Глава 55. Гудков. Люмпену везде нужны сверхусилия

ЕВГЕНИЙ ПОТТО

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)


ГЛАВА 55

Аврора и подружка стоят в скверике у калитки. Он выпрыгивает из дома, заворачивает за беседку и переодевается: срывает галстук - сжимает в комок и сует в карман, снимает пиджак, сворачивает в скатку и помещает его на дно сумки, достает ветровку.
Подружка просит Аврору:
- А? Спроси?..
Аврора отказывается:
- Не хочу.
- Ты обещала.
- Иди, сама спроси.
- Как?
Аврора вспоминает:
- Где-то читала. Они... ну, вот он и разные олигархи... втайне мечтают доброе дело сделать, только случай не предоставляется.
Подружка пристает:
- Спроси...
Гарик Гудков слышит пререкания; подает голос:
- Чего – спроси? Спрашивайте!
Подружка подходит, протягивает ему напечатанный на принтере лист:
- Вот, тут написано.
Он выходит из-за беседки, полураздетый, без одного туфля, берет листок, читает.
Аврора поет и пританцовывает:
- "Ты самая, моя, моя, самая любимая..." - Повторяет несколько раз.
Гарик Гудков окликает:
- Эй, заело?! - Отдает лист подружке. -  Архитектором?.. Хорошо хоть не... Ну и что?
Подружка теряется:
-  Но ведь бывает же...
Гарик Гудков язвительно усмехается:
- Что?
- Становятся...
- Великими зодчими? Будучи выходцами из глухой деревни?
- У нас город.
Аврора подходит и вмешивается в разговор:
- Сейчас в связи с развитием электронных технологий возможности жителей малых населенных пунктов и больших городов выровнялись.
Гарик Гудков изображает кислую гримасу; на его изнуренном некрасивом лице досада и жалость:
- Кто тебе сказал! - говорит он тихо. - Подари ему сказки Андерсена.
Аврора наступает:
- У нее папка с рисунками. - Подружке. -  Покажи ему. Она как Растрелли, который был главным архитектором Петербурга. 
Подружка вертит в руках папку:
- Типовые служебные здания для деревень и поселков.
Аврора продолжает с прежним напором:
- Чтобы если есть какая-нибудь голимая деревня, то обязательно в ней... что там... типовые дома... короче, почта, магазин, дом для деревенских собраний, фельдшерский пункт, аптека, школа...
Подружка вторит ей:
- Подобно как проектировал Трезини по дозволяемым фасадам домов Санкт-Петербурга, потом неизвестный архитектор раннего классицизма по типовым почтовым станциям... Совсем немного декора... Рустовка и мнимая аркада...
Гарик Гудков начинает раздражаться:
- Твоя мать кто?
Подружка показывает на себя:
- Моя? Как зовут? Теть Лена...
Гарик Гудков улыбается:
- Кем работает, спрашиваю?
- Швеей. И прибирается в магазине.
- "Прибирается" - передразнивает он. - Архитекторы – замкнутая каста, плебеев и чужих там не жалуют.
Подружка тихо:
-  А что это значит?
Гарик Гудков надевает через голову ветровку, вскидывает на плечо сумку, идет к выходу из сквера, но останавливается, произносит иронически:
- Есть такое понятие "семейный или клановый ресурс". Надо реально рассчитывать свои возможности. Если ты собираешься построить сверкающую башню до небес, а у тебя четыре доски и пять гвоздей – получится сортир.
- Что, совсем нельзя? - переспрашивает подружка.
- Можно. Но только надеяться придется не на способности, прилежание, логику, справедливость, а на внетрудовые и внеморальные обстоятельства и на счастливый случай.
Подружка улыбается:
- Я - везучая.
Гарик Гудков старается не выходить из себя; говорит ровным голосом:
- Вероятность выиграть Джек Пот в государственную лотерею в семьсот восемьдесят раз ниже, чем вероятность столкновения Земли с метеоритом.
Аврора возмущенно возражает:
- Во Франции, если молодежь урезают в возможностях, они выходят на улицы и жгут дорогие автомобили.
- Вот и вы выходите! Только по бесхитростным и нужным вопросам что-то не очень-то выходят.
- Сейчас все другое, - поддерживает Аврору подружка. - У нашего поколения совсем другая жизнь, чем у вас.
Гарик Гудков достает кроссовки,  предполагая надеть вместо туфель:
- Ой, ли! В квартирах живете точно в тех же, ни одного дома в городе не прибавилось. И мебель в основном та же, только раньше она новая была...
Подружка отворачивается:
- Все равно. - Отходит в сторону.
Гарик Гудков надевает кроссовки:
- И рынок тот же, и почтамт тот же, и баня, и чайная, и асфальт разбитый, и грязь, и бомжи, и хулиганы... - помещает грязные туфли в целлофановый пакет и засовывает в сумку.
Аврора подходит к нему:
- А у меня... - и шепчет на ухо.
Гарик Гудков смеется:
- Еще не легче!
- Мама сначала возражала, а теперь согласна.
- Скажи, чтобы она тебя высекла.
Аврора переходит на деловой тон:
- Почему? Перепроизводство таких специалистов?
- Видишь, сама догадалась, - гмыкает он.
Авроре не хочется уйти, не выяснив главный пункт, из-за чего ее вдруг в самый последний момент заинтересовал этот разговор и этот человек:
- А у вас связи есть?..
Гарик Гудков ухмыляется, смотрит иронически на нее и как-то сразу гаснет:
-  Нет у меня ничего. Я – бродяга с Сахалина, вернее... А-а, какая разница!..
Аврора не сразу понимает:
- Не хотите помочь...  Мы – маленькие люди, да?
Гарик Гудков смотрит ей в глаза:
- Раньше, давно-давно, когда тебя не было, говорили: нет маленьких людей, все бесценные и большие, а потом оказалось, что есть... и та-а-ак много...
Аврора хочет что-то добавить, но он перебивает ее:
- Надеюсь, что с вами этого не случится, - он идет на выход и уже не останавливается.


Рецензии