Ответы Порфирию, Северину Боэтию и Петру Абеляру

    

Надлежит дать ответы на заданные Порфирием, Северином Боэтием и Петром Абеляром вопросы, затрагивающие саму суть философии Платона и метафизики Аристотеля. Эти вопросы – вопросы о «родах» (genera) и «видах» (species).
Во-первых, рода и виды реально существуют и обладают подлинным бытием. Они, собственно говоря, и есть сама полнота вечного бытия, существования, возвышающегося над осями времени и в нём вовсе не нуждающегося.
Во-вторых, рода и виды бестелесны. Их бытие – бытие бестелесное, чуждое «плоти» (caro) и «телу» (corpus). Рода и виды существуют вне материи и вне телесности.
В-третьих, рода и виды отделены от чувственно воспринимаемой сферы действительности, от телесности, но при этом пребывают в ней. Сами по себе рода и виды, как мы подчеркнули, бестелесны, но, существуя в телесном, они обретают свою телесную ипостась. Иными словами, вечное и бестелесное бытие телесно присутствует в дольнем, невечном, преходящем и телесном, – и следует различать бытие (esse) и присутствие (praesentia): для родов и видов быть значит бестелесно существовать в «вечности» (aeternitas), присутствовать же – значит, обретя воплощение, телесно пребывать внутри телесного универсума. Лишь на первый взгляд такая двойственность может показаться странной и парадоксальной, на самом же деле она – следствие и иллюстрация глубинной взаимосвязи горнего и дольнего, и в том, что непреходящие и бестелесные рода и виды телесно пребывают в телесном, нет ничего удивительного, ибо бытие родов и видов – это их бытие-для-себя, тогда как их присутствие в чувственно-телесном – это внешняя проекция горнего, его проекция вовне, в дольнее.
В-четвёртых, экзистенциальный, онтологический примат эйдетического над дольним позволяет утверждать о том, что ментальный концепт какой бы то ни было вещи, с аксиологической точки зрения, важнее существования этой вещи в чувственно-телесной, чувственно воспринимаемой эмпирике, – и потому на уровне «конечного сущего» ментальное понятие существеннее самого этого сущего. Иными словами, горний концепт «кентавр», – концепт, извечно существующий in arte aeterna («в вечном замысле»), in divina mente («в божественном уме»), in prospectu divinae mentis («во взоре божественного ума»), – является гораздо более значимым экзистенциальным фактором, нежели существование или несуществование этого кентавра в дольней эмпирике.
                *
Как видим, все четыре ответа на вопросы, осмысляемые Порфирием, Северином Боэтием и Петром Абеляром, опираются на умозрительные архитектоники Платона, ими продиктованы и ими порождены.
                *   *   *   *   * 















   





 


Рецензии