Хабаровский Утес

Хабаровский Утес – гордость горожан. Его можно считать визитной карточкой и символом Хабаровска – это памятник культуры, охраняемый государством. Здание на Утесе возвышается над Амуром. У него два входа с лестничными площадками на большой балкон — смотровую площадку, откуда открывается вид на набережную, сопки, пляж и просторы Амура, уходящие за горизонт.

Но мало кто знает, что это было когда-то  сакральное место аборигенов. Об этом я, конечно, знала, но совсем мало.

Занимаясь изучением историей Края,  я пересмотрела  в архивах много старых фотографий деревни Хабаровки.

До появления почтовых трактов во всех странах, в том числе и нашей, люди строили дома на берегу реки, которая служила «жилой» общения между сёлами и городами. Причалы были заполнены лодками и пароходами, там же торговали не только рыбой, но и разным товаром. Переселенцы и казаки, прибывшие в  Хабаровку, не строили дома возле Амурского Утёса, не потому что был  высоким берег и крутым, а потому, что они знали что-то запретное.

Но потом стали мелькать десятилетия, город строился и расширялся, прибывали  новые переселенцы и запрет забыли.
Еще в юности у меня была приятельница одногодка  – нанаечка Зина, тихая и застенчивая.  Её родители жили недалеко от нашего дома. Мы, тринадцатилетние подростки, иногда ходили в парк «ПКиО», расположенного на берегу Амура, который был богат аттракционами. И вот, как-то на одной из прогулок,  я повела Зину к Утёсу, чтобы показать его красоту и обзор местности, но она, как бы невзначай, сказала:

– Вообще, сюда ходить нежелательно, если мать узнает, мне влетит.

– Почему? – удивилась я, любуясь с высоты величием Амура и его крутыми воронками.

– Это жертвенное место.

В ответ я расхохоталась:

– Ты, посмотри, как встроили в эту скалу кафе! Здание висит над Амуром и никому не страшно!

Школа нас воспитывала в атеистическом духе и в предрассудки мы не верили. Больше Зину я не стала расспрашивать.  Только  вот на Утёсе была прикреплена  мемориальная доска. Мы её прочитали –

«На этом месте 6 сентября 1918 года белогвардейцами были зверски замучены  16 военных австро-венгерских музыкантов, сочувствовавших Советской власти». Из истории мы потом узнали причину расстрела.

В 1918 году Хабаровск был захвачен  атаманом Калмыковым, и его помощниками – частями 12-й японской дивизией и 17-м американским полком. Австро-венгерские музыканты отказались играть гимн царской России вступивших в город белоказаков атамана Ивана Калмыкова. На следующий день музыканты были схвачены и избиты. Под конвоем они были проведены по центральной улице города к Амурскому Утесу, где публично расстреляны и сброшены на каменистые склоны.

– Вот видишь  – они жертвы! – сказала расстроенная Зина. У меня заныло под ложечкой, что-то ёкнуло внутри от такой жестокости, настроение было подавлено. Но вскоре этот разговор  забылся, и получилось надолго.

Мамин отчим – я его считала  своим дедом (так как родной погиб на войне под Москвой), с приятелями-соседями часто рыбачил на Набережной Амура, примерно, в двухсот метрах  от Утёса. На этом месте рыбаки теснились друг к другу, как кильки в жестяной банке.  Я советовала деду:

– Дед, отойди подальше к Утёсу,  запутаете вы все свои спиннинги!

– Туда нельзя – место нехорошее. Снасти пропадают,как будто, кто их тянет. Мне и здесь хорошо.

Со временем Утёс благоустроили. Помост у основания  приподняли на быки и поставили железобетонные плиты, с которых можно было безопасно обозревать воды Амура, которые крутились, меняя своё направление вопреки законам физики ...

Повзрослев, я стала редко посещать Утёс, Зина вышла замуж и уехала в нанайское село. Работа и учёба поглощали всё свободное время.

Однажды, когда я прогуливалась по Набережной, нечаянно услышала разговор от идущих рядом женщин о спортсмене-пловце, переплывавшего  Амур. Его  вынесло течением к Утёсу, справиться с водоворотом он не смог и утонул. 

Но есть давняя  похожая история – из-за сильного течения, что в районе Утёса, в 1896 году утонул Иван Васильевич Плюснин — сын Василия Федоровича Плюснина, известного на Дальнем Востоке купца (была в Хабаровске улица Плюснина) …

И вот,  разбирая книги в своей библиотеке,  я наткнулась на интересный материал об  Амурском Утёсе. Оказывается, он считался культовым местом аборигенов, живущих в этих местах. И тут я вспомнила Зину, которая мне твердила, что это место надо обходить. 

До переселения казаков, на Утёсе «Мама Хурэ Эни» - так он назывался(в переводе Старухина гора), нанайцы поклонялись его хозяйке-шаманке. Они приносили ей жертвы - какие, не сказаны. Хозяйка с помощью волшебного бубна давала жизнь людям и просимые ими блага.

Легенду об Амурском Утесе"Мама Хурэ Эни" написал в своих трудах известный нанайский писатель и знаток этнической культуры А. А. Пассар:

«Раньше на утесе стояла большая фанза шаманки, которая исчезла, когда пришли русские. У нее был волшебный камень, в котором она держала свой бубен. Этот бубен все видел и все слышал. Старик при помощи мехов раскаливал камень так, что он делался красным, как солнце. Старуха колотушкой ударяла по камню — из него выходил бубен. Все мэргэны после походов приходили к этому утесу на свет огня. Старуха вылечивала их своим волшебным бубном. Шаманы воспевали этот Утес».

 


Рецензии
Ольга Сергеевна, спасибо Вам за Хабаровский утес! В последнее время я стала интересоваться историей освоения Дальнего Востока. Прочитала пока несколько книг.О Якове Васильевиче Дьяченко; о начале строительства Хабаровска. Но еще очень мало. Так мне понравился ваш рассказ про утес! Спасибо Вам!
Я восхищаюсь Вашей прозой и стихами!

Ольга Барток   26.11.2021 03:35     Заявить о нарушении
Дорогая Оленька, спасибо за тёплый отзыв! Хабаровск я хорошо знаю и мои предки были переселенцы и участвовали в Гражданской войне. Удачи тебе и Радости!
С теплом, Ольга.

Ольга Суслова   26.11.2021 06:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.