В парадигме жизни 2. 0

Спектакль «Мещане».
По пьесе М.Горького
Режиссер - постановщик: Елизавета Бондарь.
Художник по костюмам: Лёша Лобанов.
Композитор: Николай Попов.
Художник по свету: Дмитрий Зименко.
В ролях: Александр Иванов, Артемий Веселов, Василина Стрельникова, Алиса Золоткова, Анастасия Казакова, Максим Подзин, Анна Слынько, Аделина Любская, Иван Стрюк, Никита Остриков, Кузьма Стомаченко.
ТЮЗ им. Брянцева. Премьера 3 сентября 2020.
В спектакле «Мещане» Елизавета Бондарь сосредотачивает наше внимание на сложном понятии мещанства в жизни различных поколений и в этом обращении она выводит это понятие за прокрустово ложе временных рамок и литературных определений.  В этом сценическом проекте мещанство это не артефакт прошлого, или явление существующее исключительно на страницах литературных фолиантов, Бондарь рассматривает и исследует это явление с точки зрения формы общественной жизни присутствующей в реалиях нашего двадцать первого века. В её сценическом проекте фокусом внимания является анатомия этого проявления жизни общества, его философия и парадигма существования и многое другое присущего ему.
В своём сценическом эксперименте познания Бондарь обращается к одноименной пьесе Горького и исследует её в качестве отправной точки в поиске современности в образах персонажей Горького. В художественном наследии Горького пьеса «Мещане» занимает особое место, с этого произведения писатель начинает свой путь в драматургии, «Мещане» его первая пьеса, в которой он подражает Чехову, в пьесах которого очертания мещанства задают направление вектора взгляда Горького. В пьесе Горький выделил мещанство в качестве особой формы жизни, у которой есть собственная философия и парадигма жизни. Вопреки глубине его исследования этого пласта человеческого общества Горький ошибочно предвидел скорую кончину и исчезновение мещанства, в его видении при диалектическом развитии российского общества эта форма не сможет существовать.
В этом сценическом воплощении произведения Горького спектакле Бондарь выходит за рамки горьковского понимания мещанства и выдвигает гипотезу существования мещанства в наше время. Её изучение этого явления осуществляется посредством экстраполяции сюжетного пространства пьесы Горького в современную среду, в которой она создаст две проекции мещанства. В совмещении этих двух временных плоскостей создаётся возможность их сравнительного анализа и изучения существование концепции мещанства в человеческом обществе двадцать первого века.
Замысел этого исследования Бондарь реализует через создание плоскости для препарирования человеческое общество, живущее по канонам мещанства. В спектакле она трансформирует сценическое пространство по нескольким опорным направлениям, которые  позволяют ей определить идентифицировать столпы на которых свою держится мещанство в формате 2.0. Её пространство изучения использует принцип унифицированной нейтральности, при котором сценографическое воплощение сюжетной плоскости создаёт проекцию обезличенной среды существования, в которой достаточность убранства не несёт индивидуальности, только выполняет утилитарную функцию заполнения пространства быта.
Бондарь сегментирует пространство, сформированное в этом формате и создаёт в нём функциональные зоны, каждая из которых в свою очередь создаёт особую сюжетную зонированность внутри. Особенностью этого подхода заключается в выделение этого сегмента, задание ему эмоционального фона и в сосредоточении в нём сюжетных точек, в которых  мы видим через призму происходящих в них событий визуальные проекции ликов мещанства. Эти точки сценического пространства спектакля «Мещане» обладают многообразным символизмом и одним из проявлением его в задании направления вектора развития событий истории и создание точки фокусировки нашего взгляда при изучении влияния фактора мещанства на общество.
Эти точки в спектакле формируют пространство образа и плоскости события, в них происходит процесс возникновение персонажа в сюжетном пространстве спектакля. В этих точках Бондарь подобно мастеру кукловоду извлекает персонажей Горького из под покрова пыли истории, со страниц хрестоматийных фолиантов и вдыхает в них она оживляет их, вдыхает в них жизнь и эмоции. Силуэты образов персонажей спектакля создаются в бинарном формате, в котором пластика образа воплощена в формате  живой маски, которая вносит элемент механистичности движения оживших кукол. Этот сложный синтез при создании образов персонажей позволяет нам увидеть строго очерченное пространство героя, в котором заложено предопределённость его существования, четкую фиксацию границ пространства развития личности в обществе существующим по канонам мещанства.
Бондарь в её сценическом воплощении плоскости человеческой жизни под названием «Мещане» использует сюжетное пространство пьесы Горького и её галерею образов в раскрытии индивидуального проявления мещанства в жизни людей различных возрастных групп и происхождения. Портретная галерея героев пьесы «Мещане» представляет из себя символический срез человеческого общества, в котором есть люди различных возрастов и происхождений. Каждый из ни создаёт индивидуальную проекцию которые объединенные в плоскости познания месте образуют широкодиапазонную картину, представляющую мещанства и иллюстрируют его влияния на жизнь человека.
В спектакле вектор нашего познания позволяет нам следовать тропой через эти точки и подводит нас к пониманию влияния мещанства на парадигму существования человека и в этом направлении познания Бондарь задаёт нам две проекции этого влияния. В одной проекции мы видим персонажей запечатленных в пьесе Горького в абсолюте, а в другой это люди нашего времени. В пространстве раскрытия фактора мещанства эти две проекции разнесены во времени, их разделяет временная и социальная пропасть, но созданная многомерность образов персонажей нивелируют различия и здесь границы между ними весьма иллюзорны. В сравнительном анализе их силуэтные очертания создают многочисленные точки совпадения, в которых мы видим их сходство доведенное до состояние зеркального отражения.
В спектакле «Мещане» Елизавета Бондарь с помощью её сценического исследования человеческого общества создаёт нам зеркало, в котором каждый из нас может увидеть лики мещанства в себе и таким образом найти возможный ответ на многие вопросы нашей жизни и увидеть лики мещанства в собственной жизни.


Рецензии