Кепка

Много лет прошло с тех незабвенных времён, когда ездить на весеннюю охоту на вальдшнепа можно было просто на трамвае № 5. Это от города до Химии,  затем направо, и там вдоль забора.
Как-то Василич решил ознакомить сына Серёгу, которому к тому времени исполнилось лет двенадцать с особенностями весенней охоты на вальдшнепа.
Своей машины в те застойные года у него ещё не было. Поэтому они вечерком сели в трамвай и отправились на охоту. Вместе со спешащими на смену химиками сошли на конечной остановке и по знакомой тропинке  направились вдоль бетонного забора градообразующего предприятия.
Вот наверное тогда ещё можно было приглашать экологические комиссии, для подтверждения абсолютной безвредности вонючих производств на Нижней Каме.
Они шли вдоль забора, уходящее солнце светило в затылок и сын, идущий сзади, сделал замечание:
- Пап, а у тебя на макушке уже лысинка!
Василич почему-то навсегда запомнил эту фразу, хотя ему на тот момент было всего лет тридцать с небольшим. Каким-то обидным показалось это наблюдение. А ведь он считал себя ещё молодым. Наверное зря.
Пройдя с километр, вышли на просеку, которая делила на квадраты лес, и  была одним из первых шагов генплана на пути строительства новых нефтехимических производств на диких просторах Нижней Камы.
Остановились на перекрёстке дороги и просеки. Вокруг зеленел смешанный лес, в овраге весело журчал ручей. Пахло молодой листвой и травой.
Все вечерние весенние звуки перекрывал рёв пара с ближайших действующих производств. Какая там тяга, даже говорить было не просто в таком шуме и свисте. Но слава Богу там за забором стравили всё что могли, тогда не очень-то заморачивались на экономили энергии, и наступила блаженная тишина.
Постепенно оживились птички, их беззаботное чириканье как сладкая музыка лилось в чуткие уши охотников. Солнце уже зашло за горизонт и напряжение ожидания возрастало.
Обычно лёт или как говорят охотники тяга вальдшнепа начиналась в сумерках. Иногда чуть раньше, иногда чуть позже. Вот уже начали стихать пичуги, которые своими песнями наполняли лес.
А вот и первое «цык», просигнализировало, что тяга началась. Вальдшнеп резко цикая протянул  вдалеке над деревьями. Василич только успел показать Серёге пролетающую  в сумерках птицу.
 


Следующий самец уже летел под страстный любовный призыв «Оррр - оррр»! Но опять вне выстрела. А вот ещё один протянул в стороне, не достать из зенитки.
Тут Василич вспомнил рассказы старых охотников о кепке. Что мол если подбросить вверх кепку или перчатку, то летящий в стороне вальдшнеп повернет к охотнику. Он конечно считал это очередной байкой, но тут от безысходности решил попробовать.
Вот опять над лесом в сгущающихся сумерках захоркал долгоносик. Василич скомандовал:
- Серёга, бросай вверх кепарь!
Тот хотя и удивился странной команде, но спорить не стал и подбросил свою кепку. И чудо! Вальдшнеп как ошпаренный резко повернул и как истребитель понёсся на охотников.
Василич сам не ожидал такого эффекта и от внезапности пальнул навскидку с трёх метров. И естественно промазал.
И тут началось! Серёга бросал кепку, очередной вальдшнеп пикировал на охотников, Василич в азарте палил и всё мимо!
Так продолжалось до полной темноты. В результате такой отчаянной стрельбы на руках оказался всего один вальдшнеп, да и тот подбитый на приличном расстоянии.
Потом он конечно проанализировал ситуацию.
На самом деле ток происходит следующим образом. Самец летит низко над деревьями издавая призывные звуки и зорко осматривая своими большими глазами панораму внизу. Самки в это время сидят в траве, а заслышав призыв, вспархивают на метр другой, как бы приглашая на свидание, и опять садятся на землю. Вот вальдшнеп и поворачивал в сторону брошенной вверх кепки потому, что в сумерках она казалась ему вспархивающей на его призыв самкой.
А мазал Василич безбожно потому, что стрелял по налетающей практически в упор птице с очень близкого расстояния, когда дробь ещё не разлетелась, а шла узким пучком.
Серёга с досады плюнул:
 - Ну и мазила же ты батя! ...
На что смущенный Василич оправдывался как мог:
- Уж больно верткая эта птица, сынок…
А потом ещё выговаривали и Анатоль с Виктором:
- Под клиентом не суетись,… Отпускай дичь подальше, чудила… 


Рецензии