Философия Сократа

Людям ни в коем случае нельзя увидеть, что все великие учителя нравственности посланы Врагом не для того чтобы сообщить им нечто новое, а для того, чтобы напомнить, восстановить, все древние банальности о добре и зле, которые мир так неутомимо отрицает.
Мы создаем софистов, Он выдвигает Сократа, чтобы дать им отпор
К.С. Льюис «Письма баламута», письмо 23.


В Афинах в то время, где уже во всю владычествовала софистика, появился мыслитель, который вопреки, релятивизму софистов , стремился обнаружить всеобщие принципы познания и деятельности.
Это был Сократ.
Сократ родился в Афинах в 470 году до н.э. Его отец Софроникс был каменотесом, а мать повитухой .
«Я знаю только то, что ничего не знаю» (Сократ) В этих словах заключена мудрость философа с большой буквы. Многие ошибочно думали, что Сократ таким образом превозносился над другими, но я думаю, что это ошибочное мнение. Великий философ не считал себя каким то сверхчеловеком и порою искренне удивлялся, когда люди не понимали тех вещей, которые были для него просто очевидны. И его слова «я знаю только то, что ничего не знаю» это были действительно искренние слова.
Даже из собственного опыта: попытка понять истину, разгадать загадку вселенной, да и собственной души, приводит к тому, что на один решенный вопрос рождается несколько не решенных
«Также как софисты и большинство людей его эпохи, Сократ занимался только человеком. В человеке его интересовало лишь то, что он считал наиболее важным, и вместе с тем то, что может быть предметом изменений и совершенствования .Он занимался ;- как писал Аристотель , - только этическими проблемами, природой же в целом , не интересовался» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 241-242)
Да, как и софисты, Сократ занимался исключительно человеком – познай самого себя и ты познаешь все. Но в отличие от софистов, которые утверждали, что истина есть понятие субъективное, Сократ доказывал, что истина – это понятие объективное и она присуща каждому человеку.
Его любовь к мудрости, желание искать истину просто поражает. «Все время он жил в Афинах и с увлечением спорил с кем попало, не для того, чтобы переубедить их, а для того, чтобы доискаться до истины (Диоген Лаэрстский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Но так как Сократ был сильнее в спорах, то не редко к нему применяли физическую силу. Но он принимал все это не противясь, как сообщает нам об этом Деметрий Византийский «на удивление окружающих, когда он стерпел после пинка полученного от оппонента. Сократ спокойно ответил – если бы меня лягнул осел, разве стал бы я на него подавать в суд? (Диоген Лаэртский «О жизни знаменитых философов», стр. 110).
Этические взгляды Сократа мы можем сформулировать в трех тезисах:
1. Добродетель есть абсолютное благо. Законы касающиеся моральных достоинств  не писаны, их нет в кодексах, но тем не менее они более устойчивы чем писанные, поскольку выводятся прямо из природы вещей, а не из человеческих установлений. Образно говоря, Сократ понял, что есть нравственный закон, который присущ каждому человеку, не зависимо где он находится и где он живет.
«Сократ был первым, кто выделил моральные ценности, собственно говоря, как предмет этики, за что его и назвали творцом этики» (В. Татаркевич «Античная и средневековая философия», стр. 243).
2. Добродетель есть знание, любое зло исходит от незнания. Ибо никто умышленно и сознательно зла не причиняет.
3. Добродетель связана с пользой и счастьем. Счастливым является тот, кто постигает наивысшее благо, а наивысшем благом является добродетель.
«Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что он не знает в чем оно состоит» (Сократ).
Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем то внешнем, а в душе. Не в наслаждениях вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности.
Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна. Это самое главное, потому что все внешнее, что происходит с нами – это отголосок нашего внутреннего состояния. Когда человек злобный внутри, то и снаружи внешне это зло и проявляется и происходит с ним и притягивает к нему все злое и негативное. Даже на собственном опыте многие из нас убедились и проверили истинность этого убеждения.
Душа по Сократу госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собою, основываясь на своих добродетелях. Поэтому и знаменитую аксиому древности «познай самого себя» Сократ понимал, как призыв к моральному совершенствованию.
Тема любви для Сократа важна, потому что это основа и обоснование единства истины и добра. Лучше узнать можно что-то только любя, а огромный смысл имеет любовь к конкретному человеку, его душе. Потому что в каждой душе есть светлое и темное начало. Учение Сократа было, что и говорить, неблагонадежным с точки зрения государственной языческой религии тех времен. Именно за свои взгляды Сократ и поплатился впоследствии жизнью…
Сократ стал знаменитым не только своей жизнью, но и своею смертью. В 369 году до нашей эры, он был привлечен к суду за расшатывание моральных устоев государства. Сократа несколько раз предупреждали не критиковать существующий на ту пору устой государственной власти.
«Но совершенно ясно, что Сократ, который был убежден, что ум – единственная надежда в деле улучшения человечества, не мог уступить и отказаться от своего призвания, ради полезных лишь на время идей правительства» (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 282).
До нас дошла его заключительная речь обращенная к судьям, в конце которой Сократ заявляет о своем убеждении: что никакое зло не может повредить хорошему человеку, ни в этом мире, ни в загробном (Брамбо «Философы Древней Греции», стр. 283).
Смертный приговор был вынесен Сократу. Как свободный гражданин того времени, по закону он не мог быть подвергнут казни. Поэтому он сам принял яд и скончался в полном сознании. Хотя вполне вероятно, что у такого философа были шансы избежать смертного приговора. Но всю жизнь Сократ считал, что у человеческой духовности есть две вершины: жизнь и смерть, и достойно встретить смерть он готовился всю жизнь.
Последний день Сократ провел со своими учениками, он говорил, что не боится смерти, он был к ней подготовлен всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его убеждению, есть ничто иное, как умирание для земной жизни и подготовка к жизни бессмертной души.
При всей внешней скромности Сократа, его кротости и любомудрию, одевался бедно, ел, что Бог пошлет, терпеливо сносил ворчливость и брань своей жены Ксантипы. Но правоты своей он не уступал и не уступил бы никому. Все древние писатели единогласно свидетельствуют, что все слова Сократа были его делом, и хоть жители Афин не верили в это, в связи с тогдашней традицией мыслителей и философов говорить одно, а делать совсем другое, извлекая пользу и выгоду лично для себя. Впоследствии многие жители поняли, как они были не правы.
Философия Сократа – это его жизнь. Своей собственной жизнью и смертью он попытался показать  современникам и потомкам, в чем заключается истинный смысл бытия человека.
На мой взгляд философия Сократа стала подготовкой к тому, чтобы через сотни лет языческая Греция смогла принять настоящую Истину!!!


Рецензии