легенда со слов моего отца

*Легенда со слов моего отца(Дала ша декъалвойла иза, Дала геч дойла цунна)*

Блуждал как-то раненый беспомощный волк, и решил он пойти на луга к пастуху охранявшему отару овец.
Пришел волк к пастуху и говорит ему: - Слушай пастух, ранен я, да и измождён, не мог ли ты мне одолжить одного, пусть и самого хилого больного барашку, умираю с голоду!?"
- Да как же я могу дать тебе барана, ведь овцы не мои, они князя (эла), нет не могу, а своих у меня нет, я всего лишь пастух, - ответил волку пастух.
- А ты сходи к своему князю, спроси у него, может он согласится, и даст тебе разрешение...
Пошёл пастух домой к князю. В доме князя идёт сабантуй (той), заходит в дом князя пастух, видит, сидит князь на высоте в дальнем углу своих хором, гости сидят со стороны входа, и князь самобахвально ведёт сабантуй...
Увидев пастуха, князь (эла) говорит возмущённо: -Ты как смел покинуть отару? Что ты здесь делаешь?
И рассказал пастух, с чем он пришёл к нему.
Князь в ярости стал кричать: - Как ты смел оставить там волка с отарой....???
Пастух ответил: -  Волк обещал, что будет охранять отару, и дал мне слово, и заверил меня клятвой...
- И что за клятву он такую дал тебе? - спросил князь улыбаясь презрительно.
- Волк поклялся в том что, пусть он станет презренным хозяином в своем доме, который при гостях сидит выше своих гостей, и второе, пусть я стану снохой, покинувшая дом мужа, поссорившись со свёкром! ( Ше хьешийлаъ, лакхе хиан 1аш волу, хьусам да хийла шех. Ше мардецане эг1ан дахан нускал хийла шех, ща цхьа уьстах галболийтахь!)
Князь понял многое, и велел пастуху, выделить самого хорошего барана, на выбор волка.
Вернувшись к отаре, пастух увидел спокойно пасущихся овец, и волка на бугорке наблюдавшего за отарой.
Когда пастух сказал, князь разрешил, чтобы волк выбрал любого, самого лучшего барана, волк зашёл в стадо, и выбрал самого маленького, хилого и больного барашку, пастух возмутился, - зачем выбрал такого, когда сам князь позволил выбрать самого лучшего? На что волк ответил: - Как же я могу называться волком, когда не могу ответить на гостеприимство и вежливость невежеством?!

Исмаил Акаев


Рецензии
Легенда интересная со смыслом,князь понял,что сказал пастух о его презрительном отношение к гостям и вообще к людям. А гордыня, - это грех большой. Все бы люди так поступали, как волк, не было бы войн и распрей. С уважением.

Тома Снегова   21.10.2021 08:15     Заявить о нарушении
Уважаемый ,брат Исмаил Акаев!
Прочитала легенду на одном дыхании, очень поучительная легенда. Многое ушло в могилу с нашими родителями из-за того, что мы не сделали записи от наших стариков. Многие из них не были образованны, но они были мудры, а их мудрость заключалось в Слове.
В чеченском и ингушском фольклоре волк символизирует храбрость,мужество. Если в русском фольклоре волк отрицательный персонаж, то в нашем фольклоре он несёт положительный заряд, является благородным персонажем.
Положу легенду на стихи и выложу на сайте: Стихи.ру Айшат Мальсагова.
С уважением Айшат Мальсагова.


Айшат Мальсагова   09.08.2022 23:03   Заявить о нарушении
3574. Беспомощный блуждал по лесу волк
Айшат Мальсагова
Стих написан по легенде, записанной Исмаилом Акаевым, со слов его отца.

Беспомощный блуждал по лесу волк,
Раненье получил в последней схватке.
"Голодным доживать не вижу толк!
Весьма боль ощутима в под лопатке".

Волк на лугу увидел пастуха,
Овец отару охранял парнишка.
К нему волк обратился сдалека:
- Не думай, брат, что волк такой глупышка!

Изнемождён и ранен я, пастух,
Ты одолжи мне хилого барашку!
От голода я испускаю дух! -
Водицы наливай скорее в чашку!

- Но как могу тебе барана дать?
Овец отара не моя, чужая!
От князя разрешенье надо взять,
Сиди с отарою меня ты дожидаясь.

А в доме князя пиршество горой,
Он восседает высоко на троне!
Напитки разливаются рекой,
И обратился к князю он в поклоне:

- Барашку попросил голодный волк,
Не смог отдать чужого я барана!
Без разрешения впаду к тебе я в долг,
Хотя и крепкая моя охрана!

С обманом жить Творец мне не велит,
Не видел в этом волке я тирана!
Гостеприимство, честь дано хранить,
Я не увидел в волке в том изъяна!

- Неужто волку можно доверять?
Как стадо мог моё ему оставить?
Условия его ещё принять?
Могу тебя сейчас в тюрьму отправить!

Князь гнев сумел на милость поменять:
- Исполни просьбу волка, ты, однако,
Волк гордость, честь не сможет потерять!
И клятву не прими его двояко.

- В чём смысл той клятвы? - князь заговорил.
- Пусть буду я презренным в своём доме!
Коль я гостей своих бы не любил
И оказался выше их на троне!

Пусть буду я сварливою снохой,
Которой свекр стал ей неугодным!
Поссорившись с его роднёй, вдовой,
Вернусь я в дом родительский безродной.

- Ты лучшего барашка подари,
Скажи, что я расщедрился для волка,
И дружбу с этим волком сохрани,
Быть может, в дружбе будет больше толка!

Пастух слова всецело передал,
На что волк отвечал спокойно:
- Гостеприимства, вежливости ждал,
Я - волк, веду себя всегда достойно!

С уважением Айшат Мальсагова,
член Российского союза писателей.
© Copyright: Айшат Мальсагова, 2022
Свидетельство о публикации №122081000166

Айшат Мальсагова   10.08.2022 01:09   Заявить о нарушении