Большая Медведица

     Если вы еще не были в Крыму, конечно, приезжайте. Это теплая и добрая земля, я знаю это, потому что вырос здесь. Безусловно, Крым у каждого свой. Для кого-то он останется в памяти гостиницей, пансионатом, съемной квартирой. Ресторанами и кафе, набережными и пляжами, которые устланы телами, экскурсиями и прогулочными катерами. Для моих братьев туристов, как и для меня, мой Крым всегда будет палаточным миром людей, не обремененных мыслями и заботами о комфорте и кулинарных изысках. Это братство породнившихся с лесом, слившихся с ветром, влюбившихся в море.

     Я люблю лес, друзья даже называют меня "лесным человеком". Я видел лес на Чукотке и в Якутии, в Приморье и в Забайкалье, Красноярском крае и на Урале, под Москвой и Питером, в Беларуси и на Кавказе. Но больше всего я конечно люблю лес Крымский, это мой родной лес.

     Лес всегда узнает своих, он знает тех, кто одного с ним духа, тех, кто считает его домом, защитой, отрадой, источником сил и отдохновения, тех, кто защитит от пожара и не оставит после себя мусора. Лес умеет быть благодарным.

     У меня есть несколько постоянных стоянок, есть и такие, на которых я ставил палатку и жил, приезжая из года в год, в течение десятков лет, поэтому говорить о том, что лес умеет быть благодарным и защищать, у меня есть все основания. Я отчетливо помню несколько, казалось бы, необъяснимых случаев, когда люди, проходя мимо моей стоянки буквально в нескольких метрах, не видели ни стоянки, ни меня, когда я не хотел, чтобы кто-нибудь нарушил мое, или наше, если был с друзьями, уединение.

     Когда ты принимаешь правила леса, становишься его частью, он передает тебе свои полномочия, и к тебе начинают выходить животные, прилетать птицы, они перестают тебя бояться, а ты, в свою очередь, начинаешь понимать их, их движения, голоса и просьбы.

     Скажем, прилетает сойка, и становится понятно, что она ждет от тебя подарков. Если подарки, например орешки, ей понравились, через день-два сойка прилетит и будет тебе петь. Вы когда-нибудь слышали, как поет благодарная сойка? А как кричит та же сойка, только рассерженная? Придет лиса или кто-нибудь помельче, зайдет на стоянку кот-путешественник и не откажется от сгущенки.

     А когда мы стояли на берегу, от стоянки к стоянке плавал белоснежный лебедь, видимо с поврежденным крылом, и везде птицу кормили.

     На Крымском берегу самые любимые мои места от мыса Сарыч, самой южной точки полуострова, и бухты Ласпи, до Балаклавы. Это и мыс Айя с неповторимой природой, и "Затерянный Мир", кусочек берега, закрытый скалами с двух сторон, и скала Ушакова, названная так потому, что канониры знаменитого адмирала, тренировали на этой скале свой глазомер, поэтому на ней до сих пор следы от ядер, и бухта Инжир, и Золотой Пляж.

     Вам наверное известна история Черного Принца, корабля, который вместе с десятком других ушел на дно у Балаклавы, из-за ноябрьского шторма во время войны 1853-1856 годов. И о золоте, которое, якобы, на Черном Принце было, но найти которое не удалось. Немногим известно и о неприметном корабле Резолют, который тоже утонул в ту ночь, но немного дальше, и с которого, видимо, без лишнего шума это золото впоследствии и было поднято.

     Эти места полны легенд и реальных историй, они - сама история, нужно только остановиться и вслушаться, переночевать на этих берегах, под этим небом.

     На мысе Айя я своими глазами видел четкий след динозавра, отпечатавшийся в камне. На "Затерянном Мире", где в последние советские годы было стрельбище для боевых кораблей, по слухам, раньше были базы контрабандистов, там когда-то разделывали дельфинов, выловленных людьми без сердца. Ручьи с чистой, пресной водой, были взорваны на "Затерянном Мире", по одной из версий, после того, как там обнаружили следы пребывания спецназа итальянских боевых пловцов, которыми руководил Валерио Боргезе, человек, поклявшийся на золотой шпаге, что линкор Юлий Цезарь, гордость итальянских ВМС, переданный после победы 1945 года Советскому Союзу и названный Новороссийском, никогда не будет советским. Как известно, Новороссийск затонул у Севастополя после мощнейшего взрыва.

     Это случилось ночью 29-го октября 1955-го года, погибли сотни наших моряков. Официальная версия о мине рассыпается в прах, если представить пробоину площадью больше 160 квадратных метров.

     Люди, хорошо знакомые с историей этой трагедии, утверждают, что, судя по всему, больше тонны взрывчатки были спрятаны в потайном отсеке линкора ниже ватерлинии, отсек был заварен, и все следы замаскированы. Это было сделано в период подготовки линкора Юлий Цезарь к передаче Советскому Союзу. А через 10 лет боевым пловцам под руководством Боргезе оставалось только прикрепить детонирующий заряд к точке на корпусе судна, которая была им хорошо известна, привести его в действие, уничтожив и линкор, и большую часть экипажа.

     Зачем это замалчивалось? Сохранить честь и репутацию с помощью лжи не выйдет. Время все поставит на свои места. Попытки замолчать и забыть ошибки и поражения ведут только к их повторению, это путь малодушных и слабых.

     Сколько людей погибло за эту землю? Герои 35-й батареи и раненые в штольнях горы Шампаны. Крымские партизаны и подпольщики, стоявшие насмерть. Подвиг гарнизона Аджимушкая, трагедия санитарного парохода Армения, десятки тысяч оставшихся без боеприпасов и поддержки, оставшихся без надежды на мысе Херсонес, море у Керчи и Севастополя, сплошь покрытое трупами. И сотни моряков в отсеках перевернувшегося после взрыва Новороссийска, они еще живы тогда, они еще живы и поют "Варяга"! Они ведь для нас поют, ребята!

     Нам ли забыть об этом?

     Золотой Пляж у Балаклавы прекрасное место для отдыха. Но, глядя на него, я всегда вспоминаю рассказ человека, с которым познакомился в поезде. Мужчина во время войны был морским пехотинцем.

     Наши войска подошли к Севастополю, готовился его штурм. Немецкая часть оказалась запертой у Золотого Пляжа. Немцы ждали спасения с моря, ждали, что их вывезут на судах свои. Но вместо этого пришли наши десантные корабли. Наши морпехи пошли в атаку, и когда оставшиеся в живых фашисты решили сдаваться, наши ребята, видевшие, что творили нацисты, просто не могли никого брать в плен. Они рубили незваных гостей саперными лопатками и тесаками самих немцев. И море у прекрасного Золотого Пляжа, говорил мне этот человек, было красным.

     Кому-то нужно повидать чужое небо, чтобы полюбить свое, кому-то кажется, что на чужбине теплее и вкуснее харчи, пусть попробуют. Для меня самое лучшее небо - только мое, самая теплая и добрая земля - только моя земля.

     Вы можете побывать в известных и живописных местах нашего полуострова, это и Воронцовский дворец, и Никитский ботанический сад, конечно, Ласточкино Гнездо, музеи Керчи, Феодосии, Севастополя. Не забудьте о Бахчисарае, о пещерных городах Чуфут-Кале, Тепе-Кермен, Эски-Кермен, Мангуп-Кале и других. Остановитесь там с ночевкой. Вы не забудете этого и не останетесь равнодушны к ощущениям, которые подарят вам эти места. Если вы до этого не ночевали в палатке или под отрытым небом, под звездами, попробуйте это, и я думаю, вы не пожалеете. Кто-то совсем неглупый сказал, что развитие возможно только за пределами зоны комфорта, на мой взгляд, в этом есть глубокий смысл.

     Когда я был маленьким, мы с мамой и бабушкой жили в селе Лобаново, в 14-ти километрах от Джанкоя. Сейчас то время называют временем застоя, некоторые не забывают искривить при этом презрительно губы. Крым тогда был полон цветущими садами, виноградниками, золотые поля пшеницы чередовались с полями кукурузы и овощей. Это было время изобилия, послевоенного спокойствия и сытости. И детство мое было именно таким.

     Джанкойский консервный завод, который с 90-х годов и поныне лежит в руинах, поставлял свою продукцию во все уголки Союза и работал бесперебойно. Поля, нынче заросшие бурьяном, были засеяны, давали урожай, и не было нужды в импортозамещении, потому что мы никому не платили за продукты, они просто были у нас свои.

     В Лобаново был огромный, прекрасный сад, куда мы ходили за яблоками, грушами, айвой, черешней, достаточно было попросить. Вечером, когда небо было полно звезд, мама показывала мне на ковш Большой Медведицы и говорила: - Видишь, сыночек, ковш наклонен в твою сторону? Он полон счастья для тебя, подставляй ладони! Я желаю тебе столько счастья, сыночек, он весь твой, не забывай!

     Я все помню, мама.

     С тех пор, где бы я ни был, ковш всегда надо мной и я подставляю ладони. Попробуйте и вы. Всем, кто прочтет эти строки, я передаю эту эстафету. Я желаю вам столько счастья, сколько помещается в этом огромном, бесконечном ковше. Вам конечно желали счастья, в открытках, СМС-ках, по телефону и глаза в глаза. Но столько, сколько пожелал я, вряд ли.

     Видите, как все просто? Теперь, увидев, даже случайно, ковш Большой Медведицы, вы вспомните меня, мои пожелания, вспомните о Крыме, и от мыслей о счастье и о том, как мы все связаны, вам уже никуда не спрятаться.


Рецензии
Большая Медведица -Престол Богини Девы Матери Божией!

http://proza.ru/2023/05/23/823

С поклоном,

Владимир Яровенко   23.08.2023 12:31     Заявить о нарушении
Спасибо, со взаимным поклоном!

Аркадий Кулиненко   23.08.2023 12:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.