Притча о неверном управителе. Подробности

         Данная притча является на самом деле наиболее сложной в своём понимании, чем другие евангельские притчи, хотя сам сюжет её достаточно прост. Хозяин имения справедливо обвиняет своего управителя в расточительстве, но тот затем находит ловкий выход из создавшегося положения (Лук.16,1-13).
         Но при этом поступок самого управителя ставится почему-то ему в его заслугу. Нечестный управитель, таким образом, приобретает сразу же положительный образ, и заслуживает похвалы, а Сам Спаситель ставит даже его в пример. Как же так? Давайте разберёмся.
Сама притча начинается со слов: «один человек был богат и имел управителя». Судя по содержанию притчи, дело происходит в довольно богатом имении, где имеет место обширное хозяйство, и здесь производились различные продукты питания: пшеница, масло и т.п. (Лук.16,6-7). Хозяин имения был, скорее всего, не в состоянии самостоятельно вести дела всего имения или не желал, а потому и нанял себе управителя. Но последний успел обнаружить, что называется, «золотую жилу» и для себя. Он понял, что можно хорошо зарабатывать на элементарном ростовщичестве, то есть на завышении долга заёмщиков у его же хозяина (Лук.16,1). А долг он записывал немалый: «сто мер масла», «сто мер пшеницы». Если учесть, что одна мера в современном понимании – это около 40 литров, то величину каждого долга понять будет несложно. И этот действительно кабальный долг был явно завышен управителем.  Однако он слишком увлёкся этим прибыльным делом, что явно забыл о собственной осторожности. Кто-то не вытерпел такого способа вымогательства, а потому и донёс об этом управителе его же хозяину, преподнеся всё это как расточительство (Лук.16,1).  Хозяин, обеспокоенный делами своего имения, призывает управителя к себе, где потребовал от него отчёта. Какие-то данные управитель хозяину, скорее всего, предоставил, раз последний решил, что тот не может больше управлять его имением (Лук.16,2). Что же могло вызвать недоверие у хозяина? Вероятнее всего, эти огромные займы, которые совершал управитель. Угроза имению состояла в том, что если должникам нечем будет расплатиться за свои же займы, то имение понесёт большие убытки, а его хозяину,  несомненно, грозит настоящее банкротство.
Отчаяние управителя вполне понятно – он лишается своей должности, а вместе с ней и всех надежд на безбедную жизнь. Он не может заниматься физическим трудом – «копать не могу», а также жить на милостыню – «просить стыжусь» (Лук.16,3). Но именно в этих обстоятельствах он находит хитроумный, но в то же время, единственно правильный выход из создавшегося положения. Управитель сам ловит себя на собственной мысли: «чтобы приняли меня в домы свои» (Лук.16,4). А как это возможно? Только сделав доброе дело для своих должников. И управитель решается на такой шаг.
Чтобы не допустить всевозможные распри и споры между должниками, он приглашает к себе каждого из них порознь. Возможно, осторожность управителя вызвана желанием избежать нового доноса на него. Или вызвать больше доверия к себе. Поэтому  каждому должнику задаётся один и тот же вопрос: «Сколько ты должен господину моему?» (Лук.16,5).
Далее управитель начинает снижать каждому его персональный долг. Чем же вызвано такое действие? Сначала риторический вопрос: а какой долг вернуть легче? Большой или малый? Ответ, скорее всего, очевиден – малый. В том же Евангелии уже есть притча, где сказано – кому больше прощено, тот и больше возлюбит того, кто простил (Лук.7,41-43). Вот и в нашей притче управитель уменьшает долги заёмщикам, чтобы им  было их легче вернуть, и тем самым обрести себе расположение этих должников. Но давайте обратим внимание на одну важную деталь в этой притче. Управитель сокращает каждому  долг строго индивидуально. Один заёмщик должен 100 мер масла, а другой – 100 мер пшеницы. Но первый пишет расписку на 50 мер, а второй – на 80 мер (Лук.16,6-7). Почему же такое неравенство?
Объяснить это можно только одним – каждый излишек был приписан самим управителем ради получения собственной прибыли. Ведь должники, скорее всего, должны были оплатить свои займы уже не продуктами, а деньгами, и часть этих денег желал присвоить себе этот неверный управитель. Получается, что главный герой притчи в данном поступке отказался фактически от своей доли в займе ради сохранения своего прежнего места, а величину долга оставил только ту, которая причиталась хозяину имения. Последний счёл действия своего управителя разумными – «догадливо поступил», за что и похвалил его (Лук.16,8).
Чем же заслужил такую похвалу управитель? Первое, что он сделал, спас само имение от разорения. Ведь если должникам нечем было бы заплатить за свой заём, то хозяин имения неизбежно бы лишился своего дохода. Уменьшив размер долга, управитель сделал займы не просто облегчёнными, но и возвратимыми. Второе. Управитель тем самым ещё показал, что он всё-таки может рационально вести хозяйство. Третье проявляется здесь в том, что управитель показал должникам, что может быть честным человеком, отказавшись от ростовщичества, а потому и обрёл, в сущности, среди них друзей. Не будем забывать, что закон запрещал ростовщичество израильтян по отношению друг к другу (Лев.25,37).
Казалось бы, что всё уже понятно. Управитель, имея алчные помыслы, допускает крупную ошибку в своей жизни, но, будучи уличён в ней, сам же её  исправляет. Но в чём есть тут пример для подражания? В чём смысл? А здесь, оказывается, также не всё просто. Ведь Иисус, заканчивая притчу, делает из неё три вывода.
Первый вывод гласит, что «приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16,9). Здесь суть в том, что не богатство само по себе является грехом, но способ получения его. Но это ещё не значит, что даже неправедно нажитое богатство нельзя обратить в добро. Управитель в данной притче отказался именно от своей доли в богатстве, которая, конечно же, была неправедной, и тем самым приобрел себе друзей среди должников своего хозяина. А вот вторая часть вывода – «приняли вас в вечные обители» - имеет уже более высокий духовный смысл.
Здесь «имение» - это мир, в котором мы живём, и который нас окружает. Хозяин имения – это Сам Господь Бог. Управители – это мы, которые живём в этом мире. Должники – те, кто нас окружает, с кем мы общаемся. Если мы тоже неверные управители в этом мире, то мы также можем быть лишены Царствия Божия, как герой притчи работы в имении. Но если мы добрыми делами будем приобретать себе друзей не только на земле, но и на небесах, то те и примут нас впоследствии в свои небесные обители.
Второй вывод сообщает, что: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16, 10-12). То есть, кому нельзя верить в малом, тому не поверят и во многом. Управитель, чтобы ему поверили, отказался как от многого, так и от малого. Суть не в том, сколько у тебя есть, а в том, как ты сам этим распоряжаешься, какие именно принципы тобой руководят. Это означает, что человек духовно не должен быть привязан к материальным вещам, всегда отделять одно от другого. Только тогда будешь верен во всём: как в малом, так и во многом.
Третий вывод говорит о том, что «никакой слуга не может служить двум господам». И не только потому, что об одном он будет радеть, а другого ненавидеть. А то, что нельзя одновременно «служить Богу и маммоне», то есть богатству (Лук.16,13). Управитель из данной притчи служил как бы хозяину имения, но решив получить от этого собственную выгоду, чуть не привёл вверенное ему имение к настоящему разорению. Получилось, что служа в этом имении, управитель занялся не процветанием самого имения, а улучшением собственного благополучия. А это, как оказалось, было оценено хозяином, как неумение управлять, так как действия управителя уже нельзя было назвать службой своему хозяину. Об этом управитель, собственно говоря, и не радел. И только отказавшись от собственного обогащения, он вновь вернул себе благорасположение своего хозяина.
Но что же даёт нам эта притча сегодня? Не только саму общую мораль. Мы должны учесть печальный опыт этого управителя, чтобы не допускать подобных ошибок. Как о ней сказал Христос: «Сыны века сего догадливее сынов света в своём роде» (Лук.16,8). Значит, мы должны быть догадливее тех, кто слушал эту притчу ранее, чтобы не проходить снова этого печального опыта, а искать пути в Царствие Небесное, не дожидаясь, когда Господь скажет нам, что мы тоже не можем управлять в вверенном нам имении, то есть, в нашем мире, где и суждено всем нам жить в подаренной нам жизни.

2020 г.


Рецензии
Странное дело. Господь говорит, что приставника оклеветали, а автор данной статьи заявляет, что "Хозяин имения справедливо обвиняет своего управителя в расточительстве". Более того, хозяин в притче вообще никого не обвиняет, а лишь требует пояснений от управителя.
Нельзя так обращаться с текстом Писания. Подобные измышления соблазняют умы несведующих читателей и уводят от Истины. На Портале Богослов РУ имеется интересная статья на данную тему: "Приставник или управитель? (Лк.16,1-17)" http://bogoslov.ru/article/2783808, в которой показано отличие современного (синодального) текста притчи от ее оригинала. Толковать и исследовать надо слова Бога, а не измышления современных "переводчиков".

Иван Симаков   06.09.2020 13:53     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.