Хабаровский Утес
Но мало кто знает, что это было когда-то сакральное место аборигенов. Об этом я, конечно, знала, но совсем мало.
Занимаясь изучением историей Края, я пересмотрела в архивах много старых фотографий деревни Хабаровки.
До появления почтовых трактов во всех странах, в том числе и нашей, люди строили дома на берегу реки, которая служила «жилой» общения между сёлами и городами. Причалы были заполнены лодками и пароходами, там же торговали не только рыбой, но и разным товаром. Переселенцы и казаки, прибывшие в Хабаровку, не строили дома возле Амурского Утёса, не потому что был высоким берег и крутым, а потому, что они знали что-то запретное.
Но потом стали мелькать десятилетия, город строился и расширялся, прибывали новые переселенцы и запрет забыли.
Еще в юности у меня была приятельница одногодка – нанаечка Зина, тихая и застенчивая. Её родители жили недалеко от нашего дома. Мы, тринадцатилетние подростки, иногда ходили в парк «ПКиО», расположенного на берегу Амура, который был богат аттракционами. И вот, как-то на одной из прогулок, я повела Зину к Утёсу, чтобы показать его красоту и обзор местности, но она, как бы невзначай, сказала:
– Вообще, сюда ходить нежелательно, если мать узнает, мне влетит.
– Почему? – удивилась я, любуясь с высоты величием Амура и его крутыми воронками.
– Это жертвенное место.
В ответ я расхохоталась:
– Ты, посмотри, как встроили в эту скалу кафе! Здание висит над Амуром и никому не страшно!
Школа нас воспитывала в атеистическом духе и в предрассудки мы не верили. Больше Зину я не стала расспрашивать. Только вот на Утёсе была прикреплена мемориальная доска. Мы её прочитали –
«На этом месте 6 сентября 1918 года белогвардейцами были зверски замучены 16 военных австро-венгерских музыкантов, сочувствовавших Советской власти». Из истории мы потом узнали причину расстрела.
В 1918 году Хабаровск был захвачен атаманом Калмыковым, и его помощниками – частями 12-й японской дивизией и 17-м американским полком. Австро-венгерские музыканты отказались играть гимн царской России вступивших в город белоказаков атамана Ивана Калмыкова. На следующий день музыканты были схвачены и избиты. Под конвоем они были проведены по центральной улице города к Амурскому Утесу, где публично расстреляны и сброшены на каменистые склоны.
– Вот видишь – они жертвы! – сказала расстроенная Зина. У меня заныло под ложечкой, что-то ёкнуло внутри от такой жестокости, настроение было подавлено. Но вскоре этот разговор забылся, и получилось надолго.
Мамин отчим – я его считала своим дедом (так как родной погиб на войне под Москвой), с приятелями-соседями часто рыбачил на Набережной Амура, примерно, в двухсот метрах от Утёса. На этом месте рыбаки теснились друг к другу, как кильки в жестяной банке. Я советовала деду:
– Дед, отойди подальше к Утёсу, запутаете вы все свои спиннинги!
– Туда нельзя – место нехорошее. Снасти пропадают,как будто, кто их тянет. Мне и здесь хорошо.
Со временем Утёс благоустроили. Помост у основания приподняли на быки и поставили железобетонные плиты, с которых можно было безопасно обозревать воды Амура, которые крутились, меняя своё направление вопреки законам физики ...
Повзрослев, я стала редко посещать Утёс, Зина вышла замуж и уехала в нанайское село. Работа и учёба поглощали всё свободное время.
Однажды, когда я прогуливалась по Набережной, нечаянно услышала разговор от идущих рядом женщин о спортсмене-пловце, переплывавшего Амур. Его вынесло течением к Утёсу, справиться с водоворотом он не смог и утонул.
Но есть давняя похожая история – из-за сильного течения, что в районе Утёса, в 1896 году утонул Иван Васильевич Плюснин — сын Василия Федоровича Плюснина, известного на Дальнем Востоке купца (была в Хабаровске улица Плюснина) …
И вот, разбирая книги в своей библиотеке, я наткнулась на интересный материал об Амурском Утёсе. Оказывается, он считался культовым местом аборигенов, живущих в этих местах. И тут я вспомнила Зину, которая мне твердила, что это место надо обходить.
До переселения казаков, на Утёсе «Мама Хурэ Эни» - так он назывался(в переводе Старухина гора), нанайцы поклонялись его хозяйке-шаманке. Они приносили ей жертвы - какие, не сказаны. Хозяйка с помощью волшебного бубна давала жизнь людям и просимые ими блага.
Легенду об Амурском Утесе"Мама Хурэ Эни" написал в своих трудах известный нанайский писатель и знаток этнической культуры А. А. Пассар:
«Раньше на утесе стояла большая фанза шаманки, которая исчезла, когда пришли русские. У нее был волшебный камень, в котором она держала свой бубен. Этот бубен все видел и все слышал. Старик при помощи мехов раскаливал камень так, что он делался красным, как солнце. Старуха колотушкой ударяла по камню — из него выходил бубен. Все мэргэны после походов приходили к этому утесу на свет огня. Старуха вылечивала их своим волшебным бубном. Шаманы воспевали этот Утес».
Свидетельство о публикации №220090600943
Я восхищаюсь Вашей прозой и стихами!
Ольга Барток 26.11.2021 03:35 Заявить о нарушении
С теплом, Ольга.
Ольга Суслова 26.11.2021 06:52 Заявить о нарушении