Главный барьер
Почему «умные» системы и наращивание «пропускной способности» не решат проблему транспортных пробок и сокращения вредных автомобильных выбросов в городах.
Множество различных организаций и ответственных лиц в настоящее время имитируют очень бурную и крайне дорогостоящую деятельность по организации городских транспортных потоков (ГТП), снижению вредных автомобильных выбросов, пытаясь реанимировать и косметически «омолодить» систему управления ГТП, принципы работы которой были разработаны в середине прошлого века. Насколько малоэффективна их деятельность мы можем ежедневно самостоятельно наблюдать воочию на улицах наших городов, в небе над ними, в наших домашних аптечках, изобилующими средствами лечения органов дыхания, противоаллергическими препаратами.
К неэффективной деятельности этих лиц и организаций следует отнести:
1. Различные расширения проезжей части, которые незамедлительно заполняются столь же неподвижными, как и прежде, по-прежнему чадящими, автомобилями.
2. Строительство чудовищно дорогостоящих многоуровневых транспортных развязок, которые, в большинстве случаев обычных городских поездок на 3-5 км., лишь растягивают ГТП в пространстве, но не сокращают времени прохождения заданного расстояния (проделываемой полезной работы) и неоправданно увеличивают количество потребляемого топлива = количество вредоносных выхлопных газов.
3. Системы так называемого «интеллектуального видеоконтроля», призванные, по заявлению создателей, сокращать количество нарушений ПДД, но по факту, несущие завуалированную функцию по выколачиванию штрафов из и без того нищающего населения, вынужденного перемещаться в бездарно, безграмотно, некомпетентно, непрофессионально организованных ГТП.
4. И пресловутые «умные светофоры» (в названии, очевидно, надо добавлять «для неумных»), призванные, по мнению создателей и, слепо верящих в них, малокомпетентных уполномоченных господ, разрешить ситуацию с транспортной нагрузкой, повысить производительность ГТП. Здесь следует обратиться к закону сохранения энергии и материи – «Сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому, так ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения…» М.В. Ломоносов. Экстенсивная разгрузка одного или нескольких участков дороги непременно перенесёт нагрузку на другие участки, тем самым не решит проблемы, а лишь сместит её в пространстве. Почему? Потому что светофор, каким бы «умным» не был, как бы глубоко и взаимосвязано он не был интегрирован в систему управления ГТП, лишь реагирует на уже возникшую, сложившуюся ситуацию, внося корректировки в деятельность системы, не создавая первичного управляющего воздействия, необходимого для системной оптимизации ГТП.
5. Гипертрофированное развитие разномастного многоместного автопарка автобусов и троллейбусов (особенно неоправдываемое в наших условиях крайне низкой плотности населения), создание для него неоправданно льготных условий движения в ущерб основному транспортному потоку, не учитывающие ни количества перевозимых пассажиров, ни цикличность загрузки, ни плотности населения. Результатом этого направления некомпетентных действий становится едва 20% загрузка монструозных автобусов в течении 80% рабочего времени, изрыгающих многие тонны неоправданно сожжённого топлива. Помехи и препятствия, создаваемые этими на 4/5 порожними гигантами, провоцируют сложности движения и маневрирования 99,6 % транспортных средств, провоцируют дополнительный выброс выхлопных газов, не связанный с полезной работой, с производительностью ГТП.
6. Электротранспорт – отдельный и специальный разговор! Всем известен случай, когда в Сингапуре (на который так хочет быть похожим Казахстан (по мнению некоторых гуманитариев)), владельцу электромобиля не только не предоставили налоговые льготы за эксплуатацию якобы экологичного транспорта, но и выписали солидный штраф, подсчитав количество топлива, сжигаемого для зарядки аккумуляторов. Не берусь делать выводы, что мешает нашим безответственным «ответственным» господам, произвести аналогичные расчёты. Физкультурное, зооветеринарное или высокохудожественное образование? Морально-нравственные установки, атрофирующие их способность к арифметическим действиям сложения и умножения? Но, в экологически неблагополучном нашем городе, нагрузка на экологически неблагополучных производителей электроэнергии возрастает, пропорционально количеству сжигаемого экологически неблагополучного топлива, призванного зарядить аккумуляторы и дать ток в провода якобы экологически благополучного электротранспорта.
7. Велосипеды и самокаты прекрасны! До тех пор, пока их водители соблюдают ПДД, не гоняют по пешеходным зонам, создавая угрозу жизни и здоровью пешеходов, особенно маленьких! Велосипеды и самокаты – транспортные средства. Для транспортных средств есть проезжая часть. Велосипедами и самокатами не управляют люди с ограниченными физическими возможностями и особыми потребностями. Так почему, в угоду нескольким тысячам любителей интенсивно, до самых глубоких закоулков легких, подышать городским смогом в местах наибольшей его концентрации, приносятся в жертву, интересы сотен тысяч водителей авто, миллионов пассажиров и пешеходов?.. Милости просим в ряды полноценных, взрословских водителей! На всяких разных западах, на которые любят ссылаться грин-урбан-эко-активисты с гуманитарным и средне-посредственным образованием, а также на всех востоках, про которые они скромно (или по забывчивости) умалчивают, в подавляющем большинстве случаев все транспортные средства, движутся в общем потоке на общих для всех основаниях, по общим для всех Правилам Дорожного Движения. Для любителей особых условий и льгот передвижения в «культурном» (научившемся мыть руки в 19 веке) мире существуют специально отведённые резервации, никак не пересекающиеся и не соприкасающиеся с дорогами общего пользования – велодромы, автодромы, аэродромы, танкодромы, скалодромы, оффроуддромы пр. –дромы. «Моя жизнь! Мои правила!» - в свободное время, за собственный счёт, пожалуйста…
И вовсе вредительские мероприятия по замедлению, по «успокоению» транспортных потоков, связанные со сдерживанием (задержанием) дорожного движения на отдельны участках, влекущее саботаж работы ГТП в целом, усугубляя и без того гигантский ущерб от неэффективного управления транспортной системой. По профессиональным инженерно-экономическим оценкам прямой ущерб от непродуктивного сжигания топлива и потерь рабочего времени составляет десятки миллионов долл.США в год на каждую сотню тысяч городских автомобилей. К этому следует добавить ущерб экологии и здоровью граждан, что в сумме выливается в цифры, недвусмысленно говорящие о катастрофе! Совокупности катастроф!!! Взаимосвязанных и взаимно усугубляющих друг друга. Экономической, экологической, техногенной, социальной, медицинской – катастрофе-матрёшке…
Приходится констатировать, что городским администрациям и заведениям, имитирующим управление ГТП, ни бубны, ни хрустальные шары современнейших модификаций, ни, даже, геоглифы, наносимые самыми нестираемыми красками, плачевной ситуации не меняют. Не меняет её даже супер-магия замены арыков и бордюров.
Все аргументы об аварийности, травматизме и жертвах в пользу торможения ГТП – гипотезы, вероятность которых, выражаясь языком математической статистики, ничтожно мала (т.е., перевожу на брокерско-мерчендайзерский, «может быть, когда-нибудь, возможно вдруг случиться, … но это не точно»), а вероятность ущерба экономике, усугубляемая мерами предотвращения этих маловероятных гипотетических случайностей, равна гарантированным 100% и составляет сотни миллионов долл.США для любого города-миллионника. Для двухмиллионной Алма-Аты эта цифра колеблется от 120 до 150 миллионов долл.США в год = 15 000 -:- 20 000 двухкомнатных квартир каждый год (читай «счастливых молодых семей») или 5 000 -:- 10 000 ежегодных стипендий для обучения казахстанских студентов в вузах первой сотни лидеров мирового рейтинга = это два-три полных университета прекрасно обученных специалистов, уровня, до которого казахстанские ВУЗы дорастут очень не скоро, если дорастут когда-нибудь.
Сложившаяся ситуация по компетентному, профессиональному мнению автора, подтверждаемому серией успешных экспериментов в крупных городах РК, требует системных решений, направленных на изменение системы управления ГТП. Существующая же практика структурных преобразований показывает неэффективность, часто дорогостоящих и трудозатратных изменений на тех или иных отдельных участках ГТП.
В отличие от проводимых дорогостоящих и долго реализуемых структурных изменений, эффективность которых практически не ощутима, системные изменения могут быть реализованы в кратчайшее время методами логистики и управления проектами без привлечения и расходования каких-либо средств, кроме средств управления. Высокий положительный эффект достигается ликвидацией явлений «зарегулированности системы» (Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Раппопорт В. С., Системный подход к организации управления. — М.: Экономика, 1983.) и предотвращением явлений «подоптимизации» (Основы логистики: Учебное пособие / Под ред. Миротина Л.Б. – М.: ИНФРА-М, 2002).
Эксперименты, проведённые автором:
1. 01.06.2005 г. в г. Алма-Ате на перекрёстке пр. Абая / ул. Байтурсынова, проведённый эксперимент показал прирост производительности участка ГТП (не путать «производительность» - способность производить полезную работу, с «пропускной способностью» - теоретически возможно достижимым предельным результатом (руководители СМЭУ г. Алматы этой разницы не ощущают (оба! (два!)) – из личной беседы с обоими руководителями СМЭУ в декабре 2019 г.)) на 200% = 3 600 автомобилей в час до внесения изменений и более 11 000 авто/час после внесения изменений). Транспортный затор с 6 кварталов сократился до обычного скопления нескольких автомобилей на перекрёстке. Применённое сверхэффективное решение используется по настоящее время, в чём алматинцы могут убедиться лично, воочию, посетив окрестности перекрёстка. Важно! Положительный эффект распространяется в радиусе 6-8 кварталов вокруг изменённого участка. С удалением от позитивного эпицентра эффект теряется.
2. В первой декаде ноября 2016 г. По звонку из ДВД г. Астаны (офицер какой-то звонил (не записал и не запомнил его имени, к сожалению), представился замначальника какого-то департамента). Нам, г-рит, перед ЭКСПО-2017, как-нибудь пробки транспортные победить. Или сократить, хотя бы, г-рит. Что можете посоветовать? – спрашивает. Дал я ему пол-совета, на условиях – он мне почётную грамоту и благодарственное письмо пришлёт. На следующий день пробки в Астане сократились более чем в да раза. Достоверность можно проверить в архивах 2gis.kz/astana , Яндекс.пробки – в любое время всегда пожалуйста. Полу-совет прижился и благополучно продолжает использоваться администрацией, теперь уже, г. Нур-Султан, о чем говорил тогдашний аким в конце 2017г. и писала республиканская пресса в 2019 г. Но Алматинский очень высокопоставленный чиновник в ранге «высоко превосходительства», встречи с которым я добивался с августа 2019 г., принял меня в марте 2020 г. (Про то, как я этой встречи добивался – отдельная некороткая история…) Послушал меня сорок секунд (СЕКУНД!), сказал: «Это не работает. Многие в Астане отказались от этого (решения).» И недвусмысленно дал понять, что разговор окончен. (Листки, кстати, с описанием решений оставил у себя! Будем надеяться, что идеи будут хотя бы украдены и реализованы…) Спорить мне, безработному инженеришке, с беркутами такого высокого полёта, не по чину. Я молча вышел из высокого кабинета и домой поплёлся… Дома проверил, действительно ли «отказались многие» - 2gis.kz/astana в помощь. Может быть я на самом деле дурачок? Ан нет! Возможно, что «многие отказались», но «многие» - не значит все. 2gis.kz/astana однозначно показывает, что полу-совет очень даже работает и вполне себе эффективно сокращает пробки. В пол-силы. Почётной грамоты, кстати, до сих пор нет. Ни от #ДВДастана, ни от #акиматастана, ни от оргкомитета #АстанаЭКСПО.
В качестве неприятного бонуса, считаю нужным сообщить, что ни мин. экологии, ни мин. индустрии, ни вирт. приёмная премьер-министра на все мои письма не дали вразумительного, внятного ответа. В декабре 2019 г., среди жалобщиков, плакальщиков и терпил, в «день открытых дверей (и ртов)» (но не ушей, надо понимать) мне удалось проникнуть на приём к генералу алматинского ДВД, где Ваш почётный слуга был удостоен высокой чести быть громогласно выставленным за дверь, не каким-нибудь капитанишкой-майоришкой, а непосредственно офицером высшего командного состава МВД РК!
Немаловажное наблюдение автора. Все, без исключения, чиновники, с которыми доводилось общаться, независимо от ранга, должности и полномочий, горят искренним желанием бесплатно получить упомянутые методики оптимизации городских транспортных потоков в своё единоличное пользование, дабы проставить собственный автограф в строчке «Автор_____» в сём произведении управленческого гения! Слёзы умиления наворачиваются на глаза, от созерцания умильных потуг давления, лести, угроз, шантажа, уговоров, наивных поползновений начинающих манипуляторов, дилетантского НЛП… (Дианетика финишт???) И, как в паническом страхе, практически слышимо, сжимаются их… сердца, как чижик на морозе жухнут минареты гордыни и пафоса, в ответ на два слова: «Запрос напишите».
В этой связи, когда преодоление насущных проблем экологии, экономики, транспорта, здоровья граждан, приобретших, без преувеличения, катастрофический масштаб, находится буквально в шаге, в считаных часах от положительного разрешения и сдерживается одним лишь только нежеланием чиновников вести диалог, идти на контакт, нежеланием понять, принять простые, эффективные и отнюдь не дорогостоящие решения, я вынужден обращаться к Народу – единственному источнику власти в государстве (Синяя Книга, сами знаете какая…):
Народ!!!
Наро-о-од…
Ку-ку! )))
Дайте мне полномочия – я избавлю ваш город от транспортных заторов и избыточной загазованности за один час.
Понятно, что полномочия раздают специальные важные дяденьки, избранные или назначенные избранными. Но они тоже живые люди, которых можно попросить. Громко попросить. Для этого от каждого из нас немного надо. Надо расшерить (скопировать, опубликовать, поделиться) эту мою статейку (да и другие мои статейки не растеряли ещё актуальность) с тегами, с именами, паролями, адресами явок и оперативными позывными. А особо отчаянные могут непосредственно чиновникам пересылать. Глядишь, и сдвинется дело с мёртвой точки. Пойдут чиновнички на диалог. Снизойдут, луноликие. И дозволят мне небушко для Вас почистить, пару лет жизни сэкономить и прибавить. Каждому!
За сим откланиваюсь,
Искренне Ваш! 08.09.2020 г.
#акимат #Алматы #Астана #транспорт #пробки #эко #авто #городскаяадминистрация #смог #загазованность #
Свидетельство о публикации №220090601289