичный внутрицерковный конфликт, участники которого демонизируют друг друга. … Екатеринбургская епархия также по факту не контролировала монастырь с момента его основания. И сейчас церковные власти пытаются вернуть себе то, чего у них никогда не было". По сведениям издания от 27 июля, на данный момент у руководства митрополии нет других аргументов, кроме как ссылаться на каноническую законность власти игуменьи Варвары (Крыгиной). Екатеринбургская епархия выбрала путь замалчивания конфликта, чтобы избежать дальнейшего пиара Сергия на скандалах, и надеется, что его сторонники сами собой разойдутся ввиду неканоничности литургий в монастыре. Священникам внутри митрополии разослали рекомендации воздержаться от разговоров с паствой на тему о мятежном схимонахе. Прихожанам, которые пожелают съездить в среднеуральский монастырь в паломничество, велено не препятствовать. По сведениям Ура.ру не исключён переход Сергия в юрисдикцию Православной церкви Украины. С другой стороны, бывший редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин считает, что для Сергия и его сторонников не имеет смысла покидать Московский патриархат.

16 августа митрополит Кирилл отлучил от Церкви Сергия, его сторонников и всех участников запрещённых епархией богослужений, объявив их «раскольниками», «врагами Христа и Его Церкви», «беззаконным собранием». Он запретил раскольникам участвовать в евхаристическом общении в церквях — то есть исповедоваться, причащаться и участвовать в других Таинствах, а священникам — поминать раскольников в молитвах и отпевать их. Для возвращения в лоно РПЦ им необходимо будет подать письменные покаянные отречения от раскольничества, а церковнослужители должны немедленно рапортовать об этом, отправляя подлинники таких прошений митрополиту.

Сообщается, что детей стали исключать из Свято-Семеновской гимназии, учредителем которой является Екатеринбургская епархия, требуя справку об отречении.

19 августа епархия издала указ о переводе всех насельниц и священников монастыря в другие монастыри. Следующие три дня около 50-350 сторонников монастыря и Сергия собирались на протест возле здания епархии, требуя лишить должности митрополита Кирилла и провести поместный собор.

1 сентября 153 насельницы монастыря опубликовали открытое письмо к епархии со своими подписями о том, что «добровольно, осознанно и окончательно приняли решение» оставаться в монастыре «вместе со своим духовником — схиигуменом Сергием (Романовым)». https://ru.wikipedia.org/wiki
...Такие вот страсти вокруг женского монастыря со святой иконой Пресвятой Богородицы! Матерь Божья, конечно, усмирит и защитит "раскольников", ибо они искренне и неподдельно  веруют в Нее  и молятся у Чудного Образа!

Вл.Назаров

***************

Святая обитель

На Урале, недалеко от Екатеринбурга, расположен Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов», основателем и духовником которого многие годы является схиигумен Сергий (в миру Николай Васильевич Романов). Много я слышал об этом монастыре и об отце Сергии, особенно в последнее время – чего только не пишут, не говорят в интернете, в печатных СМИ. В основном это комментарии и заметки негативного толка, они, как правило, однобокие, осуждающие действия и поступки отца Сергия... Естественно, живя в двухстах километрах от столицы Урала, как человек русский и православный, являясь редактором патриотической газеты, я не мог не посетить этот монастырь в это сложное для него время.
Мне было интересно посмотреть, как живут монахини, как проходит служба, что говорят послушницы и паломники об этом монастыре и об отце Сергии. Сплетни, перипетии и пересуды, домыслы и откровенная ложь последнего времени меня не интересуют. Я хотел сам увидеть своими глазами и услышать своими ушами все, что происходит в этой святой обители.
Скажу сразу, от этой поездки остались самые добрые впечатления. Величественные храмы монастыря, сама атмосфера, доброжелательная обстановка, службы, на которых я присутствовал, оставили в памяти добрые воспоминания. Мне удалось причаститься и исповедоваться у отца Сергия. Поразили его глаза – светлые и, как мне показалось, всевидящие и всепонимающие, подумалось, что он видит меня насквозь. Какая-то доброта, благодать исходила во время этого причастия.
Я увидел, как к нему тянутся люди, как он общается с детьми, стариками и женщинами, все это было искренне, доброжелательно и по-отцовски учтиво и заботливо. Это не было игрой, придуманной и лживой, как говорили мне некоторые, с кем я общался до посещения монастыря. Это действительно было всё от души.
Уже немолодой человек, отец Сергий, обладает уникальной энергетикой, глядя на него, слушая его, осмысляя сказанное им на проповедях, я пришел к мнению, что это говорит человек, убежденный в своей правоте и глубоко верующий, он не лукавит, он говорит искренне простым, понятным русским языком.
* * *
5 июля монастырь посетила группа журналистов, представляющая разные СМИ. Я примкнул к ним, и мне пришлось слышать вопросы, которые задавали корреспонденты монахиням, прихожанам и сподвижникам отца Сергия. Вопросы были разные, легкомысленные, претендующие на оригинальность и с подвохом. В вопросах не было глубины, впрочем, этой глубины от журналистов никто и не ожидал. А вот ответы людей, с которыми они общались, были достаточно убедительны, и я понял, что отец Сергий действительно для монахинь и для всех, кто с ним общается и знает его, является подлинным духовником и заботливым пастырем. Причем все это говорилось людьми, глубоко пережившими собственную боль, отчаяние, все они пришли в этот монастырь под защиту и опеку отца Сергия, и он их принял, он их согрел, он им помог.

Перед журналистами выступил небольшой монашеский хор, они исполнили песни, в том числе и «Волховскую застольную», я был поражен – это одна из моих любимых песен. Когда они запели «Выпьем за Сталина», у многих из присутствующих навернулись слезы, в том числе и у меня.
Поездка была недолгой и весьма насыщенной, ибо сама атмосфера монастыря, даже в эти непростые для отца Сергия и монахинь дни, осталась благодатной, как-то тепло стало от этого посещения.
Да, борьба добра и зла, света и тьмы сопровождает человечество на всём его историческом пути. Вот и нападки на отца Сергия, преследования за его убеждения и проповеди, это не что иное, как еще одно доказательство вечной непрекращающейся ни на минуту схватки дьявола с Богом.
По приезде в Челябинск мои знакомые спросили: «Ну и как там обстановка?». Я им ответил: «Поезжайте туда, помолитесь в монастыре, прикоснитесь к этому святому источнику, послушайте проповеди отца Сергия, и вы, надеюсь, всё поймете сами...»
* * *
История с лишением сана схиигумена Сергия, духовника и основателя Среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», вызвала большой общественный резонанс и разделила людей на два лагеря. Одни активно критикуют действия отца Сергия, который в том числе открыто выразил свою позицию по поводу пандемии коронавируса и не стал отменять празднование Святой Пасхи, другие, напротив, встали на защиту схиигумена и поддержали его позицию.
Депутат Государственной Думы от Челябинской области Андрей Барышев оказался одним из немногих, кто встал на защиту отца Сергия. Прихожане монастыря обратились к нему за помощью и попросили вмешаться в ситуацию.
Андрей Барышев, как верующий и православный человек, не мог остаться в стороне и выехал на место событий, где познакомился с отцом Сергием, пообщался со служителями монастыря, прихожанами.
Результатом поездки стал депутатский запрос Святейшему Патриарху Кириллу, в котором народный избранник выступил в защиту отца Сергия и, учитывая социальную значимость проблемы, попросил Святейшего дать объективную оценку происходящему и принять справедливое решение.

На снимке:Среднеуральский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы "Спорительница хлебов".
https://zen.yandex.ru/molokols
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
5 сентября 2020 года


Рецензии