Архангел Гавриил

   (Моя гаврилиада)

               
               
               
                По идее Наталиии Труновой

     Репродукцию  головы   Архангела Гавриила

 http://proza.ru/2020/09/06/976

мне подарили   в 1971 году вместе с   альбомом В.Н. Лазарева  «Новгородская иконопись». Стех пор  эта репродукция у меня всегда на стене перед глазами. То есть, 49 лет.

  Я - Михаил, и меня  раньше  поздравляли  в день именин 21 ноября. С  греческого   Михаил переводится «Кто как Бог».
  А Вас как зовут?
Главных, то есть АРХ-ангелов - 8, но два  наиболее известных – Михаил и Гавриил.
Гавриил переводится как Сила Божья.
О нем и пойдет речь.

Голова архангела Гавриила  -   часть иконы «Устюжское благовещенье» (в заставке)из этого альбома.
Икона   находится в Третьяковской галерее.

     Лазарев  датирует в вышеупомянутой книге написание иконы 1119—1130 годами и связывает её написание с возведением каменного Георгиевского собора Юрьева монастыря при князьях Всеволоде Мстиславиче и его отце Мстиславе Владимировиче
Существуют и другие привязки иконы.
   Но так или иначе,  икона была   создана в 12 веке.

   Самая знаменитая икона на Руси - Владимирская Богоматерь, которая спасла Русь от нашествия Тамерлана,  попала в Россию в то же время в 12 веке, в 1130 году из Константинополя. Икона приписывается школе евангелиста Луки, и надо понимать, что тип лица на иконе восточный, что естественно и в смысле национальности Марии.

http://proza.ru/2017/09/16/2092 -смотреть здесь  Владимирскую Богоматерь.

   Там же, если пойдете по ссылке,  цитата рецензии  Анатолия Святова:

«В "Степеной книге царского родословия" сказано о происхождении иконы: "Повесть на Сретенье чудотворного образа пречистыя владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии, его же написал богогласный евангелист Лука, САМОВИДНО ЗРЯ НА ИСТИННУЮ БОГОРОДИЦУ, ПРИ ЖИВОТЕ ЕЯ...". От первозданного творения сохранилась главная мысль художника: глаза матери полные чувств, кои в средние века определяли как радость святой печали... чудесная, извечная песнь материнства. Если один раз внимательно вглядишься - уже никогда не забудешь этот образ».

Сильный текст, особенно   выделенная   фраза.

   Но на устюжской иконе у Марии лицо русского типа, (это мое личное мнение – это вообще прослеживается на всех новгородских иконах),  то есть, стилевое влияния византийское есть, но на иконах лица окружающего населения, которые художники не могли не использовать даже подсознательно для своих образов. 
Смотрите долго на лицо Марии. Это не владимирская Мария, то есть, не школа евангелиста Луки.

деталь - голова Марии:
http://proza.ru/2020/09/06/1011

   Но  у нас речь о Гаврииле. В искусстве все ощущения субъективны.  Для меня художник нарисовав этого Гавриила совершил чудо.  12й век!!

здесь только деталь - голова Гавриила:
http://proza.ru/2020/09/06/976

   В одной из статей цикла «Две неразделенных любви Боттичелли» я пишу о трех грациях    из   его картины «Весна»   (Смотреть репродукцию здесь...

http://proza.ru/2017/09/16/2071,

   а текст я воспроизвожу:
«Первая Аглая - Сияющая (Чувственная)  выражает беззаветную любовь. 
В центре, очевидно,  Благоразумие -  Ефросина (Благомыслящая) держит Аглаю за руку  и успокаивающе просит ее унять свои чувства,   в смысе «учись властвовать собой, Аглаюшка!» И третья Талия -  Красота. Из сотни Граций в мировом искусстве боттичеллиевские выражают эти три типа гениально. Лучше всех».

   Выражение преданной любви  на лице Аглаи,  исполненное  Боттичелли, всю жизнь  беззаветно влюбленного  в Симонетту Веспуччи  и изображавшего ее практически на всех женских ликах,  не имеет себе равных. Казалось бы, простенькая задача изобразить выражение любви на полотне.  Попробуйте найти сравнение.
   Рассматривание лиц на картинах  и в жизни  – у меня нечто вроде   хобби, поэтому мое утверждение, что Боттичелли  в выражении любви у  Аглаи  достиг высшего совершенства, достойно внимания.

   К чему это отступление?  Чтобы в полной мере сконцентрировать внимание на выражении лица Гавриила. Что ж оно выражает?
С Аглаей  было просто – любовь  - это мы все понимаем,  более или менее. У нас у каждого есть на этот счет свой опыт.
  А с Гавриилом ситуация неразрешимая, привести пример из жизни (в смысле – он чувстввал нечто похожее  на..) невозможно. Такого опыта ни у кого из нас нет. Впрочем, противоречие.
Я не проверял, теперь займусь. Наверное,  истинно верующие, когда молятся перед ликом Богоматери, изображают на своих лицах нечто подобное.  (Но это же проблема - подсмотреть и не помешать).
   Перед   художнком стояла  сверхзадача изобразить невозможное. Сюжет Благовещения  изображался бесчисленное количество раз.  Второй после распятия.  Что изображается?    Ни много ни мало – благая весть для Марии  - у нее во чреве Божий Сын.
   Благовещенье рисовали все,  даже Леонардо да Винчи,   и дважды Боттичелли.   Между прочим, Леонардо раскритиковал Благовещенье  Боттичелли.

  (См здесь одну из версий Боттичелли, которую  Леонардо критиковал)

http://proza.ru/2018/02/01/185

   Вот мой перевод текста Леонардо:    «Я недавно видел "Благовещение",  в котором ангел смотрит на Марию, как будто  он хочет прогнать   ее из комнаты,  с  движением такой силы,  как будто она ненавистный враг;  а Мария выглядит в таком отчаянии,  что кажется,  она готова  выброситься из окна».
Вот английский текст из книги  “Botticelli”  Barabara Demling:

«... a  few days ago I saw the picture of an angel? who while performing the Annunciation? appeared to be  driving Mary out of her room with movements which looked like an attack  such as could be conducted against a hated enemy; and Mary seemed to be trying to throw herself out of the window in desperation…”

   Картина действительно полна динамизма - движения в ней переданы мастерски. Это уже вершина после революции Джотто.
  Но Леонардо не прав, - ее испуг можно представить – если бы к вам пришел ангел, хотел бы я на вас взглянуть.
  Боттичелли  тоже чувствует момент, в этом суть  картины, важность миссии, - ангел явился к женщине сказать ей, что у нее во чреве сын Бога.  Мария может быть испугана и ангел коленопрелоненный старается ее успокоить.

   А Устюжское  Благовещенье, что там?
Лазарев   пишет о некоторой тяжеловесности.  Это есть.  Особенно,  если сравнить с Боттичелли. Но  зато  лица!!!  У Боттичелли - гения лиц, на его Благовещении – в основном  движение.
Кроме русскости лица Марии,  на которое я обратил внимание, есть еще одно чисто русское объяснение необычности  выражения  лица Гавриила.

  Когда я писал книгу о Ван Гоге, мне понадобилось описать полное преданности лицо женщины на картине Ван Гога «Едоки картофеля».  В процессе работы  я перечитал много книг, большинство которых написано европейскими  и   американскими авторами. Описывать выражения лиц задача, как уже упомянуто,  сложная – для этого и существует живопись.
Самые лучшие описания   лиц   я находил у русских авторов.
Замечательный  пример - Лазарев:
   «В  эту же группу новгородских  икон  входит и великолепная Русского музея  с  поясным изображением архангела....  Это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи. Построение рельефа лица и разделка волос  с помощью золотых нитей  здесь те же,   что и на иконах «Спас Нерукотворный»  и «Устюжское благовещение». Но икона Русского музея превосходит эти вещи тонкостью  исполнения  и каким-то особым благородством замысла. Трудно найти во всем древнерусском  искусстве более одухотворенный лик, в котором так бы своеобразно сочеталась чувственная прелесть с  глубокой печалью.  Огромные  бархатистые глаза ангела по силе эмоционального воздействия могут сравниться   лишь с глазами Владимирской Богоматери. Это работа выдающегося мастера, органически усвоившего все тонкости византийского письма».
(Кстати, здесь речь идет тоже о Гаврииле , но о другой иконе из Русского музея в Ленинграде под названием   «Златые власа».  Я полагаю,  их рисовал один и тот  же художник.)


   И если этого мало прочтите Заболоцкого «Любите живопись поэты»   (В конце статьи я привожу текст стихотворения).

   Я даю этому такое объяснение. Западные авторы  рациональны. Этот рационализм проистекает из рационализма католицизма и протестантизма, как основы.
- А в России, - спросит меня читатель, -  такая чувственность и искренность, что из Православия проистекает?
 Я был бы непоследователен. Руская искренность и  чувственность  проистекает  из язычества как глубокой праосновы.
Язычества, позволяющее русским  лучше всех выражать свои чувства. Поэтому-то самые знаменитые писатели именно из России:
 Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Чехов, Тургенев....
(Ну, и древние греки тоже ведь язычниками были).
Пытаясь  выразить словами чувства   Гавриила, (изображенные  художником),
    я неизбежно впадаю  опять в  противоречие.
Сплошные противоречия  (знак,  что статья хорошая,- потому что жизнь противоречива).
  Дело в том, что мы все, верующие и неверующие, очеловечили божественное.
Древние греки довели   это до гениального гомеровского абсурда.  Боги  ведут себя как люди.  Ссорятся, женятся, рожают детей, ...
 Но как живут,  ведут себя и чувствуют, боги мы не знаем. Мы их создали по нашему подобию. Греки – вне всякого сомнения.
    Хотя  древние евреи Яхве никак не изображали,  и как он выглядел  не придумывали.  Христианство возникло неспроста  под влиянием именно эллинизма,   очеловечив Бога, превратив его в человека - сына Божьего.  Общаться  непонятно  с кем довольно сложно, и Христос стал своим доверительным другом.
   А Мария, которой поклоняются наравне с Христом,  так вообще,  простая еврейская женщина по имени Мириам.

Как там у Пушкина:

«Воистину еврейки молодой
Мне дорого душевное спасенье.
Приди ко мне, прелестный ангел мой,
И мирное прими благословенье.
Спасти хочу земную красоту!
Любезных уст улыбкою довольный,
Царю небес  и   господу Христу
Пою стихи на лире богомольной.

Такая артподготовка к выражению лица Гавриила.

   Конечно, я повторяю,  художник был гением. Я могу это подтвердить после 49 лет смотрения на лицо архангела. И я, хотя читатель ожидает этого от меня, не могу описать в человеческих терминах это выражение - выражения лица ангела, явившегося к Мириам сказать, что она будет матерью Христа, и знавшего все наперед, что произойдет в дальнейшем сквозь тысячелетия.

Когда же к ней, свой подвиг соверша,
Приветливо архангел обратился,
Огонь любви в лице ее разлился
И нежностью исполнилась душа.
Ах, как была еврейка хороша!..

     БОЖЕ, КАКОЕ СЧАСТЬЕ, ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВОВАЛ ПУШКИН!!

Сиянье крил и локонов златых,
Высокий стан, взор томный и стыдливый —
Всё нравится Марии молчаливой.
Замечен он, один он сердцу мил!
Гордись, гордись, архангел Гавриил!
Пропало всё. — Не внемля детской пени,
На полотне так исчезают тени,
Рожденные в волшебном фонаре.

Эта икона и есть этот волшебный фонарь.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,


Заболоцкий "Портрет"

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.


Рецензии
Первое впечатление - как жаль, что в тексте публикаций на портале нельзя размещать иллюстрации. Затем - благодарность за путешествие по галерее портретов, сопровождаемое чувствами автора. А я вот не могу отнести себя к физиономистам, хотя являюсь художником, и "умею рисовать похоже". Когда я рассматриваю картинки и фотографии с изображением лиц, выражающих отдельные эмоции, далеко не всегда соглашалась с подписями под ними. Как быть? Остаётся довериться Пушкину и Заболоцкому. И, конечно, Вам, Михаил. Спасибо!

Лада Вдовина   22.07.2022 10:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.