Профессор велосипедных наук

Я уже писал, что за Олимпийскими играми 1960 года следил вполне осознанно. И радовался победам наших олимпийцев в Скво-Вэлли на североамериканском континенте, и победам в «Вечном городе» Риме.  Тогда по радиостанции «Маяк» были репортажи о некоторых состязаниях.  Помню, что слушал репортаж о групповой гонке велосипедистов,  как охал комментатор, что наш спортсмен Виктор Капитонов ошибся с подсчетами кругов дистанции и финишировал на круг раньше.  Но собрался, и через круг все равно финишировал первым, на полколеса опередив хозяина трассы итальянца Ливио Трапе.

Виктор Капитонов – наш первый олимпийский чемпион 1960 года в групповой (индивидуальной) шоссейной гонке на дистанции 175 километров. На той же Олимпиаде в Риме он стал бронзовым призером в командной гонке на 100 километров. Четырехкратный победитель велогонки мира в команде. Тренер сборной велосипедистов-шоссейников (1969–1985). Подготовил три команды олимпийских чемпионов (1972, 1976, 1980). Лучший тренер страны (1975–1976). Кандидат педагогических наук. Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Награжден орденами Ленина, Дружбы народов, «Знак Почета», многими медалями.

Появление Виктора Капитонова в составе сборной СССР случилось при курьезных обстоятельствах. В 1955 году на Всесоюзной многодневной велогонке главный тренер сборной страны Леонид Шелешнев отбирал наиболее способных шоссейников для участия в гонке мира. На этапе Вильнюс – Минск лидировали велосипедисты ЦСКА. При въезде в городскую черту белорусской столицы кто-то из армейцев неожиданно отстал. Увидев приближение машины с судьями и представителями спорткомитета, он… развернулся и поехал в обратную сторону. Пассажирам авто стоило усилий вернуть его в гонку. Виктор Капитонов, а это был он, по совету кого-то из опытных участников перед финишем выпил крепкого кофе с коньяком. Такое в те годы практиковалось: гонщики имели при себе небольшую фляжку с напитком – отхлебывали для поднятия мышечного тонуса. Не зная точной пропорции, Виктор переборщил с алкогольной составляющей и потерял над собой контроль. Этап, однако, закончил. И в список сборной попал. Шелешнев отметил у молодого гонщика выносливость, работу в высоком темпе на длинных участках трассы, отличный финиш.

Правильный выбор главного тренера армеец подтверждал спортивными результатами. В 1956 году победил в многодневной гонке по программе I Спартакиады народов СССР. Через год – третий в общей квалификации гонки мира. В 1958-м стоял в центре пьедестала почета трех этапов этих престижных соревнований и в том, что в командном зачете лучшими оказались советские велосипедисты, – большая доля его труда. Нелепый случай – на третьем этапе потерял флягу с питанием – лишил Виктора заслуженный личной победы в состязании с лучшими гонщиками мира. На первом этапе велогонки мира-1959 под Берлином Капитонов упал на бетонке – от бедра до голени будто кто-то прошелся крупным наждаком. Немецкий врач – своего не было – орудовал перекисью водорода, зеленкой и, показывая на голень, объяснял тренерам: «Дело швах! Надо снимать!». Все наши, кто находился рядом, отворачивались, чтобы не видеть ногу Капитонова. Они знали: армеец все равно не сойдет. Решение немецкого эскулапа подтвердил приехавший из посольства советский врач: «Ему нельзя дальше ехать». Главный тренер Леонид Шелешнев ответил: «Это он решит сам». Кривясь от боли, Виктор сказал: «Поеду, чего там...» И в очередной раз в составе команды привез на родину золотые медали.

Десятки тысяч километров шоссейных дорог намотали колеса спортивного велосипеда Виктора Капитонова на соревнованиях в Польше, ГДР, Чехословакии, Бельгии, Дании, Италии, Швейцарии, Канаде, Франции. И всюду в числе лидеров. Когда на одной из пресс-конференций его спросили, какую победу считает для себя самой дорогой, Виктор ответил: «Их две. Первую еще мальчишкой одержал в родном Калинине сразу после войны. Впервые участвовал в серьезной гонке и победил, получив в награду плитку постного сахара. Выступая за заводскую команду, по существу открыл для себя спорт. А вторую, особо памятную, одержал через пятнадцать лет – на Олимпийских играх 1960 года в Риме. Дороже золотых олимпийских медалей в спорте не существует. Да и, признаться, никогда мне не было так трудно, как 29 августа 1960 года».

Старт групповой (индивидуальной) гонке на 175 километров 380 метров дали в одиннадцать часов. Солнце уже пекло нещадно – плюс сорок. В путь отправились 143 гонщика из 42 стран. На первых метрах ему не повезло: как говорят велосипедисты, «попал в замазку», то есть в самую гущу группы. Разозлился, хотел сразу же выбраться, но передумал: «Зачем волноваться, дорога дальняя». Осмотрелся: свои – Гайнан Сайдхужин, Евгений Клевцов, Юрий Мелихов – ехали рядом. Противники тоже не спешили. Бельгиец Ван дер Берген, итальянцы Ливио Трапе и Антонио Байлетти, испанец Камеро Санчес, уругваец Хуан Тимон, восточные немцы Густав-Адольф Шур, Эрик Хаген шли уверенно, внимательно приглядывая друг за другом. С кем из них придется схлестнуться на последних метрах дистанции? Наши туристы, спортсмены и тренеры, свободные от состязаний, вышли на трассу с ведрами, банками, полиэтиленовыми пакетами, наполненными водой. Они щедро поливали своих велосипедистов. А гонка набирала темп.

На пятом круге капитан команды Женя Клевцов, подъехав к Капитонову, тихонько молвил: «Скоро питательный пункт, ты выглядишь посильнее всех, пробивайся вперед. Мы поможем – притормозим погоню». И когда перед питательным пунктом колонна растянулась, Виктор бросился в атаку. С ним увязались трое, но темпа не выдержали и вскоре он крутил педали в одиночестве. На каждой петле трековики Леонид Колумбет и Борис Васильев щедро окатывали его ледяной водой, через пару километров одежда высыхала и вновь хотелось освежиться. В эти минуты он вспоминал, как в детстве в родном Калинине с родителями – мамой Татьяной Акимовной и отцом Арсением Матвеевичем, рабочими вагоностроительного завода, ходил купаться на Волгу. Как он, слесарь того же завода, уже в компании сверстников нырял в прохладной воде полноводной реки, баловал мороженым себя и друзей. Как мечтал стать конькобежцем, чтобы в облегающем черном трико вместе с другими носиться по залитым льдом беговым дорожкам стадиона.

На очередном крутом подъеме, решив упрочить лидирующее положение, Виктор снова «выстрелил». Метр за метром карабкаясь в гору, не оглядывался, был уверен: такой рывок способны поддержать лишь двое – Трапе и Хаген. Взбирался под дружное болельщицкое горячих итальянцев: «Трапе! Трапе!». На горе обернулся – Трапе! Что ж, вдвоем будет легче. Шли по трассе, попеременно лидируя. «Темпо!» – говорил итальянец, и Виктор выходил вперед. «Давай!» – хрипел он, и Ливио занимал первую позицию. Оба знали: так будет до решающего броска на последних метрах.

Тактическая борьба с итальянцем настолько захватила советского гонщика, что он потерял счет пройденным кругам. Вот как описал момент Виктор Капитонов в своей книге «Ради этого стоит жить»: «Волосы прилипли ко лбу. Во рту пересохло. Решив, что вышел на последний круг, я неожиданно для итальянца помчался к финишу, вложив в решающий рывок весь запас сил, поднял руки в победном приветствии. Вдруг увидел глаза Шелешнева и понял, что ошибся на целый круг: мне надо пилить еще пятнадцать километров под безжалостным римским солнцем. Голову не поднять, руки ватные, ногой не пошевелить, но надо продолжать гонку. Трапе ушел вперед на добрых пятьсот метров. Я догонял его, догонял. За два километра до финиша мы опять были вместе».

Когда до финиша оставалось метров двадцать, Трапе рванулся вперед и перекрыл путь сопернику. Болельщики неистовствовали, полицейские едва сдерживали напор толпы. Капитонов ринулся вправо, поднялся с седла и, раскачав в стороны гоночную машину, подлетел к финишной черте на полколеса раньше итальянца. Через несколько минут его на руках несли к пьедесталу, а он все спрашивал: «Значит, мы выиграли?». Не «я», а «мы», потому что понимал: без поддержки команды не добился бы победы – в велоспорте один человек на шоссе не воин. В тот же день корреспондент «Франс Пресс» передал в свою газету историческую фразу: «С победой советского офицера Виктора Капитонова Россия входит через парадную дверь в цитадель большого международного спорта».

Он стоял на пьедестале, слушал гимн Советского Союза и плакал. Все годы после Олимпиды-1960 Виктор Капитонов не стыдился тех слез. На Родине 27-летнего офицера ждала самая высокая правительственная награда – орден Ленина. Сегодня некоторые спортсмены избегают слов «любовь к отечеству», «патриотизм», «медаль родины». Наверное, потому, что больше радуются другим стимулам – материальным эквивалентам олимпийских наград. Они имелись и тогда, но чемпионы гордились тем, что в их честь в голубое итальянское, американское, немецкое, французское небо взлетал алый стяг Страны Советов, торжественно звучал ее гимн, что Родина по высшему рангу отмечала их заслуги. Ради таких мгновений они отдавали спорту свои лучшие годы, были преданы своей команде, спортивному обществу, региону, стране.

После Рима Виктор Капитонов дважды в составе команды выигрывал велогонку мира. Окончил Институт физкультуры, работал в ЦСКА тренером, обрел семейное счастье, растил детей. Когда в Спорткомитете СССР ему предложили возглавить сборную страны, согласился не сразу. Подумать было над чем. Наши шоссейники-мужчины из семидесяти восьми медалей, разыгранных на международной арене с 1952 по 1966 год, завоевали только три: одну золотую и две бронзовые. Гонки мира не в счет – это самостоятельные соревнования, значительно отличающиеся от мировых чемпионатов и Олимпийских игр. Что мешало добиваться побед? Капитонов листал протоколы сезонных соревнований и убеждался, что из десяти лучших велосипедистов на одном международном турнире никто не мог повторить свой успех на другом. Выигрывали те, кто готовился к определенным стартам: командным, индивидуальным, групповым. В советской же сборной сильнейшие гонщики – Гайнан Сайдхужин, Юрий Мелихов, Алексей Петров, Анатолий Олизаренко участвовали почти во всех гонках сезона. А потом измотанные проигрывали Олимпиады и мировые первенства.

В основе подготовки западных гонщиков лежал соревновательный принцип, у нас – однообразные, до оскомины надоевшие ежедневные тренировочные сотни километров. В сборной пренебрегали достижениями спортивной науки, трудился один тренер – Шелешнев. В соревновательный период, уезжая за рубеж с главной командой, Леонид Михайлович надолго «забывал» о молодом поколении сборной. «Так продолжаться не должно», – решил Капитонов и подготовил четкий план действий по реорганизации велосипедного хозяйства страны. Союзное спортивное руководство одобрило его. В 1969 году Виктор Арсеньевич возглавил сборную команду СССР.

Капитонов-тренер был жесткий, требовательный к себе и другим. Трудился на износ: ночами корректировал план тренировки или рассчитывал тактику на предстоящую гонку, а утром садился в «техничку» и вслед подопечным выезжал на трассу. Авторитетов и любимчиков для него не существовало. Он не ставил в команду гонщика по чьей-то протекции, ему претило ведомственное кумовство, кандидатов в сборную отбирал по спортивному принципу. И свежий ветер перемен быстро наполнил паруса успеха. Уже через год на чемпионате мира в английском Лестере кабардинец Борис Шухов, чуваш Валерий Ярды, горьковчанин Валерий Лихачев, сибиряк Владимир Соколов впервые в истории отечественного велоспорта выиграли золотые медали в командной гонке. Затем блистательные победы на Играх в Мюнхене, Монреале, Москве.
16 лет Капитонов руководил сборной страны. Ни один тренер в мире не может похвастать таким созвездием учеников, как Виктор Арсеньевич. Выиграв велогонку «Джиро д’Италия-85», он передал команду своему ученику – Александру Гусятникову. Передал сборную в таком состоянии, что она через два месяца победила на чемпионате мира.

Полковник в отставке Виктор Капитонов ушел из жизни 5 марта 2005 года.

Капитонов глазами очевидцев
«Исходя из многолетней практики знаю, что такое для спортсмена рубашка лидера. Одних она делает чрезмерно возбужденными, других превращает в пассивных, заурядных велосипедистов. И только немногие умеют на эту майку желтого цвета в процессе гонки не обращать никакого внимания. Именно к таким спортсменам относился Виктор Капитонов. Положение лидера гонки не влияло на его психологическую устойчивость. Он держался в ведущей группе участников, на атаки реагировал только в том случае, если они угрожали именно ему. Создавалось впечатление, что желтая рубашка нашла своего хозяина».
Леонид Шелешнев, старший тренер сборной команды СССР по шоссейным гонкам (1952–1968)
 
«Могу утверждать как свидетель, проехавший с командами Виктора Капитонова десятки гонок, описавший их в сотнях репортажей с трасс и восьми книгах: все успехи учеников Капитонова обусловлены прежде всего самоотверженностью, самоотреченностью, служением велоспорту. Он всегда был при команде, при «велосипеде». Даже семье уделял внимания меньше, чем ученикам. Детей – Володю и Юлю видел урывками, между соревнованиями, приезжая в Москву на день-другой. Над кандидатской диссертацией, обобщавшей его опыт подготовки мастеров командной гонки, работал ночами».
Анатолий Юсин, обозреватель газеты «Правда», первый вице-президент Федерации велоспорта СССР

«Виктор Арсеньевич оберегал нас, словно детей малых. В 1971 году на соревнованиях в Познани в туннеле случился завал, куда попал и лидер польской сборной. Местная пресса обвинила в этом русских: мол, специально завалили. Капитонов сначала вступил в спор с журналистами, а когда они затеяли перепалку, из автобуса, доставлявшего команды в гостиницу, без церемоний выдворил всех поляков».
Александр Гусятников, многократный победитель велогонки мира (1970–1978) в командном зачете. ЗМС, заслуженный тренер России


Рецензии