Русь - Россия
ОТ РУСИ ДО РОССИИ
«От Руси до России» название капитального труда Льва Николаевича Гумилева -знаменитого сына знаменитого русского поэта Николая Гумилева, расстрелянного большевиками, и знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой. Здесь не лишне было бы предпослать предисловие о трагичееской судьбе этой русской семьи, этих замечательных, редкостно высокоодаренных русских людей. К тому же у Л.Н.Гумилева – 12 книг. При самом повехностнос обзоре все это потребовало бы слишком объемного повествования. Посему лаконично первое и общее впечатление. Согласно Пушкину: «Гений – парадоксов друг», здесь перед нами и целый ряд и гениальных аксиом, и гениальных парадоксов.
По теме предыдущих моих раздумий «Мистика и магия русской судьбы» (о судьбе русской нации) что острее всего привлекает в этой книге? Обескураживает именно и мистика и магия. Начиная с того, что каждый человек при рождении получает от папы и мамы некий заряд энергии, наследственно определяющий всю его дальнейшую жизнь. Подтверждением тому - высокая, до гениальности одаренность самого автора. К тому же полученный им при рождении заряд с полным основанием можно назвать зарядом русскости от замечательных русских родителей. Лев Николаевич всю свою жизнь посвятил заботам о судьбе русского народа. Итог его раздумий – его последняя книга «От Руси до России».
Разумеется, природа такого заряда энергии непонятна, поэтому ему приписывается внеземное, сверхъестественное происхождение. А с этого – разногласие и бурные споры заинтересованных ученых.
В частности, писатель Вл.Панин считает, что труды Л.Н. Гумилева для человечества важнее, чем труды Карла Маркса, а концепция этногенеза полностью соответствует диалектическому материализму. А вот некто В.Шнерельман злобно обвинил Л.Гумилева в антисемитизме, поскольку тот вроде трутней у пчел уподобил малые нации цыган и евреев этносам-паразитам, которые поселяются внутри больших этносов и выгрызают их изнутри, чтобы ослаблять, захватить власть, порабощать и владеть территорией. Такое положение можно изжить только созданием единого этноса на всей планете. Но, замечает Л.Гумилев, для этого нужно уничтожить зональность, циклонические движения атмосферы, разницу между лесом и степью, и уж конечно горы и долины. А это, к счастью, невозможно.
Так что дело тут отнюдь не в антисемитизме, а в научном доказательстве невозможности мирового господства одного «богоизбранного народа».
Полное название книги Л.Гумилева о России таково: «От Руси до России. Очерки этнической истории») Подзаголовок проясняет стержневую мысль. Срок жизни человека ( чело века) как живой «божьей твари» ограничен. То есть, человек - смертен. Ни одного человека нельзя сделать бессмертным, или хотя бы доживающим до 200-300 лет. Бессмертие человека возможно только в продолжении жизни своего рода (племени, нации, этноса, народа). Значит, при нынешних все усиливающихся устремлениях Международной(Мировой) Олигархии(МО) уничтожить русских как государственносохраняющую нацию, а затем уничтожить и весь российский народ и саму Россию, во главу угла выдвигается задача сохранения и продления жизни российского народа.
А стабильность любого многонационального государства зависит от судьбы государственно образующей нации. Поэтому сегодня в России и во всем мире всех особенно волнует судьба русского народа. Всем и каждому хочется узнать, угадать, спрогнозировать историческую судьбу своей нации. В России русским и всем россиянам прежде всего – русской нации. И вполне понятен повышенный интерес к этой книге, да и всем научным трудам Л.Гумилева, более 20 лет подвергавшегося жестоким большевистским репрессиям, гласной и негласной цензуре. Причем лишь за то, что был сыном расстрелянного большевиками отца. И нельзя не заметить, что книга покойного Льва Николаевича Гумилева(1912 -1992) увидела свет лишь в 2002 году.
Во все свои научные труды Л.Гумилев сквозной мыслью вплетает понятие пассионарного толчка, ( соответственно - пассионарного импульса, пассионарности, пассионариев).Пассионарный толчок(импульс) лежит в основе возникновения (рождения)и сложения этноса(племени, нации). После чего идет процесс развития и расцвет - этногенез.
Природа(явление, происхождение) пассионарного толчка для рождения этноса и этногенеза так же загадочна, как и при рождении отдельного человека. Что вызывает острое желание разобраться до конца. Пассионарность в переводе с итальянского – страсть, непреодолимое внутреннее стремление к деятельности ради высоких целей. Вместе с тем это энергия, не подчиняющаяся законам человека, одинаково порождающая как героические подвиги, так и преступления. Тут и Бог и сатана в одной ипостаси. Энергия такой страсти даже при внешне положительных устремлениях столь сокрушительно сильна, что пассионарии не могут рассчитать последствий своих поступков.
Таким образом, пассионарность – атрибут не сознания, а подсознания. Один из исторических примеров тому – Наполеон Бонапарт. Уже итальянская кампания сделала его таким богачом, что всю дальнейшую жизнь он мог бы прожить не трудясь. Но что-то потянуло его в Египет, потом на смертельный риск 17 брюмера. И даже став императором Франции, он не успокоился, повел армию на Москву. Почему? Источником была пассионарность – неуемная жажда деятельности.
Вот так пассионарии – это прежде всего великие полководцы. Но что поразительно , пассионарии – это и великие ученые, и великие преступники.
Тем губительнее пассионарность преступности. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» о том писал Ф. Энгельс: «Самые низменные побуждения – вульгарная жадность, грубая страсть к наслаждениям, грязная скаредность, корыстное стремление к грабежу общего достояния – являются воспреемниками нового цивилизованного классового общества; самые гнусные средства – воровство, насилие, коварство, измена – подтачивают старое бесклассовое общество и приводят его к гибели».
Не будем касаться аналогии с алчными современными олигархами, это тема особого разговора. Но нельзя не заметить, что по научной концепции Л.Гумилева, христианство – тоже следствие пассионарного толчка, явления природного, которое он, ссылаясь на В.В.Вернадского, называет еще взрывом, мутагенезом, импульсом негентропийным. Христианство победило и утвердилось потому, что в римских христианских общинах возобладали пассионарии, фанатично шедшие на любые мучения и смерть во имя своей христианской веры.
«Христианская доктрина, - пишет он, - распространилась и восторжествовала путем героических свершений и жертвенных проповедей, но ограничивалась сферой догматики да литературными сюжетами(например, легендой о Граале).И это было лишь при пасссионарном пике, а дальше все пошло вразброд».(Л.Гумилев, «Этногенез и биосфера Земли», Л. Гидрометеоиздат, 1990, стр.311).(Для краткости в дальнейшем только указание страниц- СК).
И тут такой парадокс. Христианская ортодоксия всячески уверяет, что религиозная вера в Бога – это для человека благо. «Начало мудрости – страх Господний. Имей ключ Божественный страх», - назидал преподобный Иосиф Волоцкий. «Господа Саваофа – Его чтите свято, - Он страх ваш и Он трепет ваш»(Ис.8:13). «Начало мудрости – страх Господень»(Пс. 110-10).
При всем том, что ни говори, страх человека унижает, оскорбляет и возмущает, вызывает реакцию протеста. И вот вдруг при навязывании уважения к Божьему страху именно как протест против страха – гордый всплеск мужества: пассионарность – это бесстрашие. Пассионарность – это импульс природной энергии, порождающей к страху полное презрение.
Пример тому - русские землепроходцы ХVii века. «Это были люди строптивые, крутые, неуступчивые. Они не боялись ни начальства, ни суровой северной природы, -пишет Л.Гумилев. – С 1632 г., когда сотник Петр Бекетов основал зимовье на Лене, до 1650 г.,т.е. до Анадырского похода казака Семена Моторы, они прошли весь Северо-Восток Сибири…»(Стр. 289).
В Западной Европе Страх Божий внушался не только устными проповедями и письменными назиданиями миссионеров и ортодоксов, но и жестокими пытками, мучениями и мучительными смертными казнями Святой инквизиции. Святая инквизиция, именуемая еще и Святейшей, действовала с 382 г. н.э., затем была узаконено учреждена в начале ХII века, и господствовала во всей Европе. А уничтожена лишь в 1809 году Наполеоном Бонапартом. И только в 1992 году папа римский Иоанн Павел II реабилитировал Галилея и официально признал, что Святейшая инквизиция «совершила ошибку».
Хороша, горько вздохнем, ошибка, что жесточайшим террором, изуверскими пытками, сожжением людей живыми на кострах, варварскими казнями погубила миллионы людей! И все во имя веры в Бога с требованием: верь, иначе – мучительная смерть!
Словом, внушила, убедила - поверили. Что ж, пусть так, вправе тяжко вздохнуть читатель, но повис в воздухе необъяснимый вопрос: так что же это такое – пассионарный толчок с его неземным происхождением? Неземным – небесным, Божественным?! Значит, страшнее Страха Божьего теперь страх пассионарного толчка?
За разъяснением обратимся к самому Л.Гумилеву. Обратите внимание, писал он, монахи держали себя на строгом режиме, мало ели, мало спали, много думали, и в итоге им что-то открывалось. Тюремная камера, куда его поместили после ареста, была рассчитана на 20 человек, но там набили 160 – какой уж тут сон, какая еда, иногда сутками вообще ничего не давали, даже воды. А когда швырнули в одиночку, и есть недавали, и лежать запрещали. Не могли запретить только думать. Ну он, так сказать,и стал думать поневоле. И думал не о религии, а о проблемах житейских и научных. В результате тогда ему, по его словам, как молния, как озарение, сверкнула мысль пассионарном толчке, когда он увидел заглянувший в тюремную камеру солнечный луч.
По аналогии вспоминается пришедшее во сне открытие таблицы элементов Менделеевым. Однако религиозные фанатики, конечно же, сразу хватаются за озарение «от Бога». «Простодушные невежественные люди, - пишет Л.Гумилев, - понимали подобие Бога человеку буквально, в том смысле, что у Бога есть руки, лицо и т.д.»( Стр.310) Нет, он не столь буквально категоричен, как приписывают оппоненты. Совсем наоборот, трактовку событий этнической истории он считает совпадающей с трактовкой русского знахаря-целителя Порфирия Корнеевича Иванова, который на себе ощутил действие пассионарного толчка на Чувилкином бугре(всхолмлении) возле хутора Кондрючий Луганской области. Иное дело, что осталось не проясненным, шел ли этот импульс из-под земли, или во взаимодействии с космосом. По этому поводу ведутся наблюдения за действием импульсов природной энергии на разломах земной коры.
Популярно объясняя, пассионарность – это врожденная, переданная наследственно от родителей (и от старших поколений) способность получать энергию не только от продуктов питания, но абсорбировать(впитывать, усваивать) и от окружающей среды, от ландшафта, воздуха, Солнца и Космоса. В организме человека солнечная и космическая энергия перерабатывается в энергию геобиохимическую.(В.В.Вернадский). Такая способность у каждого человека разная, а пассионарии – это люди, способные абсорбировать энергии больше, чем нужно для личного и видового самосохранения. Босякам Максима Горького нужно было немного: сытно поесть и иметь крышу над головой. Нынешнему обывателю еще желательно женщину, а алкоголику бомжу и того меньше. Впрочем, говорят, по своим взглядам и моральным качествам обывателем может быть и министр культуры.
По наблюдениям Л. Гумилева, обыватель лишен воображения. Он не может представить себе, что есть люди, не похожие на него, движимые иными идеалами, кроме узкокорыстных. Концепция выгоды превалирует у них над всем даже в научных построениях.
Как для рождения пассионария, так и для возникновения национального этногенеза обязателен пассионарный импульс , но разнообразие этносов определяется еще и ландшафтами, и климатическими условиями, этническим соседством, культурными традициями, а также силой самого толчка, т.е.импульса. Поэтому все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза по характеру и направленности сходны. Первая фаза этнического процесса – подъем до 450 лет, вторая – расцвет и увеличения могущества – до 600-750 лет, инерционная фаза – до 1 000 лет, затем медленный спад и угасание с продолжительностью жизни этноса примерно 1500 лет.
Л. Гумилев считает русскую нацию этносом зрелым. Рождение русской нации числится с Куликовской битвы. По его словам, впереди - «бархатная осень».
По различным причинам и социально-историческим обстоятельствам бывают однакоже иные сроки и последствия. Исторический пример – поражение Ганнибала в войне с Римом. На побежденную страну пала тяжкая обязанность снабжать миллионный Рим хлебом. Свободолюбивые берберы, спасаясь от жестоких римлян, отступили далеко на юг, их огромные тучные стада вытоптали зеленевшие равнины Западной Сахары, которая стала превращаться в каменистую пустыню. Во времена Ганнибала там текли реки, бродили слоны, паслись лошади, а после антропогенных воздействий римских завоевателей эту богатую фауну заменил один двугорбый верблюд. Есть над чем задуматься, видя как варварски вырубаются китайцами и гибнут от страшных ежегодных пожаров леса нашей пока что зеленой Сибири.
Наконец, в составе этносов при угасании пассионарности появляется категория людей с пассионарностью отрицательной. Или, может, ими управляют импульсы, вектор которых противоположен пассионарному. Такими стали потомки граждан некогда могучего древнего Рима. Потеряв свои земельные участки(парцеллы),в 1 в. н.э. они ютились в каморках разваливавшихся пятиэтажных домов, дышали зловониями «клоаки» - ложбины, по которой спускали в Тибр нечистоты, пили вино из вредной свинцовой посуды, но нагло артачились и требовали от правительства «хлеба и зрелищ».
И приходилось уступать, ибо их субпассионарные толпы могли поддержать любого пассионарного авантюриста, грозившего совершить переворот, обещая дополнительную выдачу хлеба и занимательное представление в цирке. А защищать себя от врагов они не умели и не хотели, ибо учиться военному делу трудно.
Такой субпассионарий по собственной высокомерной логике полагает, что будущего предвидеть никто не может, так как он, получатель хлебного пайка и зритель цирковых представлений, не умеет делать прогнозы . Поэтому он делит получаемую информацию на два сорта: приятную и неприятную. Информаторов второй, ему неприятной, он считает личными врагами. Соответственно и поступает.
Результатом оказалось взятие Рима Аларихом (410 г.), хотя нападающих было много меньше, чем боеспособных римлян в черте города Рима, не говоря уже о всей Италии. И даже это ничему их не научило. Они так и остались не способными к сопротивлению. И когда вандал Гензерих взял Рим(455 г.), он учинил там беспощадную резню. После вандальского погрома Рим уже так и не оправился. «Пусть все вокруг рушится, был бы мир, лишь не было бы войны»(Стр.448).»Женщины перестали рожать детей»(Стр.450). А уже при малой рождаемости(1-2 ребенка) этнос едва-едва влачит свое существование, на военные действия не способен и клонится к угосанию.
Никаких сравнений с современностью напрямую Л.Гумилев не дает, но многое слишком прозрачно напрашивается само собой. Суперэтносом была Российская империя, в которой русский народ воедино собрал и сплотил вокруг себя около двухсот национальностей. Россия простиралась на огромной территории от Балтийского моря и Карпат до Тихого океана. Излишне при этом напоминать картину распада нашей великой державы – СССР. Тем паче излишне в подробностях излагать картину жизни населения нашей страны сегодня – каждый читатель знает и судит о том по себе. Так что же, как раньше молились и уповали на Бога, так ныне уповать на некий благоприятный пассионарный толчок?
Вопрос риторический. Давно общеизвестно: история учит тому, что она никого ничему не учит. Но есть еще и несколько видоизмененное: умный учится на чужих ошибках, самонадеянный дурак не учится и на своих. Конечно же, никто никогда не считает себя дураком. «И никто никогда не скажет о себе, что он служит мировому злу»(Стр.464). Тем паче – пассионарий. Не в этом ли и кроется мистика и магия как индивидуальной личной судьбы, так и всей мировой истории.
Ни в малейшей мере не осмеливаюсь делать какие-то выводы о развитии дальнейших исторических событий. У Л.Гумилева вместо ожидаемого оптимизма наталкиваюсь на такие строки: «Зло мира – это мучение духа в тенетах материи, следовательно, все материальное – источник зла. А раз так , то зло – это любые вещи, в том числе храмы и иконы, кресты и тела людей»(Стр.476).
Меж тем в народе есть мнение считать вторым Днем рождения русского этноса День Победы 9 мая 1945 года. Зная общеизвестную историческую живучесть русской нации, хочется верить, что русский этнос уничтожить себя не позволит. И не забыть русской народной мудрости: Бог то Бог, да будь и сам неплох…
Сергей Каширин
Свидетельство о публикации №220090701789