Гонка за вакцину

Эпидемия коронавируса COVID-19, которая стартовала с конца декабря 2019 года в Китае продолжает триумфальное шествие по планете. Многие ученые прогнозируют вторую волну, хотя далеко не везде еще завершилась первая. Подорвана экономика, стагнация в международной торговле, в ряде случаев эпидемия явилась причиной политических осложнений и передела власти. На середину августа число случаев заболевания превысило 20 млн (при том – что в бедных странах число тестирований минимально), погибших более 750 тысяч. Мир наконец-таки понял, насколько недооценивал докторов… Однако, есть и светлые проблески – недавно о создании вакцины от коронавируса первой в мире заявила Россия, причем не только о создании (на разных фазах этого процесса находится множество лабораторий из разных стран), но и о официальной регистрации – а это намного серьезнее.
Те страны, что опоздали в «гонке вакцин» сильно критикуют российский препарат, называя его недостаточно протестированным, а потому – потенциально опасным. Однако – только ли медицинские и фармакологические критерии являются основанием для критики? И не вмешивается ли в это политическая составляющая?
Известно, что ключевые тесты подтвердили эффективность и надежность вакцины, однако – они были проведены на небольшой когорте испытуемых, что вызывает некоторый скепсис. Также вопросы вызывает и отсутствие публикаций по вакцине и ее испытаниям в международных медицинских журналах. Впрочем – статьи по теме обещали опубликовать в августе, дело в том – что далеко не все российские исследователи в достаточной степени владеют английским, чтобы быстро написать научную статью и кроме того – российские статьи подвергаются в данных журналах более длительному и тщательному рассмотрению, чаще же бывают и отказы в публикации.
И тем не менее, вакцина – это не только средство для контроля за эпидемией, но и, как оказалось, средство возможного политического давления.
После объявление о создании вакцины президентом РФ, со стороны западных стран развернулся процесс организованной травли: российскую вакцину называют опасной, незаконченной, недостаточно протестированной и т.п. В чем-то это верно, поскольку российские законы являются гораздо более мягкими в плане регистрации всех лекарственных средств, чем у любой западной державы, но – это издержки законодательства. Согласно российским принципам регистрации – вакцина прошла первые два этапа тестирования благополучно. Третий этап запланирован на осень в больших когортах испытуемых в нескольких странах мира.
Конечно, главное противостояние развернулось между США и РФ. И это при том, что Россия на фоне США и от самой эпидемии пострадала гораздо меньше: 15 260 человек, а в США почти в десять раз больше - 169 313 (с учетом численности населения: 511 смертей на миллион человек в США против 105 в России). И главная критика российской вакцине прилетает именно из Вашингтона. Поскольку, это абсолютно прозрачно, первый создатель вакцины не только получит максимальные прибыли, но и может перевернуть политическую ситуацию в мире. И если не США будут в этой гонке первыми, то они вполне могут лишиться и политического влияния и лидерства, а также – могут потерять большинство своих союзников. Аналогичной может стать ситуация и для России в том случае, если вакцина окажется не эффективной или опасной. И высшая политическая элита это отчетливо понимает.
Несмотря на то, что сослагательное наклонение истории чуждо, было бы интересно отследить реакцию мирового политического сообщества, если бы первой страной, зарегистрировавшей вакцину от COVID-19 стала бы США или дружественная ей страна: Южная Корея или Великобритания? Было ли бы столько негативных отзывов?
Однако – современный мир, это не только Вашингтон ориентированное пространство. Москва заявила, что получила предложение об импорте вакцины из 20 различных стран мира: Бразилия, Мексика, Сербия, ОАЭ, Саудовская Аравия и др. В целом – это те страны, которые и ранее проводили политику доверия с Россией. Остальные - подождут (возможно за счет жизней собственных граждан) либо создания вакцины союзником (США), либо - глобальных успешных результатов от российского варианта. Понятно, что российское правительство имеет максимально возможную информацию о вакцине, чтобы оценить соотношение ее возможного успеха или провала. И, судя по современной ситуации, Москва надеется на лучший сценарий – что сама Россия и закупившие российскую вакцину страны первыми выйдут из эпидемиологического кризиса и в мире авторитет России безусловно поднимется.
Если посмотреть на ситуацию с точки зрения ислама. В настоящее время только одна из мусульманских стран претендует на создание своей собственной вакцины: Индонезия, и по ее собственным заявлениям – не ранее 2021 года. Таким образом, перед мусульманскими странами стоит проблема – присоединиться ли к России или ждать западных разработок? К настоящему моменту только Саудовская Аравия и ОАЭ выказали однозначное желание использовать российскую вакцину, остальные – находятся в состоянии размышления. Хотя, это может быть связано и не с опасениями, но и с достаточно высокой стоимостью препарата: многие мусульманские страны в настоящее время фактически находятся в состоянии экономического и политического упадка по результатам спровоцированной США «арабской весны».
Станет ли российская вакцина «спасением», которое поднимет российскую науку и российскую политику на новые высоты в мире, что возможно позволит-таки создать по настоящему многополярный мир (чего пытается достигнуть российская дипломатия последнего десятилетия) или окончательно «утопит» Россию на мировой политической арене – покажет самое ближайшее время. Поддержат ли мусульманские страны мира Москву или Запад в этом противостоянии – вопрос политики каждой отдельной страны, но следует помнить о том, что именно Россия десятилетиями поддерживала многие мусульманские страны, не позволяя им скатиться в эпоху кланового деления и неэффективных революций. Ситуация в современном мире такова, что каждый голос может стать решающим.
А мусульманам – не стоит забывать, что как бы вакцины не критиковали в целом в современном мире, одним из первых, кто изучал их эффективность и стал применять на практике был известный врач-мусульманин Абу Али ибн Сина (Авиценна), который имел обширные знания не только в медицине, но и в исламе тоже.


Рецензии
Нынешные вакцины это орудия для геноцида

Парвин Гейдаров   28.03.2021 04:59     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.