Своя колокольня. Своя волна

Не так давно мне довелось вспомнить один случай из моего детства.

Я тогда училась в классе шестом. Я сидела дома и делала уроки, а в соседней комнате моя мама болтала со своей знакомой. И так как стены в хрущёвке тонкие, и качество межкомнатной двери оставляло желать лучшего, и какого-нибудь устройства для прослушивания музыки с наушниками у меня не было, я невольно сидела и слушала весь их разговор. Так, ничего интересного, я честно старалась не вслушиваться. Но в какой-то момент всё-таки их разговор полностью захватил моё внимание. А привлекло меня вот что. Эта знакомая начала жаловаться на своего сына примерно моего возраста: за уроки его не усадить, тупит и даже не старается вникнуть в учёбу, как она с ним устала, опять у него в четверти только две четвёрки. И моя мама ответила, что, ох, и не надо говорить, у неё в точности то же самое – как она со мной замучалась, как я всё не так делаю, и в четверти тоже две четвёрки, одна беда прям со мной. Знакомая начала выражать сомнение - типа её “то же самое” это совсем не то же самое, что мамино “то же самое”.  И я с ней была согласна – эти “то же самое” далеко не одинаковы. Меня действительно объединяло с сыном знакомой то, что у нас было по две итоговых четвёрки в четверти. Только у меня все остальные были пятёрки, а у этого пацана – тройки.

Примерно тогда до меня впервые дошёл смысл поговорки про то, что каждый “судит со своей колокольни”. То, что было в той ситуации настоящей бедой для моей мамы, для этой знакомой было бы просто шикарно, лучше и не надо. Получается, что “колокольни”, действительно, у всех разные.

И это касается любых сфер жизни. Для кого-то магазинные пельмени – вреднятина несусветная, которую разве что под дулом пистолета съесть можно, а для кого-то – нормальный так обед. Кто-то мучается, не знает, бедняга, как заставить себя не есть весь день напролёт, а кто-то бы и рад есть весь день напролёт, да нечего. Для одних “Ёжик в тумане” – это нудятина бредово-наркоманская, а для других – философско-экзистенциональный шедевр. Для каких-то женщин плохо, если муж пьёт да бьёт, а для каких-то просто ужасно, если подарок не с теми словами подарил. Ну и т.д. и т.п.

Недаром же говорят, что богатые, сытые, здоровые, никогда не поймут бедных, голодных и больных. К тому же, у всех разные стандарты, требования, воспитание, образование, окружение, интересы, вкусы, характеры, темпераменты и пр. и пр. И про это всё, конечно, надо бы помнить перед тем, как кого-то осуждать, о чём-то судить, кому-то что-то доказывать. Особенно, когда речь заходит о таких деликатных темах, как любовь, счастье, красота, искусство, вера, религия. По-моему, перед тем как кому-то что-то пытаться доказать в таких темах, надо обязательно “сверить колокольни” с оппонентом, ну или оговорить терминологию – что, кто подразумевает под тем-то и тем-то. Например, для кого-то любовь – это страсть и безудержный секс, а для кого-то - страсть и секс вообще не имеют к любви отношения, а любовь — это забота. И если это знать в самом начале, то станет очевидно, что этим людям спорить на тему любви, как бы бесполезно – совсем разные вещи подразумеваются под одним и тем же словом.
 
И с годами я пришла к выводу, что оговаривать с кем-то терминологию – это сам по себе довольно увлекательный процесс, который помогает лучше узнать, понять человека, в результате чего может вообще пропасть необходимость с ним спорить и что-то ему доказывать. И в таком процессе можно натолкнуться на людей “своей волны”, с похожей “колокольней”. И вот с такими людьми уже потом можно вести споры, и они будут гораздо интереснее и продуктивнее. Да и вообще, это большая удача, если удаётся встретить человека “своей волны”.

Ещё в эту тему мне вспомнился пример, который приводила во времена моей учёбы одна преподавательница. Она рассказала, что как-то раз она и её муж в безвыходной ситуации оставили на пару часов одну дома свою маленькую дочь. Она типа у них была довольно послушная, усидчивая и могла подолгу одна играть. И вот, вернувшись домой, они с удивлением обнаружили, что их послушная дочка разрезала ножницами шторку на окне – от пола до потолка. Первой мыслью родителей было, конечно, что дочка решила так нашкодить в отсутствие родителей и что ее нужно отругать, чтобы такого больше не повторялось. Тем более ей было запрещено брать ножницы. Но потом всё-таки решили спросить её, зачем она это сделала. И дочка рассказала им, что она хотела, чтобы папа с мамой поскорее пришли домой, и решила ждать их у окошка, но у неё никак не получилось отодвинуть шторку, и она её разрезала. После этого объяснения у родителей пропало желание ругаться. Просто сначала они посмотрели на эту ситуацию только со своей взрослой колокольни. А потом увидели эту ситуацию глазами ребёнка.

И как всегда - в списке моих любимых фильмов, есть один в эту тему – Flipped (“Привет, Джули!”), 2010. Немного наивный, но замечательный, на мой взгляд, фильм для взрослых и подростков, в котором очень легко и наглядно показано, как люди могут совершенно по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию, как от полного неприятия друг друга постепенно приходить к взаимопониманию, как уметь видеть разные точки зрения, определять людей “своей волны”. Да и вообще довольно интересный, добрый фильм. Очень жалко, что в лет 12 – 18 мне не попадались подобные фильмы.

А к чему я это всё – просто, как обычно, было желание пофилософствовать и поделиться периодически занимающими мою голову размышлениями. А вообще, желаю всем (и прежде всего самой себе) не забывать о разнообразии КОЛОКОЛЕН и встречать по жизни ЛЮДЕЙ СВОЕЙ ВОЛНЫ! =))









 


Рецензии