О, русь моя, святыня из святынь!

Уважаемые  читатели,  сегодня  я  не  стану  говорить  о  войне,  которая    была  в  90-х  и  прошла  по  Приднестровью  страшным  плугом - это  было  30  лет  тому  назад.  Сегодня  моё  бесконечно  дорогое  Приднестровье  и  Тирасполь  процветает,  и  дай  Бог  им  ещё  сотни  лет  цвести  на  радость  прекрасному  народу,  который  живёт  в  этом  благословенном  краю,  «где  всё  обильем  дышит».  Сегодня  я  немного  расскажу  о  поэтах    этого  благословенного  края.
 
Когда  я  работала  на  «РАДИО  ПРИДНЕСТРОВЬЯ»,  меня  судьба  свела  с  некоторыми  из  них,  за  что  я  ей  тысячу  раз  благодарна.  Я  делала  о  них  часовые  передачи.  А  самое  главное,  я  поняла,  как  богат  этот  край,  как  он  интересен  и  благороден  в  своём  бесконечном  порыве  к  прекрасному.  Этому  народу  не  нужна  война,  ему  нужны  хорошие   стихи,    умные  песни   с  мелодией,  которая    запоминается  навеки,  идущая  от  сердца  работа,  замечательные  дети  и  счастье,  счастье  до  краёв!
Сегодня  речь  пойдёт  о  поэте  МИХАИЛЕ  ИВАНОВИЧЕ  КОВАЛЁВЕ.  Может  быть,  я  не  смогу  рассказать  много  о  каждом  из  них,  но  вы  меня  простите  за  это:  ведь    они  сами  рассказывали  на  микрофон  о  себе,  и  всё  это  звучало  по  радио,  а  я,  естественно  запоминала  далеко  не  всё. 

Итак,  МИХАИЛ  ИВАНОВИЧ  КОВАЛЁВ -  член    Союза  писателей  России.  Родился    9  ноября  1934  года  в  селе  Камень  Новгород  -  Северского  района  Черниговской  области.  Детские  годы  на  всю  жизнь  омрачило  военное  лихолетье.  Отец  погиб.  Мать  воспитывала  одна  троих  детей.  В  Гремяче,  расположенном  на  границе  с  Брянской  областью,  окончил  среднюю  школу,  а  в  1958  году  окончил  гвардейское  Харьковское  танковое  училище.  Дважды  учился  на  офицерских  курсах  «Выстрел»,  а  в  1967  году  -  заочно  Тираспольский  государственный  пединститут.  Участник  военных  событий  в  Приднестровье  (1992-1993 годы) 

Последняя  черта,  а  дальше  пропасть:
В  зловещий  мрак  окутана  страна.
Неужто  тем,  кто  защитил  Европу,
Нужна  в  своём  Отечестве  война?

Неужто  мы  опять  заплатим  кровью
За  нашу  боль  и  слёзы  матерей?
Я  обращаюсь  к  жителям  Молдовы,
К  седым  отцам  погибших  сыновей,

Я  обращаюсь  к  тем,  кто  был  солдатом,
Я  обращаюсь  к  воинам  в  строю,
Ко  всем,  кто  жив  остался  в  сорок  пятом:
Не  погубите  Родину  свою.

Михаил  Иванович,  в  составе  14  Армии,  служил  на  Западной  границе  Советского  Союза.  Россия  всегда  жила  в  его  сердце,  и  свою  воинскую  работу  он  выполнял  с  честью:

Жизнь  без  тебя  свою  не  представляю,
Моя  судьба  навек  в  твоей  судьбе;
Пока  живу,  смеюсь,  хожу,  страдаю, 
Мой  каждый  вздох  принадлежит  тебе.
……………………………….
О,  Русь  моя,  не  дай  беде  свершиться,
ОТЧИЗНА-МАТЬ,  СВЯТЫНЯ  ИЗ  СВЯТЫНЬ!

Очень  много  стихов  он  посвятил  сражающемуся  Приднестровью,  но  мысль  о  доме,  о  любви  никогда,  ни  на  минуту  не  покидала  поэта,   потому  что  и  жизнь,  и  дом,  и  любовь  были  прочно  связаны  с  этой  прекрасной  страной,  которая  зовётся  РОССИЕЙ.    Михаил  Иванович  не  представлял  себе  жизни  без  этой  бесконечно  большой  и  могучей  Родины.

Как-то  мне  удалось  побывать  в  Музее  Великой  Отечественной  Войны,  я  увидела  только  одну  секцию гусеницы танка   Т-34,  это  произвело  на  меня  сильнейшее  впечатление:  это  могучее  вооружение  Советского  Союза,  тяжелейший  танк,  которым  управляли  люди  и  не  только  управляли,  но  и  воевали,  шли  вперёд  и  стреляли,  а  стреляя,  побеждали  в  этой  страшной  войне.  И  внутри этих машин были совсем юные ещё  мальчики,  необстрелянные,  хрупкие,  которые  впервые  столкнулись  с  таким  сильным  врагом,  опытным  и  беспощадным.  А  теперь  после  Победы,  они  встали  на  своих  танках  у  рубежей  нашей  Родины  и  охраняли  её  жизнь  и  покой,  её  труд  и  её  счастье.

Тяжелейший  танк  и  трогательные  стихи  о  любви,  невероятное,  казалось  бы,  сочетание!  Но   эти  юные  танкисты ,  как  и  все  в  их  возрасте,  любили,  были  любимы,  и  рождались  прекрасные  трогательные  строчки  о  любви:

Королева  моя,  недотрога,
Моя  радость,  дыханье  и  жизнь,
Не  суди  меня  жёстко  и  строго,
Выносить  приговор  воздержись.

Понапрасну  не  хмурь  свои  брови,
Я  пьянею  с  тобой  без  вина,
Ты  последним  моим  будешь  словом, 
Ты  одна  мне  от  Бога  дана.

Он  тебя  сотворил  для  Олимпа,
Но  коль  ты  в  этот  мир  снизошла,
От  бессмертного,  светлого  нимба
Подари  мне  хоть  каплю  тепла.

С  ним  со  мной  будет  вечное  счастье,
Будет  май  и  весна  в  феврале,
В  повседневном  велюровом  платье
Ты  красивее  всех  королев.

Королева  моя,  недотрога,
Моя  радость,  дыханье  и  жизнь,
Ты  дана  мне  навечно  от  Бога,
Выносить  приговор  воздержись.

Удивительно  трогательная  и  нежная  поэзия   в  стихах  танкиста!  Вы  знаете,  мне  иногда  даже  не  верится,  что  это  написал    офицер  танковых  войск,  что  он  управляет  такой  мощной  машиной  и  вдруг - такая  удивительная,  парящая  прямо  в  облаках  прекрасная  поэзия,  которая  так  и  просится  на  воздушную  музыку:

То,  как ребёнок,  шаловлива,
То  до  забвения  грустна,
Как  будто  мартовская  ива,
Воскреснуть  хочешь  ото  сна.

Боясь  прервать  твоё  виденье,
Не  отрываясь  от  лица,
Я  слышу,  как  в  одно  биенье
Наши  сливаются  сердца.

Блик  от  луны  над  изголовьем,
Дрожа,  ползёт  к  твоим  губам.
О, как  я  пьян  твоей  любовью,
Любовью  с  болью  пополам!

Но  как  узнать,  о  чём  ты  грезишь,
О  чём  мечтаешь   в  полусне?
Быть  может,  ты  уже  не  веришь,
Как  было  раньше  по  весне?

Но  эта  дрожь  и  эти  грёзы,
И  этот  блик,  и этот  миг,
Мне  каждый  час  нужны,  как  воздух,
Как  нимб  иконы  для  святых!

Когда  Михаил  Иванович  ушёл  на  пенсию и  переехал  в  Наро–Фоминск,  он  издал  несколько  сборников  стихов,  награждён  несколькими  медалями   за  прекрасную  поэзию.  Но  мне,  кажется,  он  сам  вам  расскажет  об  этом.  Познакомьтесь  с  ним,  с  его  стихами , и  вы  узнаете  очень  много  интересного,  встретившись  с  замечательным  человеком  нашего  времени,  для  которого  РОССИЯ  И  ЛЮБОВЬ  не  пустые  звуки,  а  искреннее,  настоящее  чувство,  проверенное  не  однажды :

Россия,  мать  моя  Россия!
Пьянящий  запах  от  берёз,
Набат  грозы  и  воздух  синий
Россия,  всё  в  тебе  слилось.

Твоя  тоска  в  сказаньях  древних,
В  твоих    поверьях  -  смех  и  грусть
Солдаты  падали  на   землю
С последним  кратким  словом – «РУСЬ»

Ползли  к  тебе  сквозь  клочья  дыма,
Шли  за  тебя  под  пули  в  рост,
И  по  дорогам  до  Берлина
Кресты  остались  у  берёз.

От  Сахалина  и  до  Бреста
Их  подвиг  в  памяти  живёт,
И  постаревшие  невесты
Стоят  часами  у  ворот.

Тускнеют  мраморные  плиты, 
Давно  остыл  кровавый  грунт,
А  сыновей,  в  бою  убитых,
Седые  матери  всё  ждут.

Для  нас  они  всегда  живые
Им  будет  вечно  двадцать  лет. . .
Россия,  мать  моя  Россия,
Моя  любовь,  печаль  и  свет.

Не  погубите Родину  свою!


Рецензии