Пулеметчица Лида

                Из архива отца Е.П.Меркушина.               
               
               
               
                В семейном альбоме ветерана войны и труда Лидии Поликарповны Саратовкиной две интересных фотографии. На маленьком фото миловидная девушка с ясным открытым взглядом, в гимнастерке с погонами младшего сержанта и в армейской пилотке. На груди значок "Отличный пулеметчик". На обороте дата 1944 год. На большой фотографии уже седая полная старушка, улыбаясь, стоит в кругу  своих шефов, учеников 4 класса Очурской школы. На груди множество наград, в руках букет цветов.               
               
               
                А завязалась эта дружба необычно. Однажды пионерский отряд решил взять шефство над пенсионеркой, участницей Великой Отечественной войны. Отряд построился у школы. Под звуки горна и барабана пионеры подошли к одному из домов в Лесном переулке. У калитки их приветливо встретила хозяйка, в прошлом отважная пулеметчица. Провела в уютный дом, усадила. Разговорились. Лидия Поликарповна пригласила соседок, и ребята показали им небольшой концерт. Потом попросили рассказать о войне.               
               
               
               
                "Второй год бушевала жестокая война советских людей с немецкими захватчиками на нашей земле. Фашисты разрушили города и села, заводы, фабрики и шахты, сжигали поля, убивали ни в чем не повинных людей. Вот в это тяжелое для Родины время я и получила повестку от райвоенкомата о призыве в действующую армию. Было мне тогда всего семнадцать лет. Жила с родителями в Хакасии в Усть-Бюре. Сборы были недолги. Обнялись, попрощались и отправилась я на сборный пункт. Без музыки и прощальных речей посадили нас, молодых девчат, в вагоны-теплушки, и эшелон двинулся на запад, на фронт.               
               
               
                После обучения меня зачислили в зенитный артиллерийско-пулеметный полк. Через три месяца мне присвоили воинское звание младший сержант. Стала я наводчицей зенитного пулемета. Бить по атакующим самолетам противника, отражать воздушные налеты на железнодорожные узлы и водный транспорт-такова была наша боевая задача. Конечно, все это не так просто. Налетали фашистские стервятники и по ночам. Нас ведь тоже они могли накрыть огнем из пушек и пулеметов при пикировании, разбомбить. В бою счет ведется на секунды, кто кого победит. Через год я стала командиром зенитного пулеметного отделения. Весной наш полк перебросили на станцию Ковда. Железнодорожные пути там были взорваны, дома разрушены. Кирками и лопатами рыли себе землянки, окапывались. Весна стояла холодная-север. Порой в сапогах примерзали портянки, но согреться хоть чуточку негде. Костров разводить нельзя-заметит противник. Фашистские самолеты сначала пролетали высоко, но потом, получив отпор, прекратили бомбежку путей. Так мы и несли службу в холоде и постоянных тревогах.Через несколько месяцев нас опять перебросили под Мурманск, охранять большой морской порт через который шли военные грузы от наших союзников. Красавец-город был сильно разрушен, множество кораблей разбито и затоплено. Опять же ночью,скрытно, разместились наши зенитные батареи и пулеметные установки на сопке. Через трое суток фашисты возобновили бомбежки. Началась артиллерийская канонада. От грохота орудий я плохо слышала команды взводного офицера, и все же пулеметный расчет действовал быстро и четко. Несмотря н кромешную темень, город был ярко освещен от огня артиллерии. В эту ночь дальнобойные орудия сбили два вражеских самолета. И нам была объявлена благодарность от командования.               
               
               
                Потом наш полк зенитчиков оказался на берегу Волги близ Сталинграда. Несли службу по защите от налетов с воздуха пароходов и другого транспорта, плывущего по реке. Враг здесь был уже разгромлен и далеко отброшен, но опасность еще не миновала. Забрасывали диверсантов. Они делали скрытно налеты на наши воинские части и склады. Как-то я стояла в карауле на посту. Примерно в два часа ночи слышу, кто-то ползет в мою сторону, тихо-тихо. Насторожилась, прислушалась. Незаметно подняла взвод по тревоге. Открыли огонь по пшеничному полю, где ползли диверсанты. Под утро их задержали. Нам опять объявили благодарность за умелые действия.               
               
               
                Когда отгремели салюты Победы для сменя война еще не окончилась. Надо было разбить японских самураев на востоке. Туда и отправили нашу часть. После войны я 18 лет проработала на Сорском молибденовом комбинате, там проводили меня на пенсию. По состоянию здоровья переехали с Марком Никитичем в Очуры, в лесное благодатное место. Он тоже бывший фронтовик, работает главным бухгалтером совхоза. У нас есть внук и внучка. Мы им очень рады. Я более тридцати лет являюсь донором.Уже здесь дважды сдавала кровь, которая так нужна людям. Во время войны я вступила в ряды Коммунистической партии. Вот так, дорогие мои дети.Желаю вам хороших успехов в учении. Любите нашу Родину и всегда будьте готовы ее защищать." С тех пор частенько кто-нибудь из ребят навещает Саратовкиных, помогает чем может Лидия Поликарповна рада гостям, угостит, погладит , а то и пуговку к пиджачку пришьет.  Е.Меркушин
               


Рецензии