Сомерсет Моэм, или 60 лет библиотечному долгу

   Если поднять мой формуляр в библиотеке института, то вы, к удивлению, обнаружите, что за автором продолжает числиться не сданная до сих пор книга, взятая в абонементе еще в 1960 году! Речь идет о романе Сомерсета Моєма «Подводя итоги» - книге, напечатанной в Советском Союзе в эпоху появления ранее не публиковавшихся произведений Ильфа  и Петрова, Андрея Платонова, Ивана Бунина и многих других авторов, чтение которых требует сегодня только одного - желания читателя.

   Сказать, что уже первые слова упомянутого романа вызвали у меня буквально потрясение, это не сказать ничего. Я был очарован, прежде всего, дружелюбием автора. Писатель напоминал мне доброго пожилого друга, который взялся проводить меня по дороге жизни, предупреждая об ухабах, неожиданных повортах, а то и пропастях, но без назойливости и нравоучений.

   С.Моэм предложил прислушаться к звучанию каждого слова, полюбить его лаконизм, мелодику и находить его точное место в речи. Хотя сам, критически анализируя свой писательский путь, признавался в том, как тяжело рождался собственный литературный стиль. Диалоги ему даались легко, но вот остальное мучило С.Моэма так, что он пробовал позаимствовать культуру речи у гениальных писателей прошлого. Для этого он читал несколько страниц известного автора, а затем прбовал изложить прочитанное уже своими словами. Однако точно воспроизвести прочитанное не удавалось. Зато рождался свой литературный стиль.

   Теперь скажите, мог ли я не поделится охватившим меня счастьем со своими сокурсниками? Читающих художественную литературу было не больше 30 из 100 студентов-первокурсников. 20-25 из них читали только детективы: из зарубежных – Жорж Сименон, Артур Конан Дойл, Эдгар А. По, Агата Кристи. Читающих серьезную литературу было не более 5-7 человек, которые и выстоились в очередь за книгой, о которой я с упоением рассказывал. Фамилии студентов, которым я давал почитать С.Моэма, я вначале записывал в блокнотик, который вскоре потерялся. С блокнотиком пропала и книга, о судьбе которой я не знаю до сих пор.

   Попытки вернуть в библиотеку роман С.Моэма я никогда не прекращал, но книга нигде не продавалсь. Каждый раз, когда я брал очередную книгу или учебник, библиотекарь показывал мой формуляр с обведенным красными чернилами романом «Подводя итоги». Ничего взамен библиотека не хотела брать, и я таким образом оставался на долгие годы должником.

   Сегодня я читаю «Подводя итоги» С.Моэма через Флибусту, и наслаждаюсь каждым словом этого романа,  как в молодости. Подозреваю, что эта книга разбудила во мне зуд писательства, которое, к сожалению, проснулось так поздно.




Рецензии