Неоконченная повесть подпоручика Ромашова
Французский критик и основоположник биографического метода в литературоведении, Шарль де Сент-Бев, утверждал: классик – это «писатель, который обогатил дух человеческий… тот, кто говорил со всеми в своем собственном стиле, новом и античном, в стиле, что легко становится современником всех эпох. Такой классик мог стать на миг революционным, по крайней мере, показаться таковым, но он – не революционен».
В ранних повестях А.И. Куприна уже видны ростки гениальности, поставившей его впоследствии на одну ступень с самыми громкими литературными именами эпохи. Правда, критики зачастую относятся к этому периоду творчества скептически и находят у молодого автора, разве что, наличие последнего из перечисленных Сент-Бевом признаков истинного классика – он не революционен. Действительно, двойственность человеческой сущности, вечная борьба в нем двух начал – основная тема размышлений в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других русских гуманистов середины-конца XIX века. А выявление личностных качеств героя путем наблюдения его в ситуации встречи с любовью и вовсе можно считать вечным сюжетом. Однако уже в первой повести «Впотьмах» сквозь беспринципность, цинизм и наивную жестокость её персонажа Александра Аларина начинает проступать тот самый знаменитый купринский образ «среднего человека», метущегося интеллигента, ищущего и не способного найти выход из невыносимой для него окружающей действительности, живущего в постоянном конфликте с самим собою и с общественными условностями.
Молодой и симпатичный инженер Аларин – будто так и не созревший нравственно подпоручик Ромашов из более поздней повести «Поединок». В нем есть болезненное самолюбие, неприятие пошлых нравов и привычек жителей провинциального городка, наблюдения его не лишены остроумия. Как и герой «Поединка», он часто мысленно говорит о себе в третьем лице, с тем же наивным умилением представляет собственную смерть и похороны. Как и подпоручик в «Поединке», он старается забыть о мрачной действительности, отдаваясь пагубной страсти. У Ромашова это тяга к выпивке, у Аларина – склонность к азартным играм. Но если первый стыдится привычки, видит в ней признание никчемности своего существования, борется с этим пристрастием и на какое-то время побеждает его, то Аларин, сознавая возможные трагические последствия бессмысленного риска как для себя, так и для окружающих, тем не менее, считает это занятие даже привлекательным, хвастается им как примером удальства. Осознать свою вину в разыгравшейся трагедии он оказывается неспособным.
Этот еще не совсем цельный образ снова возникает в повести «Молох». Снова «двойственность» персонажа, противоречие между «как правильно» и «как принято». Снова пошлая, а порою страшная действительность, с которой ничего не поделать – остается только забыться с помощью морфия.
Аларинские черты проступают отчасти и в Иване Тимофеевиче, герое повести «Олеся». Человек, видимо, более взрослый и опытный, лучше образованный, он не чужд рефлексии, сочувствия, порою искреннего раскаяния. Безусловно, он способен на привязанность, может понять и оценить настоящую силу любви. Но все эти положительные качества меркнут на фоне эгоизма, расчетливости и, опять же, непонимания собственной жестокости по отношению к невинному любящему созданию. Отбросить высокий слог рассказчика, его внешнюю скромность, склонность к показному самобичеванию – и вот уже мы видим слегка облагороженное, но такое знакомое миловидное лицо «смуглого красавца в инженерной форме».
По мере приобретения писательского опыта Куприн не только придает своим персонажам большую глубину и многомерность, но и оттачивает собственный неповторимый стиль, во многом учитывая приемы своего ближайшего наставника, А.П. Чехова. Он уходит от подробных жизнеописаний и длительных авторских комментариев, предоставляя читателю самому делать выводы, основываясь на диалогах и поступках героев. Одновременно его язык становится менее витиеватым, более простым, как нельзя лучше подходящим мастеру реализма. Повесть «Впотьмах» с каждым годом всё усерднее корректируется. Он не только убирает из текста места с описанием детства Аларина, биографию его родителей, но и переписывает отдельные фразы, избавляясь от лишней напыщенности. К примеру, изначально о внешности Аларина говорилось так: «Черные кудри живописно обрамляли красивое, открытое лицо». В окончательном варианте место «кудрей» заняли «волосы», и ничего они не обрамляли, просто «вились».
Наконец появляется Юрий Ромашов - герой, наделенный некоторыми неприглядными качествами предшествующих ему Аларина, Боброва, Ивана Тимофеевича, но находящийся на совершенно ином, недостижимом для них уровне духовного развития. Трудно переоценить социальное значение повести «Поединок» - книги, признанной большинством современников вершиной мастерства А.И. Куприна. Многое тому способствовало - и своевременность появления (1905 год, период Русско-Японской войны), и уже частично опробованный автором на произведениях той же тематики материал, и отражение в повести модных тогда ницшеанских настроений, носителем которых в книге выступал добрый товарищ Ромашова, искренне сочувствующий ему Назанский. Интересно, что в поздней эмигрантской прозе Куприн полностью развенчал восхищавший его с подачи М. Горького образ всесильного богочеловека. Так, в повести «Колесо времени» он с презрением осуждает эту «скверную привычку носиться со своим я и совать его всюду без толка и основания, дерзко отметая опыты культуры, завоевание науки, навыки цивилизации. Не оттуда ли наш нигилизм и… чудовищно изуродованное сверхчеловечество, вылившееся в лиги любви, в огарчество, в экспроприации?»
Но было бы грубой ошибкой рассматривать «Поединок» лишь с общефилософской или социальной точки зрения. Ведь нигде до этого не был так детально прописан психологический портрет остро чувствующего интеллигентного юноши, постепенно осознающего собственные страхи и предрассудки. Скромный, мягкий, неуверенный в себе, он всё же вновь и вновь, несмотря на непонимание и насмешки окружающих, старается узнать и принять свое истинное «я», едва сохранившееся под натиском навязанных ложных ценностей. Во времена, когда психоанализа еще не существовало ни как официальной психологической школы, ни как метода в литературоведении, Куприн по сути описал влияние на юного подпоручика в разное время его «ид», «эго» и «суперэго». Этот поразительный факт не остался незамеченным в мировом научном сообществе. Позже Сабина Шпильрейн, ученица К. Юнга, напишет статью «Бессознательные мечтания в «Поединке» Куприна», исследовав эмоции героя в одном из отрывков повести. Конечно, это не случайно. Куприн всегда живо интересовался психологией, гипнозом, толкованием сновидений, видел в этой мало исследованной области возможные ответы на сокровенные вопросы человека о своём предназначении. Недаром у Ромашова на столе лежит однажды приобретенная, но так и не прочитанная книга по психологии. Не потому ли ни одна из начатых им повестей так и не была дописана, да и жизнь, едва начав обретать необходимый смысл, прервалась нелепо и преждевременно?
Повесть автобиографична. Но в данном случае это слово - «автобиографичность» - имеет куда более емкое значение, чем схожесть жизненных обстоятельств. По мере создания книги происходит переосмысление автором взглядов на собственные юношеские предпочтения, на прежнюю склонность к зависимости от чужого мнения. Вот, например, что пишет первая жена Куприна о прототипе мадам Петерсон: «Сошелся Куприн с ней только потому, что было принято молодым офицерам непременно «крутить» роман. Тот, кто старался этого избежать, нарушал общепринятые традиции, и над ним изощрялись в остроумии». Таким образом, героя повести и писателя роднит желание произвести переоценку своих поступков, дать им честное, а не приукрашенное флером общественной поддержки объяснение. И Куприн осуществляет это нравственное освобождение через своего героя. Можно сказать, вспомнив об аллегоричности названий всех его произведений, что автору удалось с честью выйти из поединка между рациональным желанием укрыться за социальным контекстом и интуитивным стремлением к откровенности, обнажению некоторых особо оберегаемых душевных граней. Это личное сражение не было последним, но стало, наверное, первым столь масштабным. Впереди ожидало еще множество преодолений, но никто уже больше не смел усомниться в масштабе его таланта.
Итак, благодаря Ш. де Сент-Беву и множеству воспоследовавших литературоведческих исследований примерно известно, какие условия обеспечивают произведению вечную жизнь. Вот только как эти условия соблюсти? И почему одним удается завладеть вниманием многих поколений читателей, а другие, казалось бы, достойные, интересные авторы быстро забываются? Ответ можно найти в одной из знаменитых десяти заповедей А.И. Куприна, записанных в назидание будущим мастерам слова: «Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь». Настоящему писателю свойственна честность, готовность заглянуть во все, даже самые неприглядные и пугающие уголки своей души. Признавать слабости, не бояться быть порой наивным, расти и развиваться вместе со своими героями, собирать по крупицам и беречь эмоции, копить духовный опыт, чтобы при каждой возможности переносить его на чистые листы (бумажные или электронные) – в этом заключена сущность бремени и дара писательского мастерства.
Использованная литература
1. Куприн А.И. Собр. Соч. в 6 т. Т.1. – М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957.
2. Куприна-Иорданская М. К. Годы молодости. – М.: Советский писатель, 1960. – 240 с.
3. Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. – М.: Художественная литература, 1970. – 583 с.
4. Шпильрейн С. Классический психоанализ и художественная литература под ред. В. М. Лейбина. – Спб.: Питер, 2002. – С. 257-259.
Свидетельство о публикации №220090701752