Дворцы Петербурга. 32. Шуваловский

    Шуваловский дворец (ранее - дворец Нарышкиных),  ныне - музей Фаберже.
Набережная Фонтанки, 21/ Итальянская улица, 39. Этот адрес будет такой же и позже.
Особняк графини Воронцовой - 1790-е годы. 
Дворец М.А. Нарышкиной. 1799 год  - расширение,
Дворец Шуваловых. 1844-1846 годы - продолжение.
Строительство дворца началось только в 1790-х годах, когда земля стала принадлежать
графам Воронцовым  на месте будущего дворца  - целиком.
На набережной был возведен двухэтажный дом с восьмиколонным портиком.
    По некоторым источникам, автором его проекта являлся Дж. Кваренги.
Известно точно, что создан он в стиле архитектора Д. Кваренги.
   Нарышкины владели усадьбой до 1846 года,
когда дочь владельца дома, Софья Львовна Нарышкина,
вышла замуж за графа Петра Павловича Шувалова, став его супругой с 1846 года.
   По этому поводу был организован грандиозный праздник – великий! -
Дворец стал приданым невесты и получил название Шуваловский.
   Здание дворца подверглось ещё одной, наиболее масштабной перестройке.
Согласно желанию молодой графини Шуваловой, в плане уже созданной постройки
архитектор Бернар Симон реконструировал основной корпус и пристройки к нему.
Архитектор Н.Е. Ефимов объединил отдельные корпуса
и оформил фасады в духе итальянского ренессанса.
Дворец приобрел свой нынешний облик – между красотой и совершенством баланса.
   Вместо сквозного проезда с Фонтанки были созданы парадный вестибюль даже
и парадная мраморная лестница с колоннадой на втором этаже.
С большим мастерством и вкусом архитектор Симон оформил Золотую, Синюю,
Красную, Белую и Голубую гостиные,
 Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты,  оформив их  под старинные.
   В Золотой гостиной шатровый потолок украшен орнаментальной лепкой,
очаровывающей со всех сторон,
дверные и оконные обрамления устроены из деревянных витых колонн.
   Очень эффектно выглядит Колонный зал,
декорированный мраморными колоннами коринфского ордера, шедевром старины,
и скульптурными панно с изображением сцен Троянской войны.
Живописцем-декоратором Дж. Б. Скотти выполнена монохромная роспись плафона,
окрашенного в прекрасные светлые тона.
    Постепенно в залах дворца Шуваловы собрали коллекцию произведений живописи,
скульптуры, фарфора, фаянса, стекла и резной кости, расставленные по дивному дворцу.
Самая интересная её часть - лиможские живописные эмали.
Произведения искуства были частью домашней обстановки и размещались по всему дворцу.  
    Последней владелицей дворца была графиня Е.В. Шувалова, урожденная Барятинская.
Во время революции она эмигрировала, скорее всего  в 1917 году.
Дворец был национализирован в 1918 году.
В 1919 году в семнадцати его залах открылся Музей быта,
который  прекратил свое существование уже в 1923 году.
Собрание Шуваловых было передано Государственному Эрмитажу Петербурга
и другим музеям Санкт-Петербурга.
   В последующие годы в здании размещались различные организации поэтов и писателей:
Федерация объединений советских писателей,
Ленинградское областное отделение всероссийского союза поэтов – поэтов РСФСР,  
Ленинградская ассоциация пролетарских писателей (ЛАПП),
в 1934 году все эти  организации объединили в Союз писателей СССР.
  Затем здесь разместили Дом инженерно-технических работников имени В.М. Молотова.
Перед Великой Отечественной войной во дворце размещался Дом печати,
начала работу проектная организация. Страна к войне была почти готова.
    14 сентября 1941 года фашистская авиация совершила массированный налёт на Ленинград.
Красная Армия обороняла город и потому фашисты бросали бомбы - куда попадут, невпопад.
Но случайным попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания
двухэтажный дворовый флигель Шуваловского дворца.  До самого основания!
Ещё больший ущерб причинила их зажигательная бомба,
пробившая крышу и упавшая на чердак, как раз над Колонным залом с росписью.
Начался пожар. Пламя охватило деревянные конструкции стропил и чердачного перекрытия,
обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью.
    Очень сильно был поврежден скульптурный фриз у стен.
Отдельные части рельефа обвалились, обнажив кладку стен.
Реставрация началась в 1948 году, произведения искусства были на место установлены.
Многофигурный фриз и живописный плафон были полностью восстановлены .
    После войны в Шуваловском дворце размещались различные проектные организации.
Очередной этап реставрационных работ начался здесь с 1960 года.
После реставрации в этом доме находился Дом дружбы и мира 
с народами зарубежных стран - с 1965 года,
размещался Центр международного сотрудничества - с 1997 года.
В 2006 году правительство Санкт-Петербурга приняло решение передать дворец на много лет
культурно-историческому фонду «Связь времён» - в аренду на 49 лет.
   В 2013-м  завершилась реставрация Шуваловского дворца –
знаменитого памятника архитектуры  конца XVIII века
и одного из самых модных мест Петербурга XIX века.
Дворцу была возвращена былая красота.
В Шуваловском дворце фонд разместил постоянно действующую экспозицию — Музей  Фаберже,
который  создан из собственных собраний господина Вексельберга,
в частности, коллекции пасхальных яиц Фаберже.

     Санкт-Петербург был столицей Российской империи – столицей великих творцов!
Он и ныне остался городом великих учёных и верных России удальцов.
Именно поэтому в столице было построено очень немало особняков, в том числе дворцов.
Эти дворцы являются настоящим архитектурным украшением города -
Малый Императорский, Мраморный, Николаевский, Аничков, … -
Шедевры архитектуры, покоряющие всех и  всегда!
   На центральных улицах Петербурга и на берегах прекрасного залива
Дворцы были созданы великими мастерами весьма прозорливо -
Во дворцах жили представители царской фамилии довольно счастливо,
Они знали, что от величия дворцов  Россия выглядит в мире величественно и весьма красиво!


Рецензии