Культурная репутация современной России. От общест

Культурная репутация современной России. От общества переходного периода к политической системе с криминальной суб-культурой. Культурологический очерк.


Сначала поднялась медиа-кампания в связи с уходом в мир иной детского писателя и культурного деятеля Владислава Крапивина (1 сентября 2020 г.).

Прошло несколько дней.

Министр иностранных дел Германии выразился в том смысле, что от России требуются действенные шаги по расследованию «дела Навального», в противном случае будут приняты меры со стороны Германии и ее союзников.

Два этих факта побуждают к размышлениям о культурной репутации России.

В стандартном варианте политическая система идентифицируется со страной, с государством. Называя какую-то страну, мы как правило, не отделяем это государство в историческом континууме и современную политическую систему… Но, иногда, такое отделение происходит…

Культурная репутация нарабатывается веками, утрачивается за годы, восстанавливается десятилетиями…

С раздела в 1795 году Речи Посполитой Россия стала восприниматься Европой как опасное, агрессивное государство. Александр Первый тонко чувствовал эту тенденцию, и он был крайне осторожен в исторический период, последовавший за падением Наполеона Первого. Россия выступала как дружелюбное, приверженное европейским историческим, культурным  ценностям государство.

Николай Первый в период революционных изменений в Европе вмешался в события в Венгрии (1849), и в итоге, получил Крымскую войну 1853-1856 годов.

При всей противоречивости репутации России, положительная составляющая в этой репутации перевешивала. Этому способствовало и развитие культуры в России, и участие России в Европейских коалициях при Петре Первом, при Александре Первом, в ходе Первой и Второй мировых войн…

После 1991 года Россия стала восприниматься как страна переходного периода. Она, казалось, движется от авторитарных порядков к демократическому устройству.

Однако примерно за 20 лет появился новый оттенок в культурной репутации России. Особенно явственно он, по нашему мнению, стал ощущаться в период руководства министерством культуры Владимиром Мединским – человеком, чей служебный путь сопровождался скандалами и обвинениями…. Владимир Мединский с ними боролся, он опровергал, пытался опровергать… А, в общем, он прочно сидел в кресле…

Итак, новый оттенок. Что это за оттенок? Создавалось впечатление, что в России все более интенсивно развивается криминальная суб-культура. Знаковыми моментами стал фильм «Бригада» (2002 год) и восхождение актера, игравшего главную роль – роль лидера преступной группировки – в социально-политические верхи (2020).

Итак, за период примерно с 2002 по 2020 года криминальная субкультура, предположительно, сформировалась. Культурная репутация России никуда не исчезла. Положительные аспекты, по нашему времени,  по прежнему перевешивают. Но современная политическая система с какого-то момента не идентифицируется с исторической Россией… У России – своя репутация, а у современной политической системы – своя собственная…

За двадцатилетний период (1)  Совет Федерации, одна из палат Российского парламента, перестала избираться в нормальном смысле этого слова, (2) были введены электоральные фильтры, (3) произошли знаковые события – выборы губернатора Приморского края в 2018 году… Множество других примеров обмена прочности политической власти на позитивную культурную репутацию весьма интересны. Но в кратком очерке их излагать не целесообразно…

И в 2020 году мы, обратив внимание на медиа-компанию, связанную с уходом из жизни уважаемого Владислава Крапивина, сделали неожиданный для себя вывод – современной политической системе России критически не хватает позитивной, культурной репутации. (“Однако, современные властные структуры остро нуждаются в положительной, культурной репутации. Есть у нас известные писатели, мощные культурные фигуры!”).

Прошло несколько дней. Последовало вышеназванное заявление министра иностранных дел Германии. Похоже, что криминальная суб-культура стала восприниматься как неотъемлемый признак современной политической системы России.

Никто не спешит вступать в диалог по конкретным или общим темам. (Любой гражданин может поставить эксперимент – в случае знакомства с профессиональным кидалой попытаться наладить с ним гуманитарный диалог…).

Вопрос министром иностранных дел Германии, похоже, ставится иначе – или конкретные действия (со стороны России), или – определенная реакция Германии и ее союзников…

Возможно, положительной, культурной репутации современной политической системе России – критически не хватает…


[1716. Владислав Крапивин. Одним – вершки, другим – корешки? Заметка. - 1 сентября 2020 г.]


6 сентября 2020 г. 16:13


Рецензии