Любовь моя - Дети!

Вступление
 

                Любовь к детям – это способность
                верить в каждого ребенка.

               
    Детей не возможно не любить. Думаю, что нет на свете человека, который бы не любил детей.
    Кто-то любит только своих детей, кто-то только своих внуков.
    Я же всегда любила и продолжаю любить всех детей. Всех – всех. Своих собственных и чужих, мальчиков и девочек, послушных и не очень, добрых и вредных, воспитанных и капризных, плачущих и сопливых, гордых и своенравных, скучных и веселых, усидчивых и неспокойных, стеснительных и хвастунишек, ленивых и трудолюбивых, незнаек и зазнаек, воброжулек и почемучек. В общем всех.
    Дети - самые чудные сознания на свете!
    Мы все родом из детства и в душе мы все дети.
    Мы часто все вспоминаем свое детство, которое, увы, никогда не вернется.
    Воспоминания о детстве – светлые, солнечные, лучистые и теплые.
    Было бы здорово оставаться детьми всю жизнь. По крайней мере, воспринимать мир, как это делают они. Искренне и непосредственно.
    Дети живут в своем неповторимом мире. Мир, в котором живут наши дети удивительный, прекрасный и очень искренней.
    Это мир слез и улыбок, мир радости и печали, мир, где нет черно-белых красок, а только разноцветные краски радуги.
   Счастье, когда можно посмотреть на мир их глазами.
    Наши дети мудры по жизни. Нам всем есть чему поучиться у них, поучиться трогательности и тому детскому восприятию, от которого мы, к сожалению, отошли в нашем водовороте повседневных забот.
    Я считаю, что дети приходят в этот мир, чтобы научить нас терпению, любви и просто другой точке мнения и взглядов.
    «В то время как мы пытаемся научить наших детей всему, что знаем о жизни, наши дети учат нас, что жизнь - это и есть всё» (Антоний Швендт).
    Воспитывая детей, мы воспитываем себя.
    Если вы не умеете детей воспитывать, не нужно этого делать. Просто живите с детьми, больше с ними общайтесь, дружите с детьми и вы сделаете для них лучшее, что можете сделать.
    Самое главное - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им свое сердце.
    Любовь порождает  ЛЮБОВЬ!



                Знакомство

    Казахстан. Город Темертау. Не смотря на то, что идет март, весной еще не пахнет. По-зимнему холодно. Изо рта выходит клубами пар, застывая инеем на воротнике и ресницах.
    Я иду, стуча каблучками, по очищенному дворниками асфальту. Я не тороплюсь, но мороз подгоняет, заставляет ускорить шаг.
    Сердечко мое стучит от внутреннего волнения то ли радостного, то ли тревожного. Я иду устраиваться на работу. В сумочке у меня лежат диплом воспитателя детского сада и направление с ГорОНО.
    С помощью прохожих нахожу нужный мне адрес. Убавила шаг, медленно открываю калитку и попадаю, в сказку! Деревья!!! Очень много деревьев! Что-то среднее между парком и садом. Березы соседствуют с яблонями, акации с шиповником. И все это в большом пушистом инее!
    Сразу всплыл в памяти детский сад из моего детства. Тот тоже находился в большом саду. Эти воспоминания заставили меня остановиться, погладить ствол ближайшей березки, стряхнуть иней с акации.
    Покрутив головой по сторонам, в приподнятом настроении заторопилась к зданию. Детский сад небольшой, рассчитан всего на четыре группы. Открываю дверь цен трального входа. В нос сразу ударяет запах компота и свежевыпеченных булочек. От этого запаха на душе становится тепло и уютно. И я уже спокойно поднимаюсь на второй этаж и захожу в кабинет заведующей.
    Увидев меня, из-за стола поднимается красивая, статная дама и, всплеснув руками, громко произносит: «Да, вы же щеку отморозили!  И тут же командует: Снимайте пальто и быстро в медпункт!».
    От такой неожиданной встречи я растерялась, начала что-то лепетать про то, что я пришла на работу устраиваться, что у меня направление.
    - Знаю, знаю - командирским тоном перебила меня заведующая. Мне звонили.
    Пока мы с ней вдвоем спускались на первый этаж и шли по длинному коридору, моя спутница представилась: «Зовут меня Маргарита Константиновна, медсестру зовут Нина Ивановна. После того как она Вас обработает, поднимитесь ко мне. Я буду в кабинете».
    Нина Ивановна небольшого росточка полненькая оказалась милейшей женщиной. Встретила меня приветливо, улыбаясь, спросила:
    - Как зовут тебя?
    - Надя - робко ответила я.
    - А по отчеству?
    - Ивановна – отвечаю.
    - Ну и замечательно! Ты Надя Ивановна, не робей. У нас коллектив хороший. Мы здесь как одна семья, сама увидишь.
    Густо намазав мою щеку какой-то мазью, Нина Ивановна повернула меня к зеркалу.
    - Смотри, какая красавица!
    Увидев в зеркале свое изображение, я с трудом сдержала слезы, которые были готовы брызнуть из глаз.
    - Ниночка Ивановна, пожалуйста, уберите эту ужасную лепешку с лица! Как я к заведующей пойду?!
    Нина Ивановна рассмеялась:
    - Легко! Пока идешь, у тебя все впитается. Вот возьми с собой этот тюбик. Перед сном еще намажешь и завтра утром тоже.
    Взглянув на себя в зеркало, глубоко вздохнув, я сказала:
    - Спасибо, Нина Ивановна.
     Когда я зашла в кабинет к заведующей, та просматривала мои документы.
    - Ну что, Надежда Ивановна, работать готовы?
     - Готова.
     - Завтра сможете выйти?
    - Конечно, смогу! – радостно ответила я.
    - Очень хорошо. Работать Вы будете в средней группе. Сейчас я Вас с ней познакомлю. Сразу предупреждаю группа очень тяжелая, запущенная. Воспитатели отказываются с ней работать. С сентября месяца сменились семь воспитателей. Вы восьмая. Сейчас группа без воспитателя уже шесть дней. За ними присматривает няня.
    Чем больше говорила заведующая, тем меньше я ей верила. Про себя думала, что Маргарита Константиновна для чего-то меня запугивает.
    В моей голове не укладывалось, как это четырехлетние дети могут быть «трудными» и «тяжелыми». Здесь что-то не так – про себя решила я. И мне уже хотелось скорее попасть в группу, скорее увидеть детей.
     Средняя группа находилась здесь же на втором этаже. Нужно было только пройти физкультурный зал. Подойдя к группе, мы сразу услышали громкий шум, который раздавался из-за закрытых дверей.
    Зайдя в приемную группы, мы увидели не просто беспорядок, а было полное впечатление, что пронесся ураган. Детские вещи: валенки, шапки, варежки, шарфы – все валялось на шкафчиках, на подоконнике, на кушетках, под кушетками и просто на полу.
    Маргарита Константиновна начала собирать разбросанные вещи, я бросилась ей помогать. Свалив вещи в общую кучу на подоконник, мы вошли в группу.
    То, что предстало перед моими глазами, можно было увидеть только в кошмарном сне. Няни не было, выяснилось, что она в это время мыла посуду. Дети носились друг за другом, кто-то боролся на полу, кто-то прыгал на столе, кто-то кидался игрушками и все одновременно грОмко кричали!!!
    Нашего появления в группе ни один ребенок не заметил. Маргарита Константиновна встала посередине комнаты и, водрузив руки себе на пояс, громко закричала:
    - Ти-и-хо-о-о!!! Быстро сели на стульчики!!!
     Я оцепенела, глаза мои округлились, сердце испугано застучало. Я представила, что если бы я была ребенком, и на меня так закричала заведующая, я бы лишилась чувств.
    Но дети, как ни в чем не бывало, продолжали весело носиться по группе. Вышла из своей комнатушки няня, начала хватать детей и усаживать их. Я начала собирать стульчики по всей группе и ставить их на место.
    Маргарита Константиновна продолжала так же громко кричать:
    - Ти-и-хо-о-о! Закрыли рты!!!
    С большим трудом нам втроем удалось усадить детей, но слушать заведующую они не собирались, кричали, смеялись, толкали друг друга. Няня металась от одного ребенка к другому, пытаясь их успокоить. Постепенно дети немного успокоились, начали смотреть на заведующую и на меня.
    - Ребята – обратилась к ним Маргарита Константиновна – это ваш новый воспитатель. Зовут ее Надежда Ивановна. Повторите – Надежда Ивановна. Запомнили?
    - Да! Да-а-а! – наперебой закричали дети.
    - С завтрашнего дня Надежда Ивановна будет работать в вашей группе, и чтобы все слушались ее беспрекословно! А кто не будет слушаться, того Надежда Ивановна будет отправлять ко мне в кабинет. Да, Надежда Ивановна? – обратилась она ко мне.
    Я окинула детей взглядом, на доли секунды останавливая его на каждом ребенке. Через силу улыбнулась и сказала:
    - Они будут слушаться. Да, дети?
    - Да-а-а-а-а!!! – Услышали мы в ответ нестройный хор.
    - Вот и хорошо!- подтвердила Маргарита Константиновна.
    Не успели мы выйти из группы, как дети уже с громким гиком носились по группе, как и до нашего прихода.
    - Ну вот, теперь Вы все видели – сказала Маргарита Константиновна, когда мы поднялись к ней в кабинет.
    - Дети сложные. Вам будет трудно. Опыта у Вас никакого.
    - Но я проходила практику… - робко вставила я.
    - Одной практике мало – продолжила заведующая.
    - Я не опытный воспитатель, но очень люблю детей – сказала я.
    Маргарита Константиновна внимательно посмотрела на меня:
    - Сложность еще в том, что Вам придется работать в две смены до тех пор пока мы не найдем второго воспитателя. Группа большая, 46 человек по списку. Ежедневно ходят 42 – 43 ребенка. Отдельной спальни у нас нет. Дети едят, спят, и занимаются в одной и той же комнате. Приходится пользоваться раскладушками. Физкультурные занятия будете проводить под бубен. Музыкальные занятия у нас проводит приходящий музыкальный работник. Неделю – другую разрешаю Вам работать без плана. Затем план должен быть. Писать начинайте заранее, чтобы я успела все проверить и подписать. Методиста у нас нет, поэтому я выполняю и его функции.
    Слушая заведующую, я кивала в знак согласия головой, временами произносила: «Хорошо», а сама думала: «Ничего хорошего». Где-то под ложечкой сидел страх и противным голосом пугал меня: «А если не получится? А если не справишься?! А если… А если…».
    Видимо, почувствовав мое настроение, Маргарита Константиновна сказала:
    - Не бойтесь. Чтобы не случилось, я всегда буду на Вашей стороне. Обращайтесь ко мне по любому вопросу. Я подберу Вам необходимую литературу.
    Далее она продолжила:
    - Я посмотрела Ваши документы – у Вас есть маленькая дочь?
    - Да. Ей одиннадцать месяцев.
    - Она устроена в ясли?
    - Нет. Но я нашла ей няню.
    - Тогда, Надежда Ивановна, договоримся с Вами так. Завтра Вы с ребенком идете в поликлинику, берете справку о прививках и эпидокружении. А я договариваюсь, чтобы вас взяли в ясли без направления, как ребенка сотрудника. Направление за неделю Вам сделаем, так как я сама председатель комиссии. Послезавтра отведете свою дочь в ясли № 16. Это рядом с нами через забор. Можете сегодня к ним зайти, познакомится с заведующей и воспитателем. Я их предупрежу. Ну и ждем Вас послезавтра в нашем саду. Договорились?
    - Да, да, конечно. Спасибо Вам большое!
   
Домой я шла в двойственном настроении. С одной стороны была рада, что нашла работу, счастлива, что мою дочь Танечку устраивают в ясли, но с другой стороны – беспокоила мысль «справлюсь ли?».
    Придя домой, еле дождалась вечера, чтобы выложить пришедшему с работу мужу свои новости. Супруг слушал меня не перебивая. Когда я закончила свой рассказ, он спокойно сказал:
    - Зачем ты торопишься? Посиди дома еще годик, хотя бы полгода. И Танечка подрастет.
    На что я с горячностью ответила:
    - Я два месяца искала работу! Прошла столько детских садов! Все вакансии заняты. Ты же знаешь, что я со школы мечтала работать с детьми.
    - Ну, поищи еще. Найдешь что-нибудь более подходящее. Не зря ведь столько воспитателей сбежало.
    - Значит, я буду искать другое место, а там дети будут без воспитателя? Им уже обещали, что я приду. И может быть, они меня уже ждут...
    Видя, что чем больше он меня отговаривал, тем больше я сопротивлялась, муж отступил:
    - Хорошо. Иди. Сейчас не рабовладельческий строй, будет тяжело, уволишься. Хотя вряд ли - я знаю, какая ты упертая.
    С этого момента отступать мне стало поздно.
 
                Первый день

    И вот наступил мой первый рабочий день. Накануне ночью я спала беспокойно. Часто просыпалась. На душе было тревожно. Но к утру взяла себя в руки, успокоилась. Соскочив с постели еще до будильника с радостным чувством на душе начала собираться.
    Разбудила дочку, нарядила в честь ее первого дня в яслях. Мой праздничный настрой передался нашей крохе, она смеялась, хлопала в ладоши и пыталась танцевать сидя на руках у папы.
    Придя в ясли, раздели дочку и направили ее в группу. Оказавшись на пороге группы, Танечка с удивлением остановилась. Хотя детей с утра еще было мало, но ее поразило и такое количество. Наклонившись вперед, разведя ручки в стороны, она с восхищением громко произнесла:
    - Ля-я-я-ли-и-и!!! Ля-я-я-ли-и-и!!!
    Детки обратили внимание на нее. Подошли два мальчика, взяли ее за руки  и повели за собой. Воспитатель помахала нам рукой, давая понять, чтобы мы закрыли дверь в группу. И я спокойная за свою дочь, побежала в свой детский сад.
    В приемной уже несколько родителей раздевали своих детей.
    Я представилась. Родители обрадовались, что у детей будет воспитатель. Дети прибывали, я знакомилась с ними, с родителями. Но запомнить, конечно, всех сразу не могла. Попросила няню Людмилу Николаевну помочь мне несколько дней в организации детей:
    - Людмила Николаевна, покажите мне, пожалуйста, детей, которых вы считаете самыми большими озорниками в группе.
    - Да они все бешеные! – услышала я в ответ.
    - Людмила Николаевна, я понимаю, Вы очень устали. И все-таки, подскажите мне кто самый неуправляемый?
    И няня с удовольствием начала перечислять, показывая на бегающих детей пальцем. Когда она назвала человек десять, я перебила ее:
    - Хватит, Людмила Николаевна, хватит, достаточно!
    - А самый не выносимый это Сашка Ивлев – продолжила няня, показывая на светленького вихрастого мальчугана, который в это время с кем-то боролся.
    - Спасибо, Людмила Николаевна, Вы мне очень помогли.
    Чтобы обратить внимание детей на себя, я взяла в руки бубен и резко постучала по нему. Услышав бубен, некоторые дети остановились, кто-то подошел ко мне, а кто-то продолжал бегать. Я стучала в бубен и одновременно показывала детям, что нужно подойти ко мне. Когда все дети собрались около меня, я тихо сказала:
    - Посмотрели все на меня!
    Дети, привыкшие к тому, что на них все кричат, удивленно смотрели на меня. Когда все успокоились, я предложила:
    - Хотите поиграть?
    - Да! Да! Да-а-а!!! – закричали дети.
    - Объясняю правила игры... Когда я буду трясти бубен, вы все будете бегать, как хотите. А когда я стукну в бубен, вы все быстро подбежите ко мне. Понятно?
    - Да-а-а-а!!!
    - Побежали! - и я сильно затрясла бубен, чтобы тот звучал громко.
    Ребята радостно с криками начали носиться по группе. Я стукнула в бубен – но дети продолжали хаотично бегать, только человек пять подошли ко мне. Снова трясу бубен, дети бегают, замечаю, что Саша Ивлев толкает детей, подставляет им подножки. Стукаю в бубен и уже больше детей остановилось около меня.
    - Молодцы!!! – хвалю детей.
    Наклоняюсь к Саше и шепчу ему на ухо:
    - Мне нужна твоя помощь. Помоги, пожалуйста.
    Мальчик удивленно с недоверием смотрит на меня. Ставлю его около себя и объявляю детям:
    - Сейчас Саша будет помогать мне. У меня устала рука и по этому, он будет работать с бубном. А вы внимательно слушайте его и не ошибайтесь! – передаю бубен «помощнику» и тот вместо того, чтобы звенеть бубном - начинает кривляться, корчить рожи, смешить детей. И снова в группе шум, гам, хохот и броуновское движение. Забираю бубен у Саши и говорю ему:
    - Я вижу, тебе не хочется быть моим помощником. Подскажи, пожалуйста, кто из детей может заменить тебя.
    - Никто! – грубо отвечает мне ребенок и вырывает у меня бубен.
    - Ну и хорошо. Встань около меня и вместе мы справимся.
    - Дети, продолжаем играть! Слушаем все бубен!
Саша быстро вошел в роль помощника, он виртуозно владел бубном и даже с серьезным видом делал замечания некоторым детям. Когда команды стали выполнятся более или менее правильно, я предложила всем сесть на стульчики. К моей радости дети быстро выполнили мою команду.
    - Дети, – обратилась я к ним – вы меня сейчас очень обрадовали тем, что правильно выполняли команды бегать и собираться около воспитателя. С сегодняшнего дня каждый раз, когда я стукну в бубен, вы будете собираться около меня. Хорошо?
    - Да-а-а!!!
    - И еще. Я хочу с вами посекретничать. Вы умеете хранить тайны?
    - Да-а-а!!!
    - Вам нравится, когда на вас кричат взрослые?
    - Не-е-ет!!!
    - Тогда давайте мы с вами договоримся – я обещаю вам, что никогда не буду на вас кричать. Пообещайте и вы мне, что тоже не будете кричать в группе. И будем мы с вами разговаривать в пол-голоса. Вот как я сейчас. Согласны?
    - Да-а-а!!! – наперебой закричали дети.
    - Давайте еще раз попробуем. Я вас спрошу, а вы мне ответите вполголоса. Согласны?
    - Да-а-а! – ответили дети уже тише.
    - Ну, вот уже лучше! Молодцы! А сейчас мы с вами столы и стулья, приготовим их для завтрака. Мальчики расставляю столы, а девочки стулья. Дети тут же рванулись выполнять поручение, но не все. Кто-то начал носиться по группе, кто-то бороться. Пришлось мне снова взяться за бубен. Удара три – и дети около меня. Это была моя маленькая победа.
    Когда столы были готовы, я сказала детям:
    - Вы большие молодцы! Но с завтрашнего дня это будут делать дежурные. А сейчас мы идем мыть руки.
     И понеслась толпа индейцев на водопой. Умывальников на всех не хватало и по тому дети отталкивали друг друга, брызгались водой. Пришлось опять прибегнуть к бубну. Одного удара было достаточно, чтобы все посмотрели на меня.
    - Так, ребята, все вышли, сначала зайдут пять человек по числу раковин, затем по одному. Один выйдет – один зайдет. Двое выйдут – двое зайдут. Пока все мы перемыли руки, наша няня уже накрыла на столы. Завтрак показал, что дети совершенно не умеют кушать аккуратно.
    Вместо занятий решила почитать воспитанникам книжку. Собрать их и усадить на стульчики, мне было уже легче. Пока я читала детям, в группу зашла заведующая. Посмотрев на нас с удивлением, сказала:
    - Так вы в группе?! А я думала, что вы на прогулке, уж очень тихо у вас.
    - Я за спиной заведующей показала детям большой палец так, чтобы не видела Маргарита Константиновна. Но мои подопечные выдали меня громким смехом.
    - Надежда Ивановна – обратилась она ко мне – меня не будет примерно неделю. За Вас я не беспокоюсь, вижу, что справитесь. На всякий случай у вас на столе под оргстеклом номер моего телефона. Если нужна будет помощь – звоните.
    Затем она обратилась к детям:
    - Ну как, ребята, нравится вам Надежда Ивановна?
    - Да-а-а!!! – наперебой закричали дети.
    Глядя на них, я подозревала, что если сейчас кто-нибудь спросит: «Ребята, вам не нравится Надежда Ивановна?» они точно так же дружно ответят «Да!!!»
    Когда Маргарита Константиновна вышла из группы, я обратилась к детям:
    - Видите, мои хорошие, вас уже хвалят! Вам приятно?
    - Да-а-а!!!
    - И мне приятно. А сегодня вечером я еще похвалю вас вашим родителям. Вас же будет за что хвалить?
    И снова в ответ неутомимое: «Да-а-а-а!»
    - И так, мои дорогие, сейчас мы с вами тихо-о-о-нечко поставим стульчики к столам и так же тихо пойдем одеваться на прогулку.- Сказано не значит сделано.
    Дети шумно с радостными криками поскакали с мест, похватали стульчики, кто за спинку, кто за ножку и повезли их по полу. Пришлось мне опять прибегнуть к спасательному бубну. Услышав сигнал, дети удивленно закрутили головами, всем своим видом говоря: «Что опять не так?».
    - А теперь я вас попрошу, сядьте, пожалуйста, на стульчики. Кто из вас может показать, как правильно нужно переносить стульчик? - к моему разочарованию – никто. Пришлось показать самой.
    В раздевалке вместо того чтобы одеваться, дети пытались шалить, баловаться.
    - Я вижу, что гулять сегодня вы не хотите. Хорошо! Возвращаемся в группу. Дети заволновались:
    - Нет! Нет! Нет! Мы хотим гулять!!!
    - А если вы хотите гулять, тогда перестаньте кричать, вспомните, что мы с вами разговариваем только в пол-голоса. Начинаем одеваться. Торопиться не нужно. Одеваемся все одновременно, чтобы не вспотеть. Сначала все надеваем колготки, затем теплые штанишки, все аккуратно расправляем… Теперь свитера и кофты… Обуваемся… Никто никого не обгоняет, все делаем одновременно. Теперь надеваем шапки, пальто, завязываем шарфы, надеваем варежки. Молодцы! Готовы? Встали парами… Закрыли рты и пока не выйдем на улицу, рот никто не открывает. Все поняли?
    - Да-а-а!
    - Отлично! Выходим тихо-тихо.
    Открываю дверь  и… моя орава вырывается, наперегонки, толкая друг друга, с криками, с шумом, бежит по лестнице. Хорошо, что я догадалась взять с собой мой выручательный бубен. На улице с его помощью удалось быстро собрать моих подопечных.
    - Дорогие мои, мне очень жаль, но гулять мы с вами сегодня не будем.
    - У-у-у-у! Почему-у-у?!
    - Сегодня мы с вами будем учиться спускаться со второго этажа так, чтобы никто нас не слышал. В старших группах идут занятия и мы с вами им мешаем. А гулять мы с вами будем тогда, когда научимся правильно подниматься на второй этаж и спускаться с него. Если сегодня не научимся, будем учиться завтра. Завтра не научимся, будем учиться всю зиму.
    Дети скисли, повесили головы.
    - Но я верю, что вы справитесь и быстро научитесь. Проверим? Встаньте парами, возьмитесь за руки. Сейчас мы с вами тихо поднимемся в группу, а затем так же тихо спустимся и выйдем на улицу. Хорошо?
    -Да-а-а!!!
    Детей было жалко, но я понимала, что если сейчас не справлюсь, дальше будет труднее. Наблюдая за детьми, как они поднимались на второй этаж, я видела, что они стараются. Лишь некоторые мальчики пытались по привычке баловаться, толкаться, но сами дети на них шикали, девочки прикладывали пальчики к губам.
    Когда все поднялись в приемную, я похвалила ребят:
    - Молодцы! На много лучше! Ну что, разденемся? А учиться ходить по лестнице будем завтра. Или попробуем еще раз?
    - Попробуем, давайте попробуем, пожалуйста!
    - Хорошо. Встали парами, взялись за руки, рты закрыли, пошли…
    И мы пошли. Мои детки шли молча. Старались идти на носочках, лица серьезные. Я смотрела на них, и моя душа пела от счастья.
    Когда пришли на участок, я похвалила ребят:
     - Вы большие молодцы! Вы все сделали правильно! Я горжусь вами!
    Дети кинулись ко мне, начали обнимать меня, и чуть не свалили меня на снег.
    Прогулка прошла легко, весело. Мы играли в подвижные игры, наблюдали за снегом, сугробами, рассматривали снежинки. Я была довольна тем, что дети не разбегались (чего я боялась), старались быть поближе ко мне.
    За время прогулки мы подружились. У многих ребят я запомнила имена. Когда мы вернулись в группу, мне уже было легче общаться с детьми. Я видела, что многим из них даже нравилась дисциплина. У меня появилось много помощников.
    День пролетел очень быстро. Когда вечером начали приходить родители, дети бежали радостные, наперебой рассказывая, что они сегодня делали, чему научились. Несмотря на очень напряженный день, усталости я не чувствовала. У меня совершенно прошел страх, что я могу не справиться. Мой первый рабочий день показал, что я могу, я справлюсь, я нужна детям, а дети нужны мне. Прошел всего один день, а я уже любила их всех. Каждого в отдельности и всех вместе.
    Надеюсь, что я не сильно утомила писателя, так подробно описывая свой первый рабочий день. Мне хотелось, чтобы было понятно, какое наследство мне досталось.
    Домой я в этот вечер летела, кружась и подпрыгивая! Эмоции переполняли меня! Хотелось срочно поделиться своей радостью с мужем, который ждал меня и сильно переживал.
    Увидев с порога мое счастливое лицо, супруг облегченно вздохнул: «Слава Богу!..»

                МОИ "СОЛНЫШКИ"

    За время пребывания в детском саду мне довелось работать с разными возрастами: от первой младшей группы до подготовительной. В каждом возрасте есть своя «изюминка», свои отличительные черты. Но дни в моей первой группе навсегда остались в моей памяти. Это как первая любовь, которая никогда не забывается.
    Уже первый день показал мне, что большинство детей не имеют элементарных навыков по обслуживанию себя. Они не умели ни аккуратно кушать, ни правильно мыть руки, ни одеваться. Но все это было не страшно. Этому можно быстро научиться. Для меня было важно, чтобы они перестали воевать между собой. Почувствовали себя одной семьей и стали бы добрее и внимательнее друг к другу.
    Я старалась создать для своих детей атмосферу любви и радости, хвалить их, одобрять, поощрять, сделать их жизнь интересней и содержательней. Я мечтала сделать жизнь каждого ребенка в группе яркой, интересной, познавательной.
    И дети ко мне потянулись. Они с любопытством смотрели на меня. А я, глядя в распахнутые навстречу глаза детей, понимала, что нужна им. Что я для них целая вселенная, с которой можно найти ответы на все вопросы. И должна поддерживать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий. Не каждому человеку выпадает радость ежедневно бывать в этом удивительном мире.
    Я не работала воспитателем, я жила воспитателем. Жила для детей. Изо дня в день я спешила на работу, чтобы увидеть улыбки детей, их радость в глазах при встрече.
    Мои «солнышки» как я их называла, начинали меняться в лучшую сторону. Кто-то медленнее, кто-то быстрее. Я старалась, чтобы они стали моими помощниками и сообщниками.
    Однажды перед завтраком я объявила детям:
    - Чей стол в течение дня (за завтраком, обедом и ужином) будет самый чистый, на тот стол, на следующий день я поставлю букет цветов. Для этого все, кто сидит за столом, должен будет съедать все, что находится в его тарелки. При этом и стол, и руки, и лицо должны оставаться чистыми. Принимаете вызов?
    - Да!.. Да!.. Да!..
    Надо было видеть, как малыши старались! Все быстро работали ложками. Кто-то не мог доесть, соседи пытались ему помочь. Съели всё! Но чистых столов не было ни одного. Я похвалила деток:
    - Молодцы! Сегодня все быстро позавтракали. (Раньше с этим у них была проблема). Завтра попробуем еще. Но и завтра и послезавтра с чистотой мы не справлялись. Но я видела, что дети стараются. Лишь только через неделю один из столов, за котором было больше девочек, справился с задачей.
    На следующий день я, как и обещала, принесла срезанный дома цветок герани. Благо герань цветет круглый год.
    Еще до прихода детей поставила на победивший стол и стала ждать воспитанников.
    Удивленные дети рассматривали цветок, нюхали его, тащили к нему вновь прибывших, и снова рассматривали, нюхали. В это утро никто даже не осмелился бегать около столов, чтобы случайно не задеть вазочку.
    Когда все сели завтракать я предложила:
    - Давайте поздравим победителей и похлопаем им. Конкурс на лучший стол продолжается.
    К концу дня еще один стол справился с заданием. Но в группе вазочек больше не было. Пришлось идти к заведующей.
    - Маргарита Константиновна, нам нужны семь маленьких вазочек для цветов.
    Та с удивлением подняла голову:
    -Зачем это?
    Пришлось объяснять.
    - И где я вам столько возьму?
    - Маргарита Константиновна, пожалуйста! Они же стараются!
    - Хорошо. Идите. Что-нибудь придумаю.
    Заведующая пришла к нам минут через десять. Без вазочек, как я поняла, с разведкой.
    Дети подбежали к ней, потянули ее к столу с вазочкой, наперебой рассказывая ей, что цветок появился сам по себе «из ниоткуда»…
    Маргарита Константиновна молча ушла. Вернулась через полчаса, в руках держала запыленные карандашницы. Передала их няне со словами:
    - Возьмите и отмойте их – это будут ваши вазы.
    Утром уже два стола красовались цветами!
    Перед завтраком предложила няне в тарелки детей, которые плохо ели, положить еде меньше нормы.
    - Не положено! – ответила та.
    - Я знаю. Но это всего на несколько дней, чтоб дети думали, что они научились все съедать.
    К концу дня еще три стола прибавились к победителям. Еще неделя понадобилась, чтобы к ним подтянулись остальные столы.
    Дети были счастливы! Они тянули в группу своих родителей, показывали им нашу красоту. Я хвалила их перед родителями. И все были довольны.
    Но прошло некоторое время и дети стали расслабляться, начала возвращаться их небрежность в еде. Пришлось опять прибегнуть к соревнованию.
    Утром за завтраком, как бы невзначай сказала:
    - Хотела попросить у Маргариты Константиновны для нас скатерти на столы, но вы почему-то опять стали не аккуратно кушать.
    - Надежда Ивановна, мы будем аккуратно! Честное слово! Честное комсомольское!
    - Ну, если «честное комсомольское», тогда я верю вам. Давайте постарайтесь, чтобы и Маргарита Константиновна поверила вам.
    На следующий день все тарелки и столы были чистыми. И опять я пошла к заведующей.
    - Маргарита Константиновна, нам нужны скатерти на столы.
    - А больше вам ничего не нужно?! – недовольно спросила заведующая.
    - Маргарита Константиновна, Вы только посмотрите, как дети стараются. Они уже не разговаривают за столом, едят аккуратно, все съедают. Ну не красиво же без скатертей! И я им уже обещала.
    - Надежда Ивановна, в следующий раз, перед тем как что-то обещать детям, пожалуйста, посоветуйтесь со мной. У нас нет в детском саду скатертей.
    - Маргарита Константиновна, может быть простынки разрезать?
    - Идите, Надежда Ивановна, идите. Я подумаю.
    Маргарита Константиновна пришла к нам во время обеда. Постояла, посмотрела на детей, которые сидели с прямыми спинками, ели молча, аккуратно, как на светском рауте. Покивав сама себе головой, заведующая произнесла:
    - Будут вам скатерти – и вышла из группы.
    К ее чести, слово она сдержала. Через два дня завхоз Ольга Петровна принесла нам новые, хрустящие льняные скатерти! Дети были в восторге! Гладили столы руками, прислонялись к скатерти щекой.
    Прошло немного времени, и я вновь отправилась к заведующей.
    - Маргарита Константиновна, а как можно получить вилки?
    - Надежда Ивановна, Вы программу хорошо читали?
    - Да, я знаю, что вилки положены только со старшей группы. Но уже многим нашим детям исполнилось пять лет. Я уже разговаривала с родителями, чтобы они начали дома пользоваться вилками. Ребята обязательно справятся. И потом, дети почувствуют себя большими и будут еще лучше себя вести.
    Махнув на меня рукой, Маргарита Константиновна сказала:
    - Уговорили… Идите к Ольге Петровне, возьмите вилки. Скажите, что я разрешила.
    Ольга Петровна вилки выдала, но сердито выговорила мне:
    - Все выдумываете, Надежда Ивановна?! У нас вилками даже в подготовительной группе не едят.
    Не обращая на ее тон, я обняла и сказала:
    - Спасибо, Олечка Петровна!
    Подобрев, та ответила:
    - Идите уж, пока еще чего-нибудь не попросили.
    Наша нянечка стала в детском саду в центре внимания. Сотрудники из других групп ее останавливали, расспрашивали:
    - Что, правда – белые скатерти?
    - Правда, дети не орут в группе?!
    - Правда, не дерутся??!
    А дети, действительно менялись на глазах. Уже никто не носился по группе и не кричал. Просто детям стало некогда так себя вести. Мы всегда были чем-то заняты.
    Я попросила родителей, у которых дома был аквариум. Принести нам несколько рыбок. Родители быстро откликнулись, принесли нам и рыбок, и улиток, и водоросли. Маргарита Константиновна выделила нам аквариум. Дети научились ухаживать за рыбками и с удовольствием это делали.
    Весной мы все вместе занялись пересадкой комнатных растений. Какое счастье видеть довольные, увлеченные рожицы своих воспитанников! Наши комнатные растения после пересадки быстро пошли в рост. Дети с восхищением встречали каждую новую почку, новый листочек, новый бутончик.
    Однажды я снова постучалась в кабинет к заведующей. Маргарита Константиновна встретила меня с улыбкой:
    - Надежда Ивановна, не пугайте меня, что еще придумали?
    - Маргарита Константиновна, а давайте начнем детей закалять?
    - Каким образом?
    - Сначала обтирание, позднее обливание.
    - Я не против, даже за. Но сначала нужно вынести этот вопрос на родительское собрание. Если родители будут не против, я дам медсестре Нине Ивановне задание, чтобы она приготовила план закаливания. Посоветуюсь на верху, и если там одобрят, мы сможем приступить к закаливанию. Процедуры будете проводить совместно с Ниной Ивановной.
    Собрали родительское собрание. Пригласили на него и Маргариту Константиновну и Нину Ивановну. Родители единодушно проголосовали за закаливание деток. Во время собрания были и смешные моменты.
    Мама Сережи Потопова рассказала:
    - Спрашиваю у своего сыночка: «Надежда Ивановна вас ругает?»
    - Нет - ответил Сережа - только смотрит.
    -Да, это правда – отвечаю -  Я так с ними договорилась, посмотрела – значит, сделала замечание. Первое время я их так спать укладывала. Сначала, молча, смотрела на самого подвижного ребенка, когда он успокаивался, начинала смотреть на следующего. И так пока все не угомонятся. Обычно пока «смотрела» на двоих – троих ребят, остальные сами притихали и засыпали.  А иногда срабатывали такие фразы: «Кто первый заснет, того первого разбужу» и даже «кто первый уснет, тому можно не спать».
    Родители рассмеялись.
    - А моя Вика назвала котенка «Надежда Ивановна».
     Родители, услышав это, дружно засмеялись.
    - Да! – продолжала мама Вики Григорьевой – Мы купили котенка, и Вика ни на какое имя не соглашалась: «Я сказала Надежда Ивановна, значит Надежда Ивановна!».
    - Мне приятно – смеясь, ответила я – что где-то бегает и прыгает моя тезка.
    Это собрание показало мне, что родители верят в меня и с удовольствием доверяют мне своих детей. Насыщенные и нередко тяжелые будни воспитателя вознаграждаются благодарностью родителей и успешностью детей.
    Я радовалась каждому дню жизни с ними, видя то, как они приходят в детский сад, бегут ко мне с распростертыми объятиями и рассказывают что-то важное и интересное, делясь со мной своей радостью и переживанием, когда они не хотели уходить вечером домой. Мне было радостно даже тогда, когда я ловила их добрый, открытый взгляд. Когда просто без слов подходили и обнимали меня. Для меня это было высшей наградой.
    Детский сад стал моей жизнью. За это время, конечно, были и бессонные ночи, и минуты боли и обид, и согревающие моменты.
    Вспоминается один трогательный случай. В то время няня была на больничном. Я одна, и тоже болею. Температура 38,5. Меня знобит. В группе холодно. Чтобы дети не мерзли, включили электронагреватель, который стоит в середине комнаты. Дети все заняты, я сижу за своим столом и, кутаясь в шаль, присматриваю за ребятами.
    На какое-то время мне нужно было выйти из группы. К тому времени мои подопечные уже знали, что без меня нужно себя вести так же, как и со мной.
    Когда я вернулась в группу через несколько минут, увидела следующую картину. Напротив моего стола были собраны в два столбика большие кубы от детского строительного набора. На кубах сверху стоит нагреватель и его тепло направлено на мое место. Мои «солнышки» в ущерб себе решили согреть меня. Это было очень трогательно и волнительно! Мне с трудом удалось сдержать слезы. У меня поет душа, когда я вспоминаю такие моменты.

                Заключение

    Работая с дошколятами, я не переставала удивляться – какие они удивительные, смешные, заботливые, любопытные, прекрасные!
    Когда набираешь младший возраст и идешь, ступенька за ступенькой к выпуску из детского сада, то на протяжении этого времени ты с детьми сближаешься и растешь вместе с ними.
    И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу души и своего сердца в каждого ребенка, я делала этот мир добрее и лучше…
    Я верю, что каждая зажженная мною звездочка стала для кого-то в этом мире чистой, светлой, доброй и верной путеводной звездой.
    И я знаю, что в каждом из них есть частичка моего труда и сердца, что мои усилия были не напрасны!
    Я люблю вас, Дети!


Рецензии