Искусство в моей жизни. глава 4

МЕТАМОРФОЗЫ
   Новая заведующая библиотекой развернула культработу с присущей ей страстью. Она произвела учет всех имеющихся книг, сделала подшивки газет и журналов за несколько лет, ибо учителя, временно замещающие эту должность, складировали фонд абы как. Татьяна добилась от директора не только обновления книжных новинок художественной литературы, но и поступлений производственного плана, в соответствии со спецификой совхоза. В библиотеке появились новые полки, стеллажи, а на окнах- отмытых от многолетней пыли- теперь красовались красивые занавески. В читальном зале теперь стояли новые столы с настольными лампми и мягкие стулья, взамен колченогих табуреток, изготовленных после войны местными столярами. Этот зал теперь превратился в подобие малого концертного, так как новенькая заставила руководство выделить деньги на ремонт и настройку фортепиано. И когда проходили невиданные прежде литературно-музыкальные вечера, эта сексуальная дива часто недурно музицировала...
В этих начинаниях культработнице помогал и местный комсомол в лице моего дружка. Появился в библиотеке и бледноглубой экран- телевизор. Так что многие неимущие могли теперь свободно посмотреть новости, почитать прессу, принять участие в диспуте, а не болтаться бесцельно возле клуба или магазина рабкоопа в ожидании отстоя пива. Привлекла новая хозяйка бывшей избы-читальни,  о чем извещала теперь уже выброшенная вывеска,уступив красочной табличке "Библиотека совхоза " Гумбейский", и нас со  Славой... Мы учили стихи для вечеров, посвященных Есенину, Блоку и другим. Я увлекся этим творчеством и с удовольствием переписывал в свою общую тетрадь "Гой ты, Русь моя родная", "Заметался пожар голубой", " 26 их было, 26", "Вы помните, вы все конечно помните". Или чеканные строки "Ночь, Улица. Фонарь. Аптека." Блока. Или Игоря Северянина, короля богемных поэтов " Это было у моря, где ажурная пена..."
 Я тогда открыл для себя( и других!) многих поэтов. Некоторых заново. Того же Федора Тютчева, изрекшего на века: " Умом Россию не понять, аршином общим не измерить..." Оказается, этот талантливый поэт и дипломат был еще и прекрасным лириком:"Как хорошо ты, о, море ночное, то лучезрно, то сизо-темно...". Открыл я Лесю Украинку(Ларису Петровну Косач) " Нет, я петь и в слезах не устану", Эдуарда Асадова "В грехах мы все, как трава в росе", Михаила Светлова " Прщайте, родные! Прощайте, семья! Гренада, Гренада, Гренада моя!", Ярослава Смелякова " Если я заболею, к врачам обращаться не стану...", Эдуарда Багрицкого " Нас водила молодость в сабельный поход, нас брсала молодость на кронштадский лед"... И Егения Евтушенко, чья
 " Братская ГЭС" тогда взорвала изнутри всех юных! И Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Вознесенский, Белла Ахмадулина, Римма Казакова, Юлия Друнина, Константин Ваншенкин... Те, кого теперь именуют шестидесятниками,,, Тогда это были молодые двадцатники-тридцатники... Лично меня потрясло знакмство с уральским поэтом Борисом Ручьевым. Кому-то он, возможно, не столь известен, как вышеперечисленные или, допустим автор нетленных строк о войне : "Ночью первым из колонны, обломав у края лед, Погрузился на понтоны первый взвод..." Александр Твардовский.
 Но Борис Аркадьевич Ручьев, на себе испытавший все перегибы эпохи, также внес достойную лепту в нашу общую память. Его поэму "Прощание с юностью" я тогда мгновенно выучил наизусть и в последующем часто с ней выступал.
 "Какой бы пламень гарью нас ни метил, Какой бы пламень нас ни обжигал, Мы будем помнить, мы за все в ответе, Чем крепче боль, тем памятней закал..."
Никогда не ожидал, что некая девица с, как теперь говорят, пониженной социальной ответственностью в постели, окажется столь дельной и страстной  в деле пропаганды  поэзии...
Метаморфоза произошла и во мне.
 Я, конечно, продолжал активно читать прозу Куприна, Бунина, Алексея Толстого, Шолохова, Леонида Леонова и мнгих других. Но поэзия именно тогда, как щедрый дождь после зноя освежает пашню, обильно напитала мою душу!..
Метаморфоза!

...Еще метаморфоза из серии не очень приятных.
Жил в нашем общежитии невзрачный такой парень Паша, примерно моего возраста. Я близко с ним не общался, но иногда перекидывались фразой-двумя, вроде:
Погодка -то сегодня...
И не говори...
 Этот самый Паша работал в совхозе и, поговаривали, похаживал с сексуальными целями к молодой бабенке Марине из соседней двухэтажки... И вот однажды я встречаю этого  парня в подьезде нашего общежития. Паша бледен, голос его словно спрятался где-то внутри его. Он остановил меня, сказав, что не ел два дня и попросил одолжить три рубля, до пятницы...
Тут я должен заметить, что после отьезда друга Пятницкого на алмазную трубку и золотые  прииски, я больше в долг никому не давал,,, Но такой жалкий и голодный вид был у парня, что я не выдержал и отдал то, что с собой было- пять рублей. Пусть человек питается как следует!
Такая во мне произошла метаморфоза.
Через час я вновь увидел своего заемщика: он был пьян, как сапожник...
Проходит неделя, другая... Никто денег не возвращает. И вдруг поздно вечером стук в дверь.
Кто?
Паша, отдать должок...
 Встаю спросонок с кровати, открываю.
Внезапно Паша бросается на меня, валит на кровать и приставляет к самому горлу огромный острый нож. Настоящий тесак.
Будешь еще так делать, падла?
Н-нет, не буду!.. Ни-никогда больше...никаких денег!
Я тебя сейчас убью!.. Какие деньги? Ты к Маринке моей зачем клеился?
К-когда?
Вчера, скотина! Что ты ей намекал?
   И тут я припомнил, что во время очередного обхода квартир по поводу счетчиков, я вчера действительно заходил и к его пассии. И, поскольку она была в новом платье, которые на днях завезли в райпо, по ходу дела заметил, что ей очень идет и она в нем на танцах в клубе будет неотразима.
Ты, скотина, звал ее на танцы!
   Я пытался обьяснить незваному ночному гостю, что и в мыслях такого не было, поскольку знаю об их высоких отношениях и о том, что Марина ему верна, так как очень любит его за красоту и ум...
Нож медленно убрался с моего посиневшего от страха горла.
Ладно, считай, что поверил... Но в другой раз- пришью сразу!..
   Паша ушел. Плакали мои денежки. Слава Богу, что жив остался!.. Вот такая метаморфоза с человеком, отблагодарил по полной программе!
...Я тогда сделал  выводы: наряды вслух цне оценивать и вечером дверь никому не открывать. После чего приделал еще один запор, на всякий случай.
А что касается денег в долг...С той истории- ни-ни!..

  ... Вениамин Савельевич Карандышев. Он предстал вначале как отвязный гуляка. Потом оказался хорошим специалистом, компанейским парнем и хорошим старшим товарищем. Но когда я подольше побщался с ним у него дома... Его жена- высокая и худоватая, довольно требовательная мадам. Мне почему-то запомнилась ее девичья фамилия - Путятина. Это я вычитал в ее комсомольском билете. Галина оказалась настоящей домостроевкой, в смысле, муж у нее был под пятой. Он бежал на первый ее зов, мыл безропотно посуду, подтирал носы деткам... Но мне доверяли, поэтому я часто у Карандышевых обитал. Я тоже помгал по- хозяйству, чтоб снять часть забот со  своего зтюканнго фурией шефа. Галина прозвала меня Марвихером. Это случилось при обсуждении между нами, мальчиками, творчества Куприна. Савельичу у него нравилась повесть " Яма", а мне больше "Гранатовый браслет" и " Киевские типы". В последних столько жизненных наблюдений, подмеченных тонкостей. Например, я никогда не слышал, что мастеров по очищению чужих карманов от излишков-карманников, когда-то называли мархиверами... С этой беседы прошло несколько дней. Однажды я встретил чету вечером, они шли из кино. Галочка была в сильном подпитии. Увидев меня, она обрадованно закричала:
Ой, марви-хер! Как дела? Заходи на обед, завтра Веник окрошку готовит!..
   Вот такие, брат- читатель, метаморфозы...

   ...Еще парочка примеров.
   К нам на подстанцию изредка заглядывал бывший электрик, а ныне пенсионер Илья Ксенофонтыч по прозвищу Шлеп- нога... Обычный пенсионер, иногда под хмельком. Никакой деревянной ноги у него не было. Однажды с ним случился такой казус. Он пришел в гости к своей интимной подруге Машке- водовозке. Выпили козлихиной самогонки, то да се, занялись интимом... А когда Витючиха утром хватилась, то обнаружила, что ветреный любовник прихватил с собой ее простынь... Как потом оправдывался Шлеп-нога, в память о нежной встрече... Правда это или легенда Гумбейского поселка, трудно сказать...
КС Витюковой произошло много разных историй, эта распутная странноватая бабенка всегда была в центре общественного внимания.
Вот случай, который произошел во времена моего жития в тех краях... В совхоз на практику прибыло несколько зеленых пэтэушников -механизаторов лет 15-16... Кто-то из местных подсказал им, что у Витючихи можно задешево выпить, закусить и даже ...развлечься... Они как-то сладили с пышнотелой хозяйкой 50 лет, напились сами, напоили практически свою мамку и ... побаловались с ней... Когда Витючиха рано утром проснулась, то обнаружила, что юные любители женских прелестей прихватили у доверчивой дамы все, что увидели их жадные глаза... На выручку несчастной пришел лейтенант. Старшой! Правда, интим Машка начисто отрицала, чтоб не привлекли ненароком к ответственности...
   Я бывал у этой оригиналки по роду службы неоднократно. Записывал показания счетчика и уходил, так как держалась хозяйка отчужденно... Ничто не говорило в ней в эти моменты о низких страстях. Может, "все врут календари?"
Но однажды она сама заговорила со мной, предложив чаю. Я согласился. В разговоре выяснилось, что Мария Сергеевна в прошлом... учительница. Они жили с семьей в Троицке. У них  были двое детей- сын и дочь... Десять лет тому назад муж с детьми погибли  в аварии: машина застряла на переезде, а машинист поезда не смог остановить состав... На нее это так подействовало, что учительница тронулась умом, как говорят. Лечилась два года. Вышла из психбольницы и...запила... Пришлось переехать в неизвестные места, чтоб никто не знал. Устроилась в этот совхоз на самую безответственную должность... "Удивительный вопрос- почему я водовоз?"
Я набрался нахальства и спросил, правда ли то, что у нее постоянно крутятся мужики?
Мария, не моргнув глазом, подтвердила, что правда.
Ничего не могу с собой поделать, голубчик! Как только выпью, срочно надо мужика... Хочешь, приходи вечерком, посмотрим, где ты своих голубей прячешь?! Хочешь и меня пощупаешь?..
    Витючиха захохотала. Я сослался на занятость, поблагодарил за чай и за интересное предложение,и предпочел удалиться... Нда, метаморфоза...

  ... Еще один местный герой. Он проживал с женой в саманной избушке рядом с общежитием. Все звали его Полковником. А имя у него было Утарбай. Старик азиатской внешности, морщинистое скуластое лицо. Смуглая кожа, слегка полноват. Утарбаю можно было дать и шестьдесят лет, и сто.
Я обычно входил в их довольно скромную хижину и быстро записывал цифры на счетчике... Но однажды Утарбай окликнул меня на улице: "Эй, Крылов, ты почему говоришь мне исэнмесэз? Ты - татарин?"
Никак нет, товарищ полковник! Просто хочу сделать Вам приятно."
Я-то полковник, а ты кто? Ты в армии служил?
Военная тайна, но я уже майор. Так и зовите- майор Крылов!
 И в следующий мой приход Утарбай приветствовал меня: " Майор Крылов, давай попьем чаю!"
Я разулся и забрался на небольшое возвышение, вроде нар, которое занимало большую часть избушки. Там были постелены ковры. Жена довольно моложавая на вид, одетая в национальную одежду, вежливо подносила угощение. Мы пили чай с молоком из больших красивых пиал вприкуску со сладким чап-чаком. Это такие орешки из теста, залитые медом. Ели руками шурпу и прочие казахские блюда... И старик, заметив, что это мне пригодится(как будто знал, что через 55 лет я напишу о нем), поведал мне о метаморфозах в своей судьбе...
Их семья, как и соплеменники, всегда обитали в степях. Пасли стада коров, овец, гоняли табуны лошадей.(Вот она, "Песня табунщика"!). Утарбаю с детства нравились лошади, эти очень красивые, умные, преданные человеку создания... С трех лет он сидел в седле!..С революцией пришли другие времена. Отца разорили, забрав весь скот. Утарбай подался в Красную армию. Воевал храбро, бил бандитов атамана Дутова и прочих. Был награжден боевым орденом. После Гражданской был направлен на учебу по военной линии. Женился. Принимал участие в боевых действиях в Монголии. Новый орден. Перед Великой Отечественной родился сын, он живет неподалеку. В войну воевал в кавалерийском корпусе Доватора, дослужился до подполковника. В 44 году был тяжело ранен и комиссован. Демобилизовался и прибыл сюда, в Гумбейский. Герой трех войн легко устроился на должность главного зоотехника. И тут сразу после войны случилось ЧП: лихие люди угнали табун лошадей... Пошло следствие. А кто у нас конник, без лошадей жить не может? Приплели и покойного отца. Короче, без вины виноватый! Влепили ему десятку за хищение в особо крупном размере. Хорошо товарищ Берия учинил амнистию и отсидел Утарбай всего восемь... Вот в Мордовском лагере на лесоповале Полковником и прозвали.
На свободе обратно в совхоз даже в конюхи не брали. Как жить? На что? Жена померла. Хоть иди и воруй... И пошел! В Оренбургской области украл несколько лошадей. Сошло с рук. Потом еще. Затем поймали и дали пятерочку... Вышел и снова за дело! Так и стал Утарбай самым известным на Южном Урале конокрадом. Выйдя из последней отсидки в прошлом году, женился на молодушке. Ему 72, ей 32... Все бы ничего, да 35-летний сын на красотку заглядывается, однако...
Вы в обиде на Советскую власть?
Зашем в обиде?
Ни за что посадили, поломали биографию...
Э, дорогой фокусник, время такой был... Зато потом столько лет снова с конями был, гладил их, холил, сахарком угощал... Бишбармак пробуй!..Вот ты чем душу успокаиваешь?
Я? Наверное, когда я хорошо выступлю и зрители довольны...
А я- когда на лихом коне проскачу, табун с отчаянными дружками по степи гоню со свистом!..
      Ветер за ушами волос колышет!.. Ковыль под копытами стелется...
   Я встал и поклонился:
Рахмат! Сау булыгес!
На здоровье! Заходи...

...С той поры мы подружились и часто приветствовали друг друга:
Полковник Утарбай!
Майор Крылов!

   ... Как судьба иной раз меняет жизнь человека, переворачивает, заставляя идти совсем в другую сторону, куда и не собирался!
Метаморфозы!!!

(  Продолжение следует.)
   


Рецензии