Участие мухаджир-лезгин в обороне крепости Гимры

Поводом к написанию данной заметки послужило обращение ко мне моего читателя, обратившего моё внимание на не идентичность текста разных изданий одно автора. В данном материале будет идти речь об одной военной операции, которая происходила 17–18 октября 1832 года, проведённая силами отряда под командованием генерала Вельяминова, целью которой был захват аула Гимры, расположенного в труднодоступной горной местности Дагестана, который известен как родина двух дагестанских имамов: Гази-Мухаммада и Шамиля.

Как известно, начиная с 1828 года Гази-Мухаммад стал проповедовать шариат среди дагестанских горцев. За небольшое время число его последователей достигло 9-ти тысяч человек и Гази-Мухаммад стал представлять собой настоящую силу, с которой не могла совладать аристократия горских народов, присягнувшая на верность Российскому Императору. Некоторые сёла и горские общества стали переходить на сторону Гази-Мухаммада. В 1831 году он нанёс поражение русскому отряду в сражении при сел. Атлы-буюне. Затем Гази-Магомед взял штурмом Параул — резиденцию шамхала Тарковского. 25 мая 1831 года он осадил крепость Бурную. 20 августа 1831 года Гази-Магомед осадил г. Дербент. На помощь дербентскому гарнизону выдвинулся генерал Каханов, и штурм не удался, отряды Гази-Магомеда сняли осаду и отошли. В ноябре 1831 года Гази-Магомед совершил переход через горы и подошел к г. Кизляр. Город был захвачен и разграблен. Гази-Мухаммад обосновался в Гимры, укрепил этот аул на случай штурма, и предпринимал попытки распространить свое влияние на дагестанских горцев, чему немало способствовали его недавние успехи. На этом фоне было принято решение — провести экспедицию для наказания мятежных горцев. Осенью следующего года, в октябре, барон Розен послал в Гимры отряд под командованием генерала Вельяминова. Перед походом, барон Розен разослал воззвания Андийскому и Салатавскому обществам, в котором укорял последних за нарушение обязательств по отношении к Российскому правительству, и грозил карами в случае поддержки мятежного имама. Вельяминов, имея в своем распоряжении: 2 пехотных полка (Московский и Бутырский), батальон 41-го Егерского полка, 2 роты саперов, всадников Грузинского полка, и 11 орудий; выдвинулся к Гимры из Темир Хан Шуры по Каранайской дороге. По другой дороге, ведущей в Гимры через Эрпели, выдвинулся подполковник Клюгенау с батальоном Апшеронского пехотного полка, и тремя орудиями. По приказу барона Розена Ахмед-хан Мехтулинский собрал ополчение из числа своих подданных, и выдвинулся к Ирганаю, с тем, чтобы не допустить жителей этого села присоединиться к гимринцам, однако милиционеры разошлись, так и не поучаствовав в военных действиях.

Согласно рапорту генерала Вельяминова, Гази-Мухаммад имел в своем распоряжении отряд численностью не менее 3-х тысяч мюридов. Шамиль, описывая происходящее, находясь в калужской ссылке, утверждал, что защитников Гимры было около 600 человек. В Гимринском сражении вместе с имамом героями пали и лезгины — мухаджиры, которые вместе с шайхом Мухаммадом ал-Йараги пришли в Аварию. Известно, что среди них были такие личности, как мулла Ахмад ал-Кубали (Кубинский), Нур-Мухаммад ал-Кахи (Кахский, т. е. выходец из г. Ках, ныне Азербайджан), ал-Хаджжи ‘Али-эфенди, Сулайман-эфенди. Здесь, источник говорит нам о ранее неизвестных лезгинских исторических личностях — участников Кавказской войны.  В первую очередь, уместно несколько слов сказать об самом источнике, в частности речь идет о знаменитой книге дагестанского учёного Мухаммад-Тахира ал-Карахи: «Мухаммед Тахир аль-Карахи. «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилёвских битвах». Издатель: Общество книголюбов Дагестана, 219-ж. Ответственный за выпуск Х. И. Ильясов. Научный редактор А.Р. Шихсаидов. Техредактор Д. Б. Таиров. Махачкала, 1990. Часть 1-я (Комментированный перевод Т. Айтберова). В главе «Глава о сражении б), в котором пал мучеником Газимухаммад и был ранен Шамиль [1832 г.]», приводится следующая информация, глава относительно небольшая поэтому имеет смысл привести почти весь текст целиком:

«Пришли русские, а подготовка того места в) к бою закончена еще не была. Вместе с русскими были тогда: османцы (усманлу) (93), каджары (94), Джамав Кайтагский (95), Джамал Чиркеевский (96) и Саид Араканский. Газимухаммад пошел к Гимринскому ущелью и закрыл его в узком месте. Позади заграждения он построил дома. В ночь, предшествующую дню битвы, которая соответствует ночи понедельника — третьему числу месяца джумада ал-ухра тысяча двести сорок восьмого (1832) года, Шамиль увидел во сне: «Он будто бы находится в доме, его ружье и пистолет испортились. Враги же взошли на плоскую крышу дома, продырявили её и суют в направлении мюридов г) ружья, а он, Шамиль, изнутри отталкивает их и этим спасся». В понедельник русские остановились перед мюридами. Бой длился с раннего утра до вечера, когда наше войско а) убежало Газимухаммад и Шамиль вошли в дом, стоящий позади заграждения. Вместе с ними было тогда около тринадцати мужей. Газимухаммад сказал Шамилю: «Зачем ты здесь остался?» Он как будто не хотел присутствия Шамиля там, ибо в том доме находилось большое количество пороха. Враги собрались толпой вокруг этого дома. Некоторые из них взобрались на крышу, продырявили ее и обстреляли тех горцев, которые находились в доме. Врагов, однако, также обстреляли. Тут испортилось ружье Шамиля. Русские же, которые находились на крыше, тыкали в мюридов штыками через дыры. Они наносили горцам колющие удары и поражали их штыками, как-то и видел во сне Шамиль. Газимухаммад приказал мюридам прыгать на солдат через двери дома, где те столпились. Никто, однако, не пошел на это. Тогда Газимухаммад многократно попросил у Аллаха прощения (астагфиру Аллах), многократно воскликнул: Ля илаха илля ллах (97), а затем обнажил свою саблю и выпрыгнул наружу. Вместе с ним выпрыгнул Мухаммадсултан — сын его тетки по линии матери.

Шамиль дал приказ, чтобы мюриды прыгали вместе с Газимухаммадом, ибо сам он находился тогда далеко от дверей, а дом был тесный. Никто, однако, не выпрыгнул. Тогда Шамиль сказал: «Посмотрите: пал ли Газимухаммад?» Ответили: «Он пал поблизости». Тогда Шамиль сказал: «Пришел день смерти, но мы не будем оплакивать Газимухаммада». В тот момент у Шамиля не было в голосе ни тревоги, ни печали. Он говорил горцам: «Гурии посещают мучеников за веру прежде чем души покидают их. Возможно, что они уже находятся в небе и ожидают нас». Шамиль опасался, что через дыры в крыше солдаты кинут на мюридов огонь, и порох взорвется. Поэтому он и приказал им выпрыгивать, но они не выпрыгнули. Тогда Шамиль обнажил саблю, отшвырнул ножны с поясом, засучил рукава, заправил полы [черкески] и выпрыгнул через дверь б). При этом от столкновения с верхом двери упали его шапка и чалма. Шамиль ударил саблей того солдата в), который стоял у двери, и тот упал лицом вниз, распустив свою бороду. Шамиль тут же ударил другого, и тот тоже упал. В это время один [солдат] нанес Шамилю удар штыком в грудь и вогнал его внутрь, *а тот взял одной рукой штык, который находился у него внутри, ударил (солдата) саблей и свалил; ружье упало из его руки). Когда (солдаты) увидели Шамиля таким, то начали разбегаться перед ним. Те же, кто находился позади Шамиля, лезли на него, но из-за своей скученности не могли стрелять в него из ружей. Один из врагов все-таки выстрелил, но не попал. Шамиль же, кинулся на него с саблей и нанес ему множество ударов, но тот защищался своей буркой. Рассказали: «Тот мужчина — Хану Мухул. Он возвратился из Гимр с большими ранами, но: умер он от них или нет? — знает только всевышний Аллах». Один солдат швырнул в Шамиля камень и попал ему в правую лопатку, от чего сломалась ключица. Боль была столь сильной, что Шамиль застонал, но всё же не упал. Кто-то сказал: «Это, вероятно, результат того, что Шамиль натренировал свое тело и откормил его для походов, что он делал с того времени, как они б) возвратились из Чечни». Шамиль кидается то туда, то сюда, не имея и в мыслях спастись от врагов и вдруг он услышал голос человека, бегущего позади со словами: «Аллах, Аллах!» Оказалось, что это муэдзин мюридов, тот, который был вместе с ними в том в) доме. В голову Шамиля пришло: «Спасение!», а муэдзин побежал за ним (98). Когда они оба оторвались от скопления солдат, те выстрелили им в спину многими пулями, но ни одна из них не попала в бегущих. После того враги больше не рвались за двумя беглецами, хотя находились как впереди, так и позади их обоих, двигаясь в Гимры. Шамиль, неся саблю, ослабел и передал ее муэдзину. Когда же они немного оторвались от врагов, Шамиль упал позади одной скалы и приготовился к смерти, а муэдзин спрятался поблизости от него. Шамиль приказал муэдзину уходить, но он отказался. Находясь в таком положении, Шамиль вдруг увидел, что солнце еще не закатилось за вершины гор и вспомнил, что он не совершил вечерний намаз г). Сделав два ракаата (99), Шамиль вырвал кровью, потом еще и еще, но от этого ему стало легче.

Как заметил внимательный читатель в тексе не упоминания о интересующих нас персонах, однако есть ссылка на примечания под номером №98, приведём весь текст целиком:

«(98) Согласно биографии Мухаммада Ярагского, в Гимринской битве вместе с имамом Газимухаммадом пали героями и лезгины, пришедшие в Аварию вместе с Ярагским. Это были: мулла Ахмед Кубинский, Нурмухаммед Кахский, а также, по-видимому, Хаджиали-эфенди и Сулейман-эфенди».

В свою очередь, последний, упоминается в «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом», как «Салман-эфенди»:

«Затем он отправился оттуда в селение Гимры (Кимра; ;;;;; — (место жительства упомянутого борца за веру [Гази-Мухаммада], — да простит его Всевышний Аллах! И он жил там до месяца джумада ал-ула [1248 г. х.] 13. Затем он переселился оттуда в селение Балахани (Балах; ;;;;; (14 в середине этого же месяца. По истечении примерно двадцати дней неожиданно пришли неверные вместе с лицемерами и злодеями. В понедельник, в четвертый день [месяца] джумада ал-ахира 15 между ними произошло сражение, войско мусульман потерпело поражение из-за некоторых лицемеров среди них. Упомянутый учёный муж, обновитель религии [Гази-Мухаммад], — да помилует его Всевышний Аллах, и да будет он ходатаем за нас в Судный день! — стал мучеником за веру вместе с некоторыми учёными, среди которых, совершивший обряд хаджа ‘Али-афанди, Нур-Мухаммад ал-Кахи (;;;;;;, (Малла-Ахмад ал-Кубали (;;;;;;;;; , (Салман-афанди, 16 и некоторыми храбрецами и достойными людьми, — да помилует их Всевышний Аллах, и да сделает Он их нашими заступниками [в Судный день]».

В примечании к тексту сказано, что «указаны учёные, имена которых не упоминаются в биографических словарях дагестанских авторов, посвященных богословам. Судя по их нисбам, двое из них были родом из населённых пунктов, расположенных к югу от Самура и в Закавказье, — Куба и Ках», т. е. из Ширвана. Однако, на момент издания в 1990 году «Хроники ал-Карахи», биография Мухаммада ал-Йараги написанная его сыном ещё не была переведена и издана в полном объёме. Так, в аннотации к статье З.Ш. Закарияева говориться, что «А.Р. Шихсаидовым издан в русском переводе отрывок арабского текста этого жизнеописания. Отсутствие полного перевода побудило нас к публикации всего текста на русском языке. Вероятно, дагестанский исследователь Т. Айтберов, отвечавший за комментированный перевод ссылается именно на этот отрывок. Что касается упомянутых участников Кавказкой войны: мулла Ахмад ал-Кубали, Нур-Мухаммад ал-Кахи, ал-Хаджжи ‘Али-эфенди, (Салман?) Сулайман-эфенди, то о них на сегодняшний день ничего более не известно, возможно какие-то новые материалы прольют свет на их биографии.




Автор: ‘Али Албанви




ИМЕННОЙ СПРАВОЧНИК

АЛ-КАХИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из сел. Ках (ныне город, административный центр Кахского района Азербайджана).

АЛ-КАХИ, НУР-МУХАММАД (ум. 1832) — активный участник Кавказской войны, погиб при штурме сел. Гимры. Упоминается в сочинении «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)».

АЛ-КУБАЛИ, АЛ-КУБИ — нисба указывающая на происхождение её носителя из исторической области Кубба (лезг. Къуба), центра Кубинского уезда Бакинской губернии (ныне одноименный город на северо-востоке современной Азербайджанской Республики).

АЛ-КУБАЛИ, МАЛЛА АХМАД (ум. 1832) — активный участник Кавказской войны, погиб при штурме сел. Гимры. Упоминается в сочинении «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)».

АЛ-ХАДЖЖИ ‘АЛИ-ЭФЕНДИ (ум. 1832) — активный участник Кавказской войны, погиб при штурме сел. Гимры. Упоминается в сочинении «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)».

(СУЛЕЙМАН?) САЛМАН-ЭФЕНДИ (ум. 1832) — активный участник Кавказской войны, погиб при штурме сел. Гимры. Упоминается в сочинении «Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии)».



ЛИТЕРАТУРА

1. Закарияев З.Ш., Мусаев М.А. Биография шейха Мухаммада ал-Йараги, написанная его сыном Исмаилом (перевод с арабского языка, комментарии) // Вестник Дагестанского научного центра. 2015. №57. С. 44–50. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/QaBcQ, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2020). — Яз. рус.

2. Мухаммед Тахир аль-Карахи. «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Издатель: Общество книголюбов Дагестана, 219-ж. Ответственный за выпуск Х. И. Ильясов. Научный редактор А. Р. Шихсаидов. Техредактор Д. Б. Таиров. Махачкала, 1990. Часть 1-я. (Комментированный перевод Т. Айтберова). С. 125. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/QaA8u, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2020). — Яз. рус.

3. Мухаммед Тахир аль-Карахи. «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Издатель: Общество книголюбов Дагестана, 219-ж. Ответственный за выпуск Х. И. Ильясов. Научный редактор А. Р. Шихсаидов. Техредактор Д. Б. Таиров. Махачкала, 1990. Часть 1-я. (Комментированный перевод Т. Айтберова). С. 125. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/QaA9S, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2020). — Яз. рус.

4. Мухаммед Тахир аль-Карахи. «Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах». Издатель: Общество книголюбов Дагестана, 219-ж. Ответственный за выпуск Х. И. Ильясов. Научный редактор А. Р. Шихсаидов. Техредактор Д. Б. Таиров. Махачкала, 1990. Часть 1-я. (Комментированный перевод Т. Айтберова). С. 125. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/QaA9p, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 29.08.2020). — Яз. рус.


Рецензии