Жорж Сименон. Мегрэ ошибается

Сименон за свою долгую писательскую карьеру написал десятки увлекательных детективов о комиссаре Мегрэ, но этот роман явно выделяется на весьма добротном и профессиональном фоне цикла произведений про знаменитого комиссара. На мой вкус "Мегрэ ошибается" относится к числу лучших романов о Мегрэ, наряду с "Покойный месье Галле" (1931), "Дом судьи " (1942), "Инспектор Кадавр" (1944), "Отпуск Мегрэ" (1948), "Мегрэ и неизвестная (1954)…

Внимательный читатель этого произведения способен раскрыть убийство молодой женщины одновременно с комиссаром. Однако, вряд ли это произойдет задолго до финала. Ключевым персонажем в "Мегрэ ошибается" является врач Гуэн – один из главных подозреваемых в убийстве, и пока читатели вместе с Мегрэ не составят адекватное представление о его личности и характере взаимоотношений с окружающими, разоблачить убийцу будет сложно.

Самое интересное в этом романе плохо информированный читатель может пропустить. Дело в том, что сексуальный монстр Гуэн – это альтер эго автора! Я полагаю, что в "Мегрэ ошибается" (1953) Сименон нарисовал свой автопортрет, который получился крайне нелицеприятным. С одной стороны, профессор Гуэн - выдающаяся личность: гениальный врач, посвятивший себя спасению людей. Главное дело его жизни - хирургия, а деньги, карьера и семья для него значат очень мало. Если заменить медицину на литературу, то перед нами портрет Сименона. Подобное сходство героя и автора могло быть просто совпадением, но Сименон для подчеркивания своего родства с героем наделил его необузданным либидо. Две страсти были главными в жизни для папы Мегрэ – писательство и секс. Жизнь Гуэна – секс и хирургия. Сексуальная одержимость определила откровенно потребительское отношение к окружающим женщинам писателя и вымышленного им персонажа.

В романе сложные взаимоотношения профессора Гуэна с женщинами приводят к убийству. Для Гуэна прекрасный пол представляет чисто утилитарный интерес: женщины ему нужны, пока приносят пользу ("Казалось, что, на его взгляд, они мало чем отличались от неодушевленных предметов"). Совсем по-другому смотрят на профессора окружающие его дамы, с которыми он ежедневно общался: для них он - центр Вселенной. И когда профессор сообщает им малозначительную для него информацию, жизнь одной из них рушится в ее голове. Чтобы предотвратить крах своего выдуманного мира, многие люди способны на самые крайние меры. Виноват ли в этом Гуэн? Сименон считает, что да (и Мегрэ тоже, разумеется). Презрение Мегрэ к Гуэну вполне понятно, ведь, несмотря на их сходство в профессиональном плане, комиссар – человек совсем другого типа. Он часто сочувствует не только жертвам преступлений, но и их близким, свидетелям и даже обвиняемым. Мегрэ как Ленин - "самый человечный человек".

Если под личиной Гуэна скрывается сам Сименон, то получается автор осуждает сам  себя за равнодушие к окружающим людям? Выходит, что так. В самокритичности писателю не откажешь.
 
Одно мне непонятно с этим произведением: почему "Мегрэ ошибается"? Как таковой ошибки я в действиях комиссара не заметил: Мегрэ искал убийцу и когда установил мотив преступления, все встало на свои места. Похоже, что дело здесь не в совсем удачном переводе французского названия "Maigret se trompe". Смысл названия, исходя из содержания произведения, скорее в том, что Мегрэ был не прав, когда ходил вокруг да около Гуэна, и никак не решался его допросить. Именно финальная беседа с врачом помогла сложить пазл в этом деле. Это не ошибка в привычном нам значении, а нерешительность или сомнения. Поэтому по смыслу лучше бы назвать роман "Мегрэ колеблется" или "Сомнения Мегрэ", но такие названия получили более поздние произведения из этого цикла.


Рецензии