Над кукушкиным гнездом

Кен Кизи “Над кукушкиным гнездом” М: Эксмо, 2014 (Культовая классика)

Говоря о книге Кизи, все обычно вспоминают фильм с Джеком Николсоном. Однако, следует заметить, что, в определенном смысле, это совершенно разные произведения. В фильме, априори, харизматичная личность Николсона вывела его ирландского вспыльчивого героя МакМерфи на уровень первостепенного персонажа, пробивающего своим огненным духом стены, казалось бы, непоколебимого порядка психиатрической клиники, которая, по сути, является некой моделью американской государственной системы, в итоге становясь жертвой собственного нонконформизма.

Книга, в принципе, более меланхолична, и самым главным ее постулатом является идея протеста в стиле тех годов, когда она была написана. То есть – это книга, написанная в эпоху хиппи, самим хиппи и для хиппи. Главный герой – полуиндеец, в своем противоречивом внутреннем мире, борющийся с двумя потоками культуры – американского окультуривания и традиционных ценностей коренного населения США. Именно поэтому он считает себя маленьким, при этом являясь огромного роста и силы человеком. Вокруг него, в психиатрической лечебнице собрались люди с разными культурными корнями, но ставшие в итоге американцами, единой нацией взращенной на контрастах, но, вместе с тем почему-то в нее не интегрировавшихся.

Большинство героев показаны в гротескном, трагифарсном ключе, и читать книгу легко, до тех самых пор, пока она не приходит к трагической развязке. Рыжий ирландец, как оказывается, борется, подобно пресловутой ИРА за какие-то ненужные ценности, выдуманные идеалы, пытается спасти людей, которые в этом не нуждаются, подобно Дон Кихоту, но остается легендой даже после лоботомии, когда пациенты вовсе не верят, что растение на койке – это и есть их давний друг и вдохновитель.

«Над кукушкиным гнездом» стала символом американского поколения 60-х настолько же прочно, как парнишка Холден Сэлинджера для 50-х, поэтому Кизи, как и его предшественник, стал заложником собственного произведения, повторить успех которого ему не удалось ни разу, хотя книг после этого он написал немало. А еще Кизи был одним из тех, на ком впервые испытали ЛСД, и его опыт пребывания в психиатрической клинике, сначала как испытуемого, а затем как сторожа и санитара во многом помогли ему создать тот мир, который так здорово воплотился в книге и кинематографе.


Рецензии