Миннесота. ч. 1 Лонгфелло

   http://proza.ru/2020/08/26/383

      Если спросите - откуда
      Эти сказки и легенды
      С их лесным благоуханьем,
      Влажной свежестью долины,
      Голубым дымком вигвамов,
      Шумом рек и водопадов,
      Шумом, диким и стозвучным,
      Как в горах раскаты грома? -
      Я скажу вам, я отвечу..."

"Песнь о Гайявате" в переводе Бунина с детства будоражила мое воображение, уже подогретое Майн Ридом, Шульцем и Фенимором Купером, и, несмотря на то, что литературоведы считают, что страна Гайяваты это Мичиган, когда я первый раз путешествовала по Миннесоте я вспоминала эти строки. Переехали мы сюда из Нью Йорка не случайно - больше года я "выбирала деревню на жительство", поскольку было очень сильное ощущение "пора валить". Как-нибудь расскажу о Большом Яблоке - нам там было не плохо, но "предчувствия меня не обманули"- до 9/11 оставалось три года.   Выбор был сделан после тщательного анализа всех штатов. Я искала штат с климатом, похожим на средне-русский, с хорошим рынком работ, с русской общиной, приличными учебными заведениями, и насыщенной культурной жизнью. Под конец осталось три города: Сиэттл, Портланд,штат Орегон, и Миннеаполис. Решающим аккордом был звонок в православную церковь каждого из них - напомню, дело было в прошлом веке и форумов тогда не было. Побеседовав с батюшками, я купила билет на поезд и на три дня приехала в Миннеаполис. Осмотрелась, поездила по городам на автобусах, зашла в университет, набрала газет, и, вернувшись домой, сказала сыну и невестке:"Я нашла нам новый дом." Сразу скажу - не ошиблась, мы здесь больше 20 лет и любим этот всем сердцем.

Но встретила нас Миннесота неприветливо. Первую ночь мы ночевали в кемпинге в пригороде. У меня очень разболелась голова и как только ребята поставили мою палатку, я заползла в нее и провалилась в сон. Очнулась от воя сирены  и тормошения сына:"Мама, надо в укрытие. Идет буря." Мы успели просто обрушить палатку - буря уже пришла. Те, кто оставил палатки стоять, их лишились - разорвало в клочья. Едва мы добежали до убежища - это было здание туалета с массивными бетонными стенами (здесь в каждом кемпинге есть такие на случай торнадо), как хлынул ливень и началась гроза. Позже в газетах эту бурю называли "Бурей столетия" - гроза,  град, ливень и ураганный ветер не стихали всю ночь. В общем, как у Лонгфелло:" Бурный ливень и метели,...  И в горах раскаты грома,  Что как хлопанье орлиных   Тяжких крыльев раздаются..." Горы, впрочем, в Эппл Вэлли весьма условные, хотя зимой с них на лыжах катаются. А утром - как будто ничего и не было: сияло солнце на пронзительно синем небе и только кучи листьев и поломанных веток и оспины от града на машинах напоминали  о страшной ночи.

Жилье удалось снять только с первого августа, а была только середина июля, и мы сняли секцию на складе, выгрузили из нашего миниавтобуса, все, что не нужно в дороге, и покатили куда глаза глядят. А глядели они туда, куда и глаза Гайяваты:
     От лесов, равнин пустынных,
      От озер Страны Полночной,
      Из страны Оджибуэев,
      Из страны Дакотов диких,
      С гор и тундр, с болотных топей,
      Где среди осоки бродит
      Цапля сизая, Шух-шух-га...

«Земля десяти тысяч озёр» – так  называют этот штат. На самом деле их около двенадцать тысяч. Самое главное это озеро Верхнее, входящее в состав Великих озёр Северной Америки. Если ехать на север от Миннеаполиса в город Дулут, то очень четко ощущается граница между резко-континентальным климатом большей части штата и влажным умеренным климатом Дулута. Как-то летом мы замерили температуру - разница была почти 10 градусов Цельсия.   Коренные жители оджибве называют озеро гичи-гами (от оджибве гичи «большой, большой, великий»; гами «вода, озеро, море»). Именно здесь Гайявата ловил рыбу:
      По заливу Гитчи-Гюми,
      Светлых вод Большого Моря,
      С длинной удочкой из кедра,
      Из коры крученой кедра,
      На березовой пироге
      Плыл отважный Гайавата.

      Сквозь слюду прозрачной влаги
      Видел он, как ходят рыбы
      Глубоко под дном пироги;
      Как резвится окунь, Сава,
      Словно солнца луч сияя;
      Как лежит на дне песчаном
      Шогаши, омар ленивый,
      Словно дремлющий тарантул."

На самом деле Бунин упомянул омара для рифмы - в оригинале рак. А вот рыбу в Верхнем ловят до сих пор. Я-то нет, а вот товарищи рассказывали и даже угощали местным сигом - называется воллай, корюшкой - смелт, и окунем.  Вроде как водится и ряпушка, и судак, разные виды красной рыбы - речная форель, семга, кумжа. Гайявата вышел ловить осетра, которого и сейчас называют "the king of fish" (царь-рыба): 
     На песчаном дне на белом
      Дремлет мощный Мише-Нама,
      Царь всех рыб, осетр тяжелый,
      Раскрывает жабры тихо,
      Тихо водит плавниками
      И хвостом песок взметает.
      В боевом вооруженье, -
      Под щитами костяными
      На плечах, на лбу широком,
      В боевых нарядных красках -
      Голубых, пурпурных, желтых, -
      Он лежит на дне песчаном;
Любопытно, что периодически появлялись сообщения об акулах в озере Верхнем,которых там нет и никогда не было - это осетры.

Иллюстрация: Озеро Верхнее
 
http://proza.ru/2020/08/30/417


Рецензии
Остров, наверное, ловить не разрешают.
С уважением
Владимир

Владимир Врубель   06.09.2020 13:59     Заявить о нарушении
У нас везде просто так ловить не разрешают. Можно купить лицензию на год или разовую.

Елена Каллевиг   06.09.2020 19:44   Заявить о нарушении