Любимый двор

В жизни каждого человека есть на земле место, куда ему всегда приятно возвращаться и воспоминания о таком месте греют душу. И в моей жизни тоже было такое место, о котором  хочется с теплом вспомнить. Вспоминается последнее время всё чаще мне мой любимый двор. В нём прошло моё беззаботное детство. Этот двор принадлежал ещё моему прадеду, который до  Великой Октябрьской революции владел  обоими двухэтажными  домами, напоминающими бакинские  постройки. Видимо неслучайно двор этот находился на улице  Бакинская. Историю возникновения  его, я не знаю, а узнать хочется. Сожалею, что мало информации смогла выведать у моего деда Искака, по-татарски я к нему обращалась «бабам».  Прадеда я, конечно же, не застала. Доподлинно  известно мне только то, что  прадед  держал бакалейную лавку и  конюшню. А после раскулачивания, когда оба дома разделили на восемнадцать квартир,  его большой семье, состоящей из семи человек,  выделили только две квартиры расположенных в первом доме на первом этаже.
Оба деревянных дома находились на  небольшом расстоянии друг от друга. Вдоль верхних этажей шла открытая галерея, на которую выходили двери квартир. Галерея же была просто длинным  общим балконом, на второй этаж вела наружная деревянная лестница.  Балкон второго этажа служил, условно, крышей для первого этажа. Второй дом отличался от первого тем, что на  первый этаж дома можно было подняться по лестнице, первый этаж также имел общий балкон, а под ним располагались амбары. Амбары же первого дома находились напротив него. Видимо именно здесь раньше располагались конюшни моего прадеда Ахмеджана. С трудом представляю себе его чувства, когда из состоятельного человека он превратился  после  семнадцатого года в простого извозчика.
Во дворе имелся общий туалет, тоже деревянный с вечно загаженным топчаном, от него по всему двору часто разносился соответствующий запах.   Посреди двора  под огромным тополем  располагался общий один на оба дома кран с холодной водой.  От второго этажа к противоположной стороне тянулись бельевые верёвки, закреплённые на столбах. С балконов обоих домов нередко выплёскивались помои.  Ворота во дворе во времена моего детства уже не имели калитку, что позволяло сидя на рундуке, без труда наблюдать за тем, что происходит на улице за воротами.
В этом дворе мы всей большой компанией детворы играли в разные игры:  «дочки-матери», «войнушку», «больницу», «весёлые старты» и ещё много чего придумывали. Играли все вместе пацаны и девчонки, летом с утра, до вечера пропадая во дворе. Обожала, когда бабам делал нам возле рундука шалаш, на землю стелился картон, сверху  старый палас, крепилось на гвозди к лестнице второго этажа  ограждение   из одеяла,  выносились из дома мягкие тюфячки, масса разных любимых игрушек: куклы,  детская посуда, и мы с подругами по двое-трое начинали игру в «дочки-матери». Иногда кто-нибудь из соседей взрослых заглядывал в наш шалаш и, радуясь глядя на нашу игру,  с иронией и не без зависти, говорил: « Я тоже так хочу. Можно к вам? »
А осенью, когда меня родители забирали из моего любимого  дома и двора  от подруг и друзей, я с нетерпением ждала, когда наступят каникулы и  я снова смогу вернуться в своё самое любимое место на земле.
P.S. Всех жильцов этого дома давно расселили по новостройкам, второй дом снесли. А совсем недавно я узнала, что во дворе случился пожар и первый дом  сгорел почти дотла. Умом понимаю, что любимого двора моего больше нет, но сознание отказывается в это верить. Потому, что  память до сих пор хранит ощущения полного беззаботного счастья, и даже запахи, казавшиеся тогда ужасными, теперь вспоминаются с теплом, потому, что это были запахи из моего счастливого детства.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.