Подзабытое слово. Севрюк

   

   «…замечательные люди исчезают у нас,  не оставляя по себе следов.  Мы ленивы и нелюбопытны...». Когда еще было замечено, почти двести лет назад…
      А как в тему! Распалась Империя, распался Союз, на глазах у нас идет распад здравого смысла. В Малороссии, дорощенной до Украины, в Белоруссии, стремящейся к величию Княжества Литовского исчезают испаряются льдинки истории Древней Руси...
   Эпиграф Тараса Григорьевича перекликается с эпиграфом Александра Сергеевича и с событиями с новостных лент:
«Аще кто речетъ, яко люблю Бога, а брата своего ненавидитъ, ложь есть.
Соборное послание Иоанна. Глава 4, с. 20»
   
   Что мы знаем о севрюках? Вопрос риторический, потому что ответ -- ничего. Может быть, потому, что обитали они на перепутьи, территории граничащей сразу  с современными Россией, Украиной и  Белоруссией.
   
    Границы Северской земли  и порожденых ею княжеств, Черниговского, Новгород-Северского и Курского, никогда не были постоянными. Одно время территория Черниговского княжества включала в себя даже подмосковную Коломну, гранича с Рязанским княжеством, являвшимся его вассалом. В разное время к Северщине относились Чернигов, Севск, Стародуб, Комаричи, Путивль, ставшая мне родной Полтава, Глинск, Курск.

    Кстати, язык «Слова о Полку Игоревом», по мнению специалистов, близок к некоторым брянским диалектам и старокиевскому. Возможно, автор был родом из Северщины.
В стародавние времена Северяне находились между Полянами на Западе и Вятичами на Северо-востоке. Они были потомками славян, смешавшихся с болгарами-савирами тюркского происхождения, оставивших этой земле имя своего племени. «Савир» со временем трансформировался в «Север». *)

   Ведя полукочевой образ жизни на границе с Великой Степью, Диким Полем, Севрюки не чурались ни московских, ни литовских властей, нанимаясь к ним поочерёдно на охрану южных рубежей.

   Знаток курской старины, писатель и историк Е.Л.Марков писал: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской…, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде,  с ружьём или луком за спиной, с мечом в руке, постоянные схватки со степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течении времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственными».

    С волками жить -- по-волчьи выть!

   До того, как в Поле стали периодически высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Русской земли. Воины и служилые люди станичной службы всегда отличались свободолюбием. Но полностью отождествлять Севрюков с казаками было бы неверно, хотя бы в силу того, что во многих писцовых книгах казаки, Севрюки и Черкасы пишутся раздельно.

  В словаре Даля «севрюк» -- угрюмый, хмурый человек. Порой говаривали: «Что смотришь севрюком?!», о тех, кто смотрел «волчьим» взглядом. И это сравнение уходило в глубь веков, к поклонению культу волка.
   Хорт (волк) особо почитался и у Запорожцев ( остров Хортица до сих пор напоминает нам об этом своим названием).

  Многие казаки-сичевики вне Сечи называли себя не Запорожцами, а именно Севрюками.

 «История Запорожских Казаков» Д.И.Яворницкого сообщает нам: «Кроме своевольных людей немалые беды причиняют войску запорожскому  жители Новобогородицкой и Новосергиевских крепостей. Они, с позволения своего воеводы и сотника, с многолюдством врываются внутрь запорожской ПАЛАНКИ…**), товариство и севрюков избивают…, а "на остаток сего лЪта, паланку спаливши, севрюковъ разогнали, несносно пустошь внутри самого угодья, яко сами хотятъ, чинятъ"…»

   Развитие государства, появление стрелецких слобод на Северщине стало началом конца этого осколка Древней Руси. После Смутного времени и заключения Деулинского перемирия ***)  между Русским царством и Речью Посполитой  в 1619 году, имя Севрюков исчезает с исторической арены.

    Куда же они подевались? Большая часть из них растворилась, смешавшись с жителями России и Малороссии, некоторые осели в восточной Белоруссии, стали крестьянами-однодворцами. Остальные переселились на Нижний Дон или смешались с запорожскими казаками. По натуре они были уходниками. Если стоял выбор между властью и свободой --  выбирали свободу, не забывая, что «быть свободным от общества нельзя».
   Но общество и власть не всегда были синонимами.

   Пока оставались неосвоенные пространства, находились свободолюбивые приверженцы концепции, кратко изложенной в анекдоте: «Вы не любите кошек?! – Да вы просто не умеете их готовить!»

   ПРИМЕЧАНИЯ:

*) Сави;ры (сува;ры, сувазы, греч. ;;;;;;;, чуваш.сува;рсем, с;ва;рсем, тат. суа;рлар) — кочевые племена, населявшие со II века Западный Прикаспий. В начале VI века мигрировали на Северный Кавказ, где ненадолго стали ведущей военной силой. В середине VI века были разгромлены аварами и потерпели поражение от Сасанидского Ирана, в результате чего часть савиров была насильно переселена в Закавказье. С осколком савирского объединения традиционно связывается «царство гуннов» (хонов), существовавшее в Дагестане в VII — начале VIII веков[1]. Позже савиры (сувары) известны в Среднем Поволжье, где они влились в состав волжских булгар. Лев Гумилёв считал, что ославянившиеся потомки савиров стали северянами.
От имени савиров, возможно, произошло название Сибири.

  Чувашские этнографы в лице Василия Николаева считают этнонимы сувар, савир иранского происхождения:
Ч;ваш < шуваш < шубаш < суваш < сувас < субас < субаш [с персидского savar (савар), др.-иран., сак. sab;r (caбap) — «наездник»;

 **) Паланка является заимствованием из итальянского языка, «военное укрепление в  виде частокола», что соответствует греческому «фаланга – отряд войска в сомкнутом строю».

  ***) Название договора произошло от села Деулино, близ Троице-Сергиево монастыря, нынешнего Загорска.

    На иллюстрации оранжевым цветом отмечены земли (в том числе и Северщина) переданные полякам по условиям перемирия. 

   Территория Речи Посполитой достигла тогда максимального размера в ее истории — 990 тыс. км., а король польский и великий князь литовский впервые стал официально претендовать на русский трон.


Рецензии
Добрый день, Евгений!
Благодарю за исторический экскурс. Очень интересно!
Так что мы с Вами земляки! И судьбы наших дедов связаны с Сибирью. Во как!)))
Дополню о своих.
У меня корни по отцу - дед и бабушка с территории Черниговской губернии, Черниговского княжества, Севрской Земли. Дед Евтей Захарович Мильшин из однодворцев Хотмыжского (Гайворонского) уезда Курской губернии, сейчас юг Белгородской области. Бабушка Домна Ефимовна Серникова родом с упомянутой Вами Стародубщины из древнего Робска (села Старый и Новый Робск Климовского района Брянской области). А древний Робск(Робеск)упоминается в летописи в 1159 году, то есть он уже существовал до похода Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году

Николай Ходанов   19.03.2021 14:34     Заявить о нарушении
Добрый день, Николай!
Да уж, на чем земля Русская стояла и стоять будет - на родстве, свойстве да на землячестве! Не могу отказать себе в удовольствии занести Вас в список избранных авторов,
Вам не только есть что рассказать, но Вы и послушать любите. Будем знакомы!

Евгений Пимонович   19.03.2021 15:30   Заявить о нарушении
И Вы в моём списке избранных авторов))

Николай Ходанов   19.03.2021 17:31   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.