Как я танцевал в оперетте

    Ещё, будучи дошкольником,  в самодеятельности при профсоюзе на предприятии моего отца принял участие в детском танцевальном номере, подготовленном к Первомайскому празднику. В этом танцевальном номере кроме меня участвовали девочка и два мальчика. После двух повторов «на бис» нас наградили кожаными портфелями, с которыми мы, все четверо, первого сентября пошли в школу, в первый класс.

  На школьных вечерах всегда активно принимал участие в танцах, не стеснялся приглашать девочек, разучил все танцы тех лет: вальс, танго, фокстрот, а в  старших классах   шейк  и  твист, а  позже  и  стиль «диско» с множеством вращений и пластических движений. Рок-н-рол тогда публично не играли, поэтому динамично, по всем канонам, его умели танцевать единицы.

  В  классе седьмом-восьмом со мной училась девочка Рая, у которой были две старшие сестры погодки, все они очень любили танцевать. Жили сёстры с родителями и бабушкой, занимая  малюсенькую двухкомнатную квартиру, в которой из-за отсутствия свободного места танцевать было негде.

   Их мама работала в домоуправлении и часто давала дочерям ключ от Красного уголка -  большой комнаты в полуподвале, которая использовалась для проведения собраний работников домоуправления и жильцов,  заседаний домового комитета и др. мероприятий. 

   Раз в месяц девочки организовывали после уроков  в этой комнате танцевальные вечера. Столы и стулья сдвигались к стенке, включалась имевшаяся здесь радиола, приносились из дома граммпластинки, а  сёстры заранее приглашали ребят и девчат из своих классов потанцевать.
  Иногда и я приходил сюда со своими друзьями  одноклассниками. Натанцевавшись, мы расходились, а сестры оставались, чтобы выполнить главное условие маминого разрешения – вымыть в комнате полы и расставить всю мебель по своим местам.

  В сентябре, в начале учебного года в 10м классе, когда мне уже шел семнадцатый год,  после уроков ко мне домой пришла Рая и говорит:

   - Я пришла к тебе по поручению секретаря комитета комсомола школы. Нам дают новое комсомольское поручение, но прежде чем я тебе о нём расскажу, дай честное комсомольское слово, что ты от него не откажешься.

  - Комсомольские поручения не обсуждают, а выполняют, это требование устава ВЛКСМ.

  - Тогда собирайся,  и пойдём, сам всё увидишь и узнаешь.

   Как оказалось, пошли мы в расположенный недалеко от нашей школы  театр оперетты. Рая немного слукавила. Действительно, театр оперетты оповестил школы района об открытии при театре любительской юношеской студии танца и просил содействия в её укомплектовании. Наша комсомольский секретарь, зная, что Рая увлекается танцами, попросила её подобрать ещё несколько человек, пообещав всех вступивших в студию, новыми комсомольскими поручениями «не грузить».

  Дежурная на служебном входе сказала,  куда нам идти, и скоро мы оказались в большой комнате по размерам похожей на школьный класс, в углу которой стоял рояль. Одна из боковых стен вся из зеркал, вдоль  противоположной стены закреплена штанга, видимо,  балетный станок, а вдоль стены с дверью в ряд стоят стулья, на которых уже сидели трое ребят и семь девушек.

  В 16-15, так никого больше не дождавшись, высокий худощавый мужчина чуть старше средних лет посетовал, что ребят пришло в два раза меньше чем девчат и это осложнит работу. Затем он представился балетмейстером балетной группы театра оперетты, и сообщил нам, что он будет нашим руководителем. Потом он представил аккомпаниатора, женщину, сидевшую за роялем.  Сказал, что будем изучать технику танца, разучивать народные танцы и балетные номера из репертуара театра. В неделю планировались два занятия.

  Кроме того,  пообещал в ближайшее время выдать нам пропуска, чтобы мы могли посещать в будние дни спектакли бесплатно и даже приглашать с собой ещё одного человека. Дело всё в том, что театр наш в силу многих причин был в «загоне», и в будние дни едва собирал зрителей половину партера, поэтому разместить с десяток таких, как мы, «безбилетников»  не составляло труда.

  Потекли будни. Иногда балетмейстер пропускал занятия, присылая вместо себя кого-то из артистов балета, хотя его самого часто заставали в театральном буфете. Если не приходила аккомпаниатор, её заменяли "притопами" и "прихлопами". Довольно часто пропускали занятия и мы, ссылаясь то на болезнь, то на занятость учёбой, на что руководитель говорил: «Понимаю, понимаю!  Танцовщиком можешь ты не стать, но образованным гражданином быть обязан».

  За неумение и неспособности никого не ругали, ходят,  и,  слава богу. Как и многое в советское время  любительская студия танца оказалась полнейшей профанацией для «галочки». Но я был доволен. За учебный год посмотрел с сестрой или друзьями практически весь репертуар, а в школе  не «грузили»   комсомольскими поручениями. Наступила весна. В середине мая на последнем занятии в студии лучших директор театра наградил Почётными грамотами, всем пожелали успехов и отпустили на все четыре стороны до осени.

  Вот тут-то и развернулись главные события, о которых я и хотел рассказать.

  В первых числах июня в наш город должен был приехать на гастроли знаменитый и очень популярный в те годы московский театр, выступления которого планировались в помещении нашего театра оперетты. В связи с чем, сезон в театре оперетты закончился в конце мая, и с 1го июня всю труппу отпустили в досрочный отпуск.  Это было связано с тем, что  наш театр оперетты в табели о рангах  музыкальных театров страны, выражаясь спортивным языком, располагался в нижней части турнирной таблицы, и,  мягко говоря, их в Москву с ответными гастролями не приглашали.

  И вдруг за пару дней до начала гастролей московского театра, не помню,  по какой причине, гастроли ОТМЕНИЛИ.

 Это означало, что финансовый план не только театра оперетты, но и всего местного управления культуры летит в пропасть. Первая мысль, пришедшая в голову руководству, продолжить сезон в театре оперетты, для чего отозвать всю труппу из отпуска. В те годы мобильные телефоны и интернет существовали только в книгах фантастов. Хорошо, если работник сидит дома, а если он уехал по путёвке в Болгарию или на Чёрное море дикарём, или тривиально добрался на автобусе  в пригородную деревню к тётушке пить парное молоко, и никому не оставил адрес.

  В итоге за несколько дней собрали чуть больше половины труппы. С вокалистами проще, есть первые и вторые номера для каждой роли. Статистами могут стать любые переодетые  подкрашенные гримом люди. Но что делать с балетом, если артистов собралась только половина. Вспомнили о пенсионерах, благо пенсионный возраст танцоров не 60 лет. Одного мужика и двух изрядно располневших экс балерин нашли.

  И тут директор театра вспомнил о вручении Почётных грамот молодым танцорам:

  -  Привлечь молодёжь, по репетировать и на сцену!

 Так я оказался в гуще событий. Первый танец был мексиканский. Мы такие из себя мачо (особенно я с приклеенными усами и нарисованными бакенбардами ) в узких костюмах,  сомбреро и сапогах со шпорами. В сомбреро пришлось вшивать валик из ткани с ватой, чтобы подогнать к размеру моей  головы, а костюм ушивать и подгибать (резать и  укорачивать  сценические костюмы нельзя т.к. они часто переходят от одного артиста другому).

   Партнёршей моей в этом танце оказалась одна из пенсионерок, ей было немного больше сорока пяти.  Полнота наполняла её фигуристость, словно воздух перекачанную детскую резиновую игрушку. Большие груди так отодвигали разрез глубокого  декольте вперёд, что в образовавшемся проёме казалось, что я вижу низ её живота.  В финале танца партнёрши раскрывали большие веера, а партнеры склоняли голову к груди партнёрши. Зрителям казалось, что за веером происходит жаркий поцелуй в губы.  После одного из прогонов партнёрша обратилась ко мне:

  - Ты не пяль так глаза  на мои сиськи!  Когда в конце танца наклоняешься ко мне, закрывай глаза, а то ещё у тебя ширинка на штанах лопнет.

Легче танцевалось с молодыми штатными танцовщицами. Они помогали, подсказывали. Посылали заранее оговорённые знаки, повышалась синхронность и слаженность. Нас,  «зелёных новичков», старались расставить на сцене так, чтобы мы были крайними, т.е. почти за кулисами,  или во втором ряду, и могли копировать движения стоящего впереди. За несколько дней репетиций вернулись ещё несколько штатных танцоров. В итоге меня оставили только в тех трёх спектаклях, где уже одежду подогнали под меня,  и режиссера удовлетворяла  сценическая подготовка. 

  Рассказывать о ходе самих спектаклей не стану, об этом можно написать много. Особенного  страха не испытывал, видимо, спасала юношеская дурость,  когда тебе кажется, что ты делаешь всё правильно и лучше всех.Скажу лишь пару слов о зрителях. Если весь зал не был заполнен солдатами срочной службы или курсантами военного училища, обычно спавшими, то основная масса зрителей полу заполненного партера рассаживалась ближе к средней двери, ведущей в фойе прямо напротив театрального буфета, куда на перегонки они и устремлялись с началом антракта, и где добрая половина из них  оставалась до конца спектакля.


P.S.- Да, забыл сказать,  заплатили мне 18 рублей 43 копейки.  За эти деньги в те годы можно было купить шесть бутылок водки и коробОк спичек. Если считать, что я их заработал за суммарные минут сорок, проведённые на сцене в трёх спектаклях, то это зарплата академика, но если к ним прибавить две недели подготовки к спектаклям практически с утра до вечера, то это сравнимо с каторгой на галерах. Я был искренне рад, когда вернулись последние танцоры, прервавшие свой отпуск, и на этом,  наконец,  закончилась моя театрально-танцевальная карьера.
 А любовь к танцам осталась на протяжении всей жизни. Не верите? Спросите у моей жены.

 
    
 Букулты                сентябрь 2020г.

                Владмир  Пантелеев
 
 
 


Рецензии
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.