Чистый пропуск
Работал я на морской нефтебазе механиком на причалах. Грузим нефть на иностранные суда. Своего рода граница. Иностранные суда стоят у причала. Иностранные моряки спускаются на берег. И кто их знает, вполне возможно этих моряков просто так в рейс не пускают, а только при условии, что они выполнят задание иностранной партии и правительства завербовать советского человека. Проще всего, чтобы далеко не ходить, вербовать работников причала. Это операторы. Они подсоединяют наши наливные устройства к их заграничным клинкетам. Заходят на судно. То есть пересекают границу. А уж мастер по наливу вдоль и поперек пересекает. Он вместе с иностранным помощником капитана замеряет танки, а потом считает груз. И замер уровня, и подсчет объема и перевод в массу, дело долгое, тонкое и скользкое. Кофе в каюте, с коньячком, пирожное. Завербовать можно в два счета.
Но работа по охране рубежей Родины поставлена серьезно. У каждого иностранного судна на страже пограничники. Их задача смотреть в оба. И отдельно пограничник у трапа. Его задача контролировать вход - выход. Делать отметку в пропусках.
Для береговых работников имеющих право входа на судно имеются специальные пропуска. И хранятся они в сейфе. Сейф в операторной причала. Ключи от сейфа у мастера. Есть специальный журнал учета пропусков. При приеме смены мастер обязан пересчитать пропуска и записать в журнале. При сдаче снова пересчитать и сделать запись. Если оператору нужно подняться на борт, мастер открывает сейф и выдает пропуск. Пограничник у трапа записывает в пропуск время входа. И записывает в свой журнал. А при спуске время выхода. И снова записывает в свой журнал. Вернулся оператор - сдал пропуск мастеру. Мастер открыл сейф и положил на место.
Так в идеале.
Пишу сейчас и вдруг испугался, не выдаю ли я военную тайну. Думаю, не выдаю. Времена изменились. Я давно там не работаю и не знаю, как сейчас обстоит дело с проходом на борт иностранного судна. Но, когда я там работал, во времена развитого социализма, границу (и пропуска) хранили как зеницу ока. Должны были хранить. Помимо пограничников, имелись особые люди в штатском. И у нас на причалах был такой неприметный человек. И звали его Иваном Ивановичем. По крайней мере, так он представлялся, на такое имя он откликался. Придет Иван Иванович, побалагурит, поговорит с операторами о жизни, о том, о сем. Просветит их души своим опытным оком. И все, что нужно знает. Но и операторы, мужики ушлые, в свою очередь знали, что этот Иван Иванович, или как его там, майор КГБ. То есть, про этого знали. Но, допускаю, были и те, про кого не знали.
Мне механику некогда было с Иваном Ивановичем разговаривать. Работы много. Так что я знал его плохо. Пропуск на суда у меня был. Вдруг такая поломка нашего оборудования, что без захода на судно не починить. Но такого не случалось. Если, что поломается, возвращали наливное устройство в гаражное положение, на причал. И уже с причала вели ремонт. Ремонт на чужом судне – морока. Нужен то тот ключ, то этот. На своей территории все есть. А у них – замучаешься им объяснять, что надо. А раз я на иностранные суда не ходил, то и пропуск мой был чист. Ни одной записи.
Сестра моей жены вышла замуж за немца и жила там. И периодически слала нам приглашения. Мы с женой, конечно, не упускали случая посмотреть хоть сквозь гэдээровскую щелочку хоть, кусочек Запада.
Пока я ходил по немецким штрассе, дома произошло следующее. Иван Иванович пришел в операторную. Там пусто. И мастер, и все операторы ушли. Мало ли дел у них. Открывает Иван Иванович ящик стола – там ключи. И среди них ключ от сейфа. Мастера живые люди. Зачем им с собой связку таскать? Не ровен час, вытянут что из кармана над судовым танком, а ключи зацепятся. И бултых в танк. Иван Иванович открывает сейф, достает стопку пропусков на судно. Пересчитывает. Их, к примеру, двадцать шесть. Сверяет с перечнем в журнале – двадцать шесть. Все нормально. Он смотрит пропуска. Многие испещрены отметками о входе – выходе. И только мой девственно чист. Он знает, что я – механик. И видит, я ни разу пропуском не пользовался. И тут ему приходит в голову забавная мысль. (Я, конечно, не могу влезть в голову Ивана Ивановича. Это, скорее, его профессия). А что, если изъять этот чистый пропуск, думает он. Оператор заходит на судно часто. Даже если вдруг пропуск остался у него в робе, - забыл сдать, может случиться, - оператор при первой же необходимости зайти на судно пропуска хватится. А вот механику, как видно, он еще долго не понадобится. Интересно, как они пересчитывают пропуска, когда хватятся пропажи?
Он пропуск забирает и ждет. Ничего не происходит. Сутки, вторые третьи, четвертые, пятые. Смена сменяет смену. Мастер сменяет мастера. Запись о том, что сдано-принято двадцать шесть пропусков сменяется очередной записью. И никто не бьет тревогу.
Вот как они блюдут неприступность рубежей!!! Собственноручно раздолбать мастеров за утерю бдительности и вернуть пропуск в сейф – это не поучительно и неинтересно. Не тот раздолбон.
Иван Иванович поступил иначе. Он обратился к своим друзьям- коллегам пограничникам и сообщил, что на пирсе не хватает одного пропуска. А те службу знают - такие пропуска, это их зона ответственности. Они едут с проверкой, пересчитывают пропуска, поднимают хай. А где же механик?
А я в Германии.
Вернулся я из путешествия. На утренней планерке дарю коллегам каждому по немецкой безделушке. Планерка закончилась, начальник цеха просит меня задержаться.
- Тут твоего пропуска на суда обыскались, - говорит он - Ты его случаем не взял?
- А зачем он мне? – говорю, - Я к нему отродясь не притрагивался.
- Да я сам понимаю. Но тебя тут ждали. Неделю назад сижу в кабинете. Являются два полковника - пограничника и с ними Иван Иванович. И один из полковников спрашивает:
- А где нам увидеть гражданина Колоса?
- Я им говорю, что в данный момент Колос находится в отпуске, а точнее в ГДР.
И тут один из полковников начинает заваливаться как при сердечном приступе. А второй говорит:
- А вы знаете, что на причале нет его пропуска на суда? Нас Иван Иванович проинформировал.
- Я, - говорит мне начальник цеха, - про пропуск впервые услышал. Иван Иванович мне почему-то ни слова не сказал. Хотя нормально бы начать с цеха, а не бежать к пограничникам. Это конечно неприятный сюрприз. Я говорю этому полковнику, что, наверное, пропуск где-то в сейфе среди бумаг затерялся. Нужно поискать.
Тот говорит
- Уже все обыскали пропуска нет. А вы понимаете, что он мог его перед отъездом взять и с собой туда провести?
- Ну, - говорю, - и зачем он ему там нужен? Он по нему никуда там не пройдет.
Вижу, что полковник тоже это понимает. Но он выдвигает такую версию
- А вдруг он там его кому-нибудь покажет.
- И что?
- Ну, уж не знаю что. Иногда с мелочи начинается крупная диверсия. А вдруг он сбежит?
- Куда он сбежит? И как? У него тут двое детей и родители осталось.
Полковник говорит.
- Вы знаете какие люди бывают? Родную мать бросят. Короче, как только вернется ваш Колос, если вообще вернется, дайте знать.
А потом они пошли к директору и его настращали. Тот мне позвонил, меня отругал. И теперь тебе для начала предстоит идти на беседу с директором. Он ждет.
- Я-то тут при чем? - говорю я начальнику цеха,- Мой пропуск потеряли из сейфа, к которому я вообще не прикасался.
- Вот это ты ему и скажи. Только ни в коем случае никаких объяснительных не пиши. И вот этот брелочек ему сразу презентуй.
И начальник цеха возвращает мне брелок, который я ему дал. Пошел я к директору. Брелок ему преподнес, как ни на что не намекающий сувенир. Это, конечно, смело. Ему брелок нужен, как пятое колесо телеге. С директором я, простой механик, практически не пересекался. Пересекался только, когда партком мне давал разрешение на выезд. Тогда директор недовольно обронил такую фразу, что как партком соберется, так кому-нибудь нужно согласование на выезд за границу. Что-то разъездились, словно им там медом намазано. Директор, человек незлой, но немолодой, и, видно, тяжелый на подъем, выходец из села, как я понимал, езду по заграницам не одобрял. Говорили, он поднимался по лестнице не технических должностей, а по идеологической лестнице, пришел на эту должность из парторгов. Это значит большое почтение к таким бумагам, как характеристики, допуски, пропуска. А тут такой казус с пропуском.
Объясняю директору, что я ни в чем не виноват.
- Вот ты и напиши объяснительную, что не виноват.
- Вы, наоборот, обратите внимание,- говорю, - что я ни разу пропуск не брал. То есть иностранными судами не интересовался.
- Вот и напиши. Пропуска то нет.
- Да я же вам объясняю, что он мне сто лет не нужен был. И дальше не нужен будет. О чем писать? Где я, и где пропуск.
- Вот так и напиши. А вдруг сейчас что-то поломается и тебе сейчас срочно понадобится на судно зайти?
- Обойдутся, - говорю, - Я все на причале ремонтировал и дальше отремонтирую
А спустя пару дней, звонит мне в слесарку мастер и говорит, что мой пропуск вдруг нашелся.
- Приходи, расскажу
Я по такому случаю не поленился. Операторная от моей слесарки в ста метрах.
- Слушай, - говорит мастер, - Я его чуть не за руку схватил. Иван Иваныча. Захожу. А он опять в столе роется. Чего забыл? Гляжу, а в ящике прямо сверху пропуск. Твой. Это откуда? Ну, понятно, что он подложил. А он видит, что за руку поймали. Шел, говорит, и прямо на проезжей части нашел. Мы ходим – не видели, а он нашел. В сейф-то он теперь положить не может. После хипиша, что тут погранцы устроили, мы ключ от сейфа прячем, - не найдешь.
И открыл мастер сейф и положил мой пропуск. Пропуск теперь там, где положено. Пуганые мастера хоть полгода за ними будут смотреть бдительно. Ивану Ивановичу, говорят, очень деликатно намекнули, что это не наш метод. И все вернулось на круги своя. Пропуска в сейфе. Пограничники на посту. Граница на замке. И мне директор об объяснительной не напоминал. Все пляшут и поют.
Свидетельство о публикации №220090601069
Новых вам творческих успехов!
Вячеслав Безкрылов 30.09.2020 21:53 Заявить о нарушении
насчет пропуска. это даже не рассказ. я иногда в рассказах как в мозаике смешиваю разные эпизоды. но тут как репортаж. так и было.
Леонид Колос 01.10.2020 19:10 Заявить о нарушении
Леонид Колос 01.10.2020 19:12 Заявить о нарушении