Ч. 48 Сладкая ложь приятней горькой правды

Предыдущая страница   http://proza.ru/2020/09/05/1162
   
Школьником я читал исторические романы о Дальнем Востоке и Русской Америке. Они мне нравились, верил всему, что там написано о доброте и заботе, которые несли русские пришельцы несчастным народам Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Чукотки, и какими злыми и подлыми были иностранцы, мешавшие благородным русским людям.
 
Не оценили эту доброту и заботу индейцы на побережье Аляски, не пропустив русских вглубь территории, да и то под влиянием коварных англичан и американцев.
 
Нужно отдать должное мощи пропагандистского аппарата того времени, если и сейчас из многих пенсионных голов не выветрилось вбитое им с детства враньё и лицемерие.
Но вернёмся к нашим героям.

Василия Михайловича Головнина, конечно, заинтересовала судьба бывшего правителя Камчатки молодого энергичного генерал-майора Павла Ивановича Кошелева, о котором высоко отзывались Крузенштерн и Лисянский.

История нахождения Кошелева на посту камчатского коменданта – пример исхода борьбы одиночки, даже занимающего большой пост, с воровской бюрократической системой.

Генерал писал царю о злоупотреблениях должностных лиц Российско-Американской компании на Камчатке, коррупции в Охотске при строительстве компанейских судов и казённых транспортов.

Он возмущался непомерно высокими ценами на продовольствие и жизненно необходимые вещи, которые устанавливала компания, не допуская никакой конкуренции, просил подчинить ему для наведения порядка Охотский порт.

Но Кошелев не учёл, что царское семейство было одним из главных пайщиков компании.

Из Петербурга пришёл ответ:  «Охотский порт не подчинять камчатскому коменданту, а для управления Камчаткою учредить областное правление из судьи, исправника и двух заседателей под председательством коменданта, которому именоваться правителем Камчатской области.

 Кроме того, в Ижиге иметь комиссара и при коменданте секретаря, почтового экспедитора и двух писцов, с отпуском из государственного казначейства исчисленных на этот предмет расходов по 8 800 руб. в год. Ижигинский округ подчинить коменданту, а областное правление - иркутскому губернатору; по части же судной - иркутской уголовной палате».

Теперь Павел Иванович должен был решать вопросы только с иркутским губернатором, а не со столичными властями. Он обратился к нему с предложением построить на реке Анадырь острог, но не с военной, а с торговой целью, чтобы наладить дружественные торговые отношения с чукчами.
 
Кошелев объяснил: «чукчи вообще народ дикий, сильный, способный к грабежам и крайне мстительный в случае и малейшего обмана. Вся связь с ними русских заключается в мене товаров: медных, железных чугунных вещей, табаку, бисеру, корольков и проч. с нашей стороны и мягкой рухляди, моржовой и мамонтовой кости со стороны чукоч.

Но как наши торговцы на Анадыре, по словам чукоч, их постоянно обманывают, то очень немудрено, что чукчи при удобном случае жестоко отомстят за это русским".

На предложение генерала не последовало никакой реакции, а он как в воду смотрел.
В 1806 году чукчи убили из-за постоянных обманов на Анадыре 14 промышленников Российско-Американской Компании, сами сообщив об этом правителю Камчатки. Но и это не подействовало на иркутские власти.

В том же году «русская болезнь», так коренное население Камчатки называло сифилис, который принесли с собой в эти края русские промышленники и казаки, настолько распространилась по всему полуострову, что Кошелев организовал строительство специальной больницы у минеральных источников.

Он просил прислать для этой больницы врача. Военного врача по фамилии Шпер прислали из столицы через два года. Он оказался смелым и принципиальным человеком, из-за чего у врача начались трения с новым правителем края, Петровским, сменившим Кошелева.

Шпер осмотрел селения на Камчатке и сообщил генерал-майору Петровскому, что лечить людей нужно собрав их всех в одно место, а это невозможно.

С тем врач отправился в Иркутск, где доложил губернатору, что «что при тех условиях жизни, при которых находятся камчадалы, доктор в Камчатке из всех бесполезнейших вещей есть самая бесполезная, и особенно для венерической болезни.

Большая часть жителей полуострова страдает цингою, язвами и чирьями, так что сифилис есть болезнь второстепенная. Чтобы приступить к лечению туземцев, необходимо иметь сухое помещение и здоровую пищу; но этих-то условий и лишены больные.

Там нужен не доктор, а средства к удобной жизни. Имеющихся в Камчатке двух докторов очень достаточно, чтобы в случае надобности подать пособие камчадалам".
 
Более того, Шпер решил написать откровенно о том, что увидел:

«Когда-то в Камчатке считалось до 50 000 туземцев, а теперь едва наберется 1 500! Кто этому причиною? Русские, внесшие на полуостров разврат и всякого рода болезни. …

Кроме того, Камчатку превратили в страну ямщиков: беспрестанные посылки и переводы солдат, перевозка грузов и обозрения, которые чрезвычайно выгодны для обозревающих. Многие из офицеров и солдат имеют своих собак и разъезжают на них по полуострову для корыстных целей.
 
Камчадалы безответны - провожают и кормят проезжающих на свой счет. Сколько ни запаси летом камчадал рыбы, все истратит зимою для прокормления чужих и своих собак, а весною голодует.

Тогда начальство кричит - камчадал ленив и беспечен. А не думает того, что он отдает все, пока есть, да и не смеет поступить иначе, боясь побоев и наказания».

Чтобы этот правдоруб был сдержанней в высказывании своих мнений, поменьше болтал, ему через министра внутренних дел запретили выезд в столицу и оставили на службе в Иркутске, обвинив в самовольном оставлении Камчатки.

Когда Василий Михайлович столкнулся с действительностью на родине, у него была одна забота:  как прокормить свой экипаж, потому что в Петропавловске ощущалась острая нехватка муки и других продуктов,  и уберечь матросов от сифилиса.

Пережить зиму морякам помогла рыба, которую покупали у местных жителей, а по поводу венерических заболеваний приходилось вести разъяснительные беседы. Женский вопрос был проблемой.

Ещё Резанов докладывал в столицу, что на Камчатке мужчин в тридцать раз больше, чем женщин.

Продолжение http://proza.ru/2020/09/07/963

 


Рецензии
Здравствуйте, Владимир!
/
С радостью поздравляю Вас с праздником! Здоровья, энергии,творческого запала, радости и просто хорошего настроения!
Спасибо Вам!
С теплом душевным и огромнейшим уважением,

Наталья Николаевна Максимова   23.02.2023 13:09     Заявить о нарушении
Очень сильный рассказ, приведены неопровержимые доказательства того, что наши промышленники мало чем отличались от испанских конкистадоров и американских притеснителей индейцев...
Спасибо за правду, Владимир!

Наталья Николаевна Максимова   23.02.2023 13:12   Заявить о нарушении
Времена тогда были такие. Спасибо, Наталья, за добрые слова.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   23.02.2023 13:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.